На этой неделе в прокате долгожданная громоздкая головоломка Кристофера Нолана и не менее долгожданный долгострой про юных икс-менов.
Довод (Tenet)
Агент ЦРУ (Джон Дэвид Вашингтон) после сложной и опасной миссии по вызволению важного человека из эпицентра теракта в Киевской опере вынужден начать сотрудничество с манерным мужчиной с неизвестным прошлым Нилом (Роберт Паттинсон). Злой русский олигарх (Кеннет Брана), который научился управлять временем, решил поставить раком весь мир, но ЦРУ такие выходки как-то не симпатичны, а потому двум агентам предстоит его обезвредить, не потерявшись в сказке об украденном времени.
Новое достижение Нолана в «Доводе» в том, что, оказывается, не только небоскребы могут сворачиваться как карточные домики, но и машины способны ехать вспять. Сюжет Кристофер намеренно усложняет, издеваясь таким образом над формальной простотой шпионского кино. Перед красивым Робертом Паттинсоном красиво открывают задние двери автомобиля, а затем он вместе с Дэвидом Вашингтоном не менее красиво ходит по стильным коридорам в костюмах и с дипломатами. Но Нолан, конечно, не был бы собой, если бы вместо своей собственной серии бондианы не решил бы затеять деконструкцию. С деконструкцией, правда, не вышло. Почему и для чего пули летят вспять — непонятно. «Довод» весь состоит из доводов: а давайте мы придумаем концепт с пересобранной реальностью, инверсией, в которой события происходят в обратной перемотке. Давайте герои будут появляться в красивых мизансценах по всему миру, напоминая нам о вневременности, простите, времени. Абсурдно? Ровно как и фраза «в твоем прошлом есть будущее», на которой очень хочется быстро зашагать к выходу, но как назло реплика звучит почти в конце картины.
Если убрать из фильма все премудрости и признать, что это кино про обезумевшего русского миллиардера, который с детства выкапывал в Сибири полоний, то «Довод», прямо скажем, не будем отличаться от примерно любой картины с Брюсом Уиллисом или Стивеном Сигалом за последние лет пятнадцать. Можно ли считать намеренное усложнение простейшей фабулы немотивированной и часто алогичной чехардой со временем — деконструкцией шпионского жанра? Пожалуй, нет. Но наверняка сложно отказаться от своих математических расчетов, начертанных на огромной университетской доске, на которые ушли сущие месяцы, даже если формула в итоге не сходится. Любители и фанаты обязательно придумают свои доводы и выдумают свои концепции.
Концепция же Нолана очень проста. Очередной расчет, сокрытый в известном латинском палиндроме. SATOR AREPO TENET OPERA ROTAS. Сатор — имя русского злодея, опера — начало и конец путешествия, тенет — довод (в переводе с английского — «догмат», «доктрина»). Однако, как писал Михаил Ромм в своей книге «Беседы о кино и кинорежиссуре», для того чтобы догматы нарушать, их прежде всего стоит освоить.
[STAT_ART_1.5]
Новые мутанты (The New Mutants)
Пятеро молодых мутантов живут в мрачном особняке, напоминающем мини-вариант института профессора Чарльза Ксавье. Ребята пока не очень удачно справляются со своими суперспособностями, а потому их держат в клетках, почти тюремных камерах под постоянным видеонаблюдением и контролем строгого доктора Рейс (Алиси Брага). Новенькая Дэни (Блю Хант), которая еще не поняла, в чем ее сила, сразу не ладит с юной нигилисткой Ульяной (Аня Тейлор-Джой), но находит опору в превращающейся в волчицу Рэн (Мэйси Уильямс).
Самое важное, что надо понимать про «Новых мутантов»: это не кинокомикс в привычном зрительском понимании (в нем не очень много экшена и по большому счету нет серьезного антагониста), а кино про подростковые страхи, вызванные их сложными и травматическими суперспособностями в жанре подросткового же хоррора. Джон Бун выстраивает очень камерную (в прямом и переносном смысле) историю, поначалу напоминающую игры серии «Нэнси Дрю» и в итоге выливающуюся в занятный сплав «Гарри Поттера», «Клуба "Завтрак"» и, собственно, «Баффи — истребительницы вампиров», которую он цитирует, поместив фрагменты сериала в телевизор. Классическая метафора «Людей Икс» как сообщества угнетенных и непонятых квир-людей здорово обыгрывается в линии лесбийского первого чувства между героинями Хант и Уильямс, а важная тема репрезентации коренного населения очень круто и уместно проходит лейтмотивом картины. Почему американские критики фильм разругали — не очень понятно. «Новые мутанты» актуальные, неглупые и довольно страшные местами даже для подросткового хоррора. Примерно такие же эмоции испытываешь при просмотре поттерианы на сценах с дементорами. Может, в целом это кино и не выглядит так, как должно выглядеть в 2020-м или даже в 2017-м, но это едва ли повод пинать картину. Продолжения ужасно хочется, но оно, понятно, не состоится. При этом раскладе фильм Буна — пусть и короткий (час двадцать), но вполне красивый способ завершить похороненную Сингером и Кинбергом франшизу. С лиричным финалом в надежде на светлое будущее.
[STAT_ART_2.5]