Обзоры, Музыка — 9 сентября 2020, 19:50

Большой гид по музыкальным сервисам. Разбираемся в плюсах и минусах Spotify, Apple Music и других

С появлением на российском рынке еще одного музыкального стрим-сервиса у всех возникает логичный вопрос: кого в итоге выбрать? Мы решили в этом разобраться: расспросили представителей сервисов о ключевых отличиях, выявили плюсы и минусы каждого из основных игроков. Чем пользоваться выгоднее и чьи подборки составлены правильнее всего: сравниваем Apple Music, Spotify, «Яндекс.Музыку» и «Музыку ВКонтакте».

Мы постарались сделать наш гид удобным для пользования и выделили опции, которые в той или иной степени влияют на выбор сервиса. А также опросили людей, чья работа связана с музыкой, — они поделились историями взаимоотношений со стримами, отзывами и личными рекомендациями.


Подписка

Apple Music предлагает начать знакомство с пробного бесплатного периода в три месяца. Далее нужно определиться с тарифом подписки: 

  • Студенческая (75 рублей в месяц + доступ к Apple TV+).
  • Индивидуальная (169 рублей в месяц либо 1690 рублей в год).
  • Семейная (269 рублей в месяц для группы до шести человек). 

У некоторых партнеров сервиса есть акции с пробными подписками — например, МТС (шесть месяцев) и re:store (четыре месяца).

«Яндекс.Музыка» входит в подписку «Яндекс.Плюс», у которой тоже есть бесплатный период в три месяца. Далее придется платить 199 рублей каждый месяц или 1690 рублей в год. Подписка «Яндекс.Плюс» дает доступ к полному каталогу музыки и подкастов, а также к фильмам и сериалам на «КиноПоиск HD», с ней можно пользоваться кешбэк-баллами за поездки на «Яндекс.Такси» и «Драйв», за покупки билетов на «Афише» плюс другие приятные бонусы. 

Стандартная месячная подписка на «Музыку ВКонтакте» и BOOM в России стоит 149 рублей в месяц (без рекламы и офлайн). Сейчас есть возможность оформить трехмесячный пробный период всего за один рубль. Стоимость студенческого тарифа составляет 75 рублей.

Spotify предлагает слушателям бесплатную версию сервиса по всей стране (но с рекламой и некоторыми ограничениями). Сервис также доступен по подписке после пробного периода (он, как у всех, — три месяца):

  • Spotify Premium за 169 рублей в месяц.
  • Spotify Premium для студентов — 85 рублей в месяц.
  • Семейный — 269 рублей в месяц (стандартно до шести человек).
  • Новый тариф Spotify Premium для двоих (219 рублей в месяц): тут прилагается плейлист «Микс для двоих». Он автоматически обновляется и сочетает музыку, которая понравится обоим. 

База музыки

По информации от сервисов, самой большой базой обладает «Яндекс.Музыка» (более 65 миллионов треков), второе место между собой делят Apple Music и Spotify (более 60 миллионов), а «Музыка ВКонтакте» вмещает более 40 миллионов композиций. По частоте обновлений у всех примерно одно и то же — этот процесс целиком автоматизирован и зависит от скорости появления музыки у лейбла, дистрибьютора и агрегатора. Но мы уточнили в цифрах: Spotify, например, добавляет в свою библиотеку около 40 тысяч новых треков ежедневно.


Дополнительный контент 

Apple Music — аудиовизуальный сервис. Помимо музыки и удобного формата текстов песен, в сервисе много клипов (плюс видеоплейлисты), подкастов, интервью и эксклюзивного видеоконтента. Все это находится во вкладке «Обзор», которая формируется индивидуально для каждого пользователя.


На «Яндекс.Музыке» можно найти уникальный для стриминга формат: эксклюзивные альбомы и плейлисты с аудиокомментариями. Это может быть как голосовая презентация треков от любимых звезд, так и шоты от Алисы — голосовой ассистент рассказывает истории создания песен, шутит и объявляет следующие композиции. Также на сервисе доступны подкасты (более 100 000 выпусков), аудиолекции (например, НИУ ВШЭ), аудиокниги для детей и взрослых, медитации (например, «Снятие стресса и беспокойства») и записи КВН. Тексты песен к большинству популярных треков тоже есть. 


Весь дополнительный контент «Музыки ВКонтакте» собран в сообществах артистов, где публикуются новые релизы, клипы, фотографии и свежие интервью с возможностью обмениваться комментариями с другими пользователями. Отдельно возможности посмотреть тексты песен сейчас нет. 

Spotify, в свою очередь, объединился с музыкальным приложением Genius, чтобы пользователи могли узнать больше о любимых треках (сейчас функция доступна только на английском языке). А еще в Spotify есть радио. Эта функция особенно полезна, если вы устали от конкретного исполнителя или плейлиста и хотите найти что-то новое в подобном стиле. Радио Spotify соберет для вас многочасовую подборку свежей музыки, похожей на вашу любимую. «Перейти к радио» можно по выбранной песне, музыканту или плейлисту, и если этот плейлист вам понравится, сохраняйте его в своей медиатеке, нажав на «лайк».


Эксклюзивы 

Каждому сервису, как оказалось, есть чем похвастаться. Apple Music привели в пример большой проект с Esquire про Виктора Цоя, в котором собраны плейлисты, знаковые альбомы и записи группы «Кино». Мы же обратили внимание на «Избранные коллекции» с историей афроамериканской музыки, где очень удачно собраны джазовые сэмплы и их оригиналы. 


У «Яндекс.Музыки» есть линейка эксклюзивных подкастов и аудиоспектаклей. Например, антропологическое исследование «Истории русского секса», рассказы о жизни людей с ментальными особенностями «Одно расстройство» и первый подкаст для детей «Зубочистки» с героями «Смешариков». 

Главный спецпроект «Музыки ВКонтакте» — это, конечно же, VK Fest, который проводится уже шесть лет (в этом году в онлайн-формате) и за это время стал крупнейшим городским open-air в России. Существует формат #VKLive — эксклюзивные онлайн-концерты артистов, трансляция которых проходит ВКонтакте. 

Spotify привел в пример эксклюзивную опцию для исполнителей — международную платформу Spotify for Artists. Ее специальные инструменты позволяют музыкантам и их партнерам отслеживать статистику по релизам в режиме реального времени. Помимо этого, Spotify for Artists предлагает опции продвижения и управления профилем: артисты могут менять фотографии, продавать мерч, добавлять информацию о себе и ближайших концертах.


Плейлисты

Apple Music не стал раскрывать подробностей составления плейлистов, но мы знаем, что это смесь машинного обучения и работы кураторов (без них никуда). В ассортименте множество подборок на выбор: от музыкальных жанров и музыки по настроению до индивидуальных рекомендаций новинок и лучших композиций любимых артистов. 

Все треки и подкасты на «Яндекс.Музыке» собираются в различные персональные плейлисты. Например, «Плейлист дня» и «Премьера» обновляются с учетом ваших музыкальных вкусов, а в «Подкастах недели» появляются новые эпизоды любимых подкастов и тех, которые могут вам понравиться. Если хочется послушать музыку определенного стиля или настроения — есть тематические подборки. Алгоритмы «Яндекс.Музыки» обращают внимание на каждое ваше прослушивание, лайк/дизлайк и пропуск трека. Так они узнают о ваших вкусах еще больше. Ценная информация для работы алгоритма — какую музыку слушают люди со схожими предпочтениями. Почти во всех редакционных плейлистах существует переранжирование: например, в подборке «Музыка 2010-х» более 500 треков, но слушатель может увидеть только те 125, которые ему точно понравятся. Также на «Яндекс.Музыке» создаются автоматические плейлисты: «Лучшее...» (что чаще прослушивали в последнее время) и «В стиле...» (что еще слушают пользователи, которые любят эту группу). 


Плейлисты и подборки по интересам «Музыки ВКонтакте» формирует музыкальная редакция VK. Известно, что основной поток релизов выходит по пятницам, конкуренция за внимание пользователя в этот день очень высока. Редакторы ВКонтакте обновляют витрину ежедневно, не упуская из внимания и те новинки, которые выходят не по пятницам. Здесь также есть вкладка «Для Вас», полностью посвященная персональным рекомендациям: в двух плейлистах по 100 треков, подборки «Сегодня» и «Неделя» основаны на ваших предпочтениях.


Рекомендательная система Spotify учитывает целый ряд факторов — что вы слушаете и когда, какие песни добавляете в свои плейлисты — а также принимает во внимание привычки слушателей со схожими вкусами. 

Можно открывать для себя музыку с помощью эксклюзивных предложений: «Микс дня» собирает ваши любимые треки и новые композиции, которые могут вам понравиться; «Радар новинок» — плейлист с последними релизами исполнителей, на которых вы подписаны или которых слушаете чаще всего, он обновляется по пятницам; «Открытия недели» — плейлист со свежими треками, который учитывает ваш уникальный вкус и обновляется каждый понедельник.

Система персонализации начинает работать с первого дня пользования приложением. Чем больше музыки вы слушаете, тем лучше система понимает вас и тем выше становится качество рекомендаций. 

Помимо алгоритмов, с плейлистами также работает команда редакторов. Они делают не только жанровые подборки, но и плейлисты на все случаи жизни и для разного настроения. Машинное обучение помогает здесь сочетать рекомендации от редакторов-специалистов с личной историей прослушивания таким образом, что у пользователя появляется ощущение, будто для него создает плейлисты один очень опытный музыкальный друг.




Удобство интерфейса

Apple Music отлично интегрирован во всю экосистему Apple. Например, можно слушать музыку прямо с Apple Watch и смотреть видеоклипы через Apple TV или в машине с помощью CarPlay. Кроме того, Apple Music доступен для Android и Windows. А еще не забываем про Shazam. 


«Яндекс.Музыка» доступна на множестве платформ. Это мобильные приложения для iOS и Android, веб-версия, приложение для Windows, бортовые компьютеры «Яндекс.Авто», автомобили «Яндекс.Такси» премиального класса, «Яндекс.Станция», поисковое приложение «Яндекса», голосовой помощник Алиса, каршеринговые автомобили «Драйва» и «Навигатор».

«Музыка ВКонтакте» существует внутри суперприложения ВКонтакте, на мобильных устройствах она расположена на второй вкладке. В вебе раздел музыки доступен из левого меню. Но слушать трек можно начать из любого места — из комментариев, постов сообществ или друзей или из личных сообщений. «Музыка ВКонтакте» также доступна в «капсуле» — умной колонке от Mail.ru Group. Голосовая помощница Маруся умеет включать музыку из ваших аудиозаписей. 

Приложением Spotify можно пользоваться на смартфонах, планшетах и компьютерах, на любом телевизоре с технологией Smart TV, «умных» колонках, часах, игровой консоли Xbox и в автомобильных системах Android Car и Apple CarPlay. В российском Spotify есть интеграции с приложениями: Instagram, Facebook, Discord, Tinder, Google Maps, Nike Run Club. Недавно сервис объявил о своем первом партнерстве на рынке киберспорта со студией Riot Games. Spotify стал эксклюзивным аудиопартнером игры League of Legends и ее крупнейших турниров: чемпионата мира, соревнований Mid-Season Invitational и All-Star Event.




Опции, о которых мы не знали

Если вас по какой-то причине не устраивают рекомендации подборок в Apple Music — всегда можно перенастроить предпочтения. Нужно зайти во вкладку «Для вас» и поменять «Выбор артистов». Не забывайте ставить лайки и дизлайки трекам — так сервис узнает о вас гораздо больше. То же самое касается функции «Радио» — здесь можно отмечать понравившиеся треки звездочкой. Не стесняйтесь просить о помощи Siri — она с радостью добавит нужный трек в плейлист и подберет музыку, какую пожелаете. А еще вы можете делиться музыкой в Instagram Stories с активной ссылкой — это гораздо удобнее пресловутых скринов. 


В приложении «Яндекс.Музыка» доступна функция распознавания песен. Результаты поиска автоматически перейдут в отдельный плейлист «Распознано». Также пользователи могут делать совместные плейлисты — подборки, которые вы создаете вместе с друзьями. Для любителей саундтреков есть персональный «КиноПлей-лист». Он автоматически собирает музыку из последних просмотренных фильмов и сериалов, которым вы поставили высокую оценку на «КиноПоиск HD». 

У «Музыки ВКонтакте» обновленные музыкальные рекомендации — теперь треки на основе интересов и последних прослушанных композиций собираются в специальной вкладке «Для Вас» (читайте об этом выше). А также благодаря преобразованиям менее популярные авторы теперь получают значительное внимание в рекомендациях и не перекрываются известными звездами. 

Spotify, как новый для нас продукт, имеет больше всего неочевидных опций (что логично). Вот только некоторые из них:

  • Можно восстановить плейлисты, которые случайно удалились. 
  • Можно видеть, что слушают ваши друзья в реальном времени.
  • Вы можете скрыть некоторые свои музыкальные предпочтения от всех.
  • Алгоритмы Spotify помогают не только в поиске новой музыки, но и в составлении собственных плейлистов. В зависимости от названия вашего плейлиста сервис сам предложит треки, которые для него подходят. 
  • Активна функция общих плейлистов — музыкальных подборок, которые вы составляете с друзьями и близкими. Вместе вы сможете изменять порядок треков, добавлять и удалять композиции.
  • В этом году Spotify представил плейлисты для домашних любимцев — генератор треков, которые понравились бы как питомцу, так и его хозяину. Для этого надо зайти на специальный сайт, выбрать вид домашнего животного и ответить на несколько вопросов. Spotify предложит плейлист с обложкой, где изображен ваш питомец и написано его имя.


Комментарии пользователей

Кристина Корнилова, SMM-менеджер: 

«Вся моя "золотая коллекция" была поначалу во ВКонтакте, а потом перекочевала в BOOM, и это логично. Я здесь только потому, что мои сохраненки десятилетней давности тоже здесь. Люблю иногда поностальгировать, когда отвечаю пользакам в комментах или запускаю рекламу. Я бы поработала над рекомендациями и подборками в VK. К сожалению, еще ни разу не слышала о них положительных отзывов».


Семен Киселев, музыкальный продюсер шоу «Студия 69»: 

«Очень не хочется в 30 лет превращаться в своих родителей и не принимать все новое, но я заметил первые признаки этого с появлением Spotify. Естественно, все ждали его гениального программирования плейлистов, но чтобы это правильно заработало, нужно уделить приложению достаточно времени. Только тогда программа поймет твои предпочтения и начнет предлагать что-то новое и правильное! Я понял, что ковыряться в незнакомом мне интерфейсе и разбираться, что где находится, неохота. Мне реально хватает тех альбомов, которые насыпались за время самоизоляции, и пятничных обновлений в плейлистах Apple Music».


Артем Мовчан, редактор шоу «Вечерний Ургант»: 

«Давно пользуюсь Apple Music, а еще "Яндекс.Музыкой" благодаря "Яндекс.Станции", которую купил в прошлом году. Самая ценная опция на данный момент — это "Подкасты" и там, и там. В Apple Music слушаю плейлист "Новая музыка", который обновляется по пятницам. Зачастую там какая-то русскоязычная дичь "а-ля тикток", но тут уж ничего не поделаешь — видимо, программа такого мнения обо мне. Бесполезной считаю функцию "Радио", потому что она не обновляется у меня уже несколько лет. Но тут тоже, возможно, проблема во мне». 


Иракли Агладзе, сценарист: 

«Я пользуюсь Apple Music, "Яндекс.Музыкой" и иногда Spotify. Для меня самой важной опцией являются тексты песен, которые есть далеко не у всех. И еще, если используешь сразу несколько сервисов, очень тяжело поддерживать синхронизацию между ними». 


Дарья Асташова, ТВ-продюсер: 

«У меня есть все: Apple Music, "Яндекс.Музыка", BOOM, Spotify. Выбираю по настроению. Apple Music — это чувак, которого ты давно знаешь, он вроде ничего, но как только ты хочешь поговорить о чем-то вне конъюнктуры — ему нечего сказать, и тогда ты уходишь слушать подкасты: они хороши. "Яндекс.Музыка" — чувак, который считает себя очень особенным. Если вы любите назвать пару не самых популярных имен во время офисного перекура с коллегами и тем самым присыпать свой серый вид блестками "ценителя музыки" — вам точно сюда. ВOOM — как элемент ностальгии по временам контача. Тут до сих пор хранится позорное музло, которое ты слушал в школе, только сейчас ты за это еще и платишь, потому что взрослый. Spotify — лично для меня это чувак, на которого я никогда не обращала внимания, а через пару лет мы случайно встретились и полетели искры. Тебя понимают без слов, а если хочешь узнать что-то новое, — только попроси».


Михаил Пешков, инженер, диджей и видеомейкер: 

«Пользуюсь Apple Music, а с недавнего времени еще и Spotify. Так как я диджей и люблю делиться музыкой, для меня самая важная функция — это создание собственных плейлистов. Еще люблю слушать подборки, которые предлагает мне сам сервис. Я бы хотел добавить опцию прослушивания треков с разделением по музыкальным лейблам. А вообще, когда делюсь плейлистами, понятия не имею, кто их слушает и при каких обстоятельствах (хотелось бы иметь доступ к статистике). Обычно, выкладывая плейлист, я запускаю импульс, который приносит мне удивительные знакомства и приключения». 


Виталий Титов, ведущий подкаста: 

«Давно пользуюсь Spotify и Apple Music, а "Яндекс.Музыкой" только с этого года. В Spotify крутой алгоритм поиска, вообще мне нравится его экосистема: если ты слушал музыку с телефона, но потом решил перейти на компьютер, это легко сделать, не прерывая прослушивание. В русском Spotify пока нет подкастов, "Яндекс.Музыка" в этом лучшие и помогают начинающим. Например, они высоко оценили наш подкаст "Фан-Зона", что очень приятно».     


Фото: Getty Images
Новости — 16:50, 19 сентября
Кинофестиваль «Маяк» объявил конкурсную программу
Новости — 14:45, 19 сентября
«Стальное сердце», «Майор Гром» и TIOT. Рассказываем, как прошел второй «Фандом Фест»
Новости — 12:25, 19 сентября
Цирк, балет и музыка: «Яндекс» и Imperial Orchestra покажут мистическое шоу по мотивам «Щелкунчика»
Новости — 19:13, 18 сентября
«Эмили в Париже» продлили на 5-й сезон
Кино — 19:04, 18 сентября
Как вынести креатив из мастерских в пространство города? Рассказывает руководитель Агентства креативных индустрий Гюльнара Агамова