Алин, ты начала записывать разные видео еще несколько лет назад, когда еще не было такого обилия блогеров. Помню, начинала ты с липсинков. Расскажи, как ты стала этим заниматься?
Я окончила универ (НИУ ВШЭ, отделение востоковедения. — Прим. SRSLY), устроилась на позицию помощника руководителя в одну китайскую компанию. Проработала там месяцев восемь-девять, но ушла, потому что работа в офисе мне перестала приносить удовольствие, все-таки перебирание бумажек — это вообще не моя тема. Надо сказать, долго я нигде не задерживалась: просто не могу трудиться там, где есть четкие рамки. Чувствую себя в клетке, маленьким гаечным ключиком в огромной машине. На меня это давит, становлюсь очень непродуктивной, КПД падает на миллион процентов. Таким образом, я ушла в никуда. Работы не было, я сидела дома и уже потихоньку начала себя пожирать, так как бездельничать не могу. Решила устроиться помощником руководителя в строительную компанию. Там руководство часто уходило на встречи, и мне довольно часто приходилось сидеть без дела. Как-то раз (кажется, это был 2015 год) я наткнулась на приложение musical.ly, где увидела Кристен Ханчер — пожалуй, главную звезду приложения на тот момент. Я была в восторге от ее видео (как и многие), мне очень «зашел» ее стиль, это было необычно и ни на что не похоже. Записала кое-как первое видео (липсинк), выложила в инстаграм. Моя страничка просто взорвалась, подписчики (тогда это были в основном друзья) просили еще и еще. Я продолжила записывать видео, потом подумала, что неплохо было бы создать отдельный аккаунт для этих роликов. Долго не могла придумать название: мне же нужно было, чтоб не как у всех. Не хотелось делать что-то вроде Alinaterra video. В поисках нейминга я названивала своему знакомому, просила помочь что-то придумать и настолько его достала, что он в трубку прокричал мне: «Алин, угомони свой талант уже!» «Вот же оно!» — вскрикнула я. Так и появился блог @ugomoni.talant.
Страничка довольно быстро начала расти. В то время в инстаграме только появились сторис, и блогеры продавали рекламу очень дешево — 1500 рублей, а кто-то даже за 750 рублей. Примерно 12 тысяч подписчиков ко мне пришло честным путем. Тогда меня заметил Рустем Богданов, написал мне, и мы стали вместе работать в musical.ly. Там я начала много снимать и монтировать видеоролики (честно говоря, я даже не помню, когда научилась это делать) — в общем, глубже уходить в видео, хотя до этого в основном увлекалась только фото. Мы снимали разных блогеров, селебрити, а я, можно сказать, руководила всем этим процессом. Работы становилось больше, и на свой аккаунт @ugomoni.talant у меня просто не оставалось времени. Из-за того, что контент там появлялся все реже, народ начал отписываться.
И примерно тогда же закрылся musical.ly?
Нет, наоборот, тогда он только начался. Через год или полтора компания ByteDance решила посоревноваться в количестве аудитории с ютьюбом и инстаграмом и объединила приложения musical.ly и TikTok в одно (2018 год. — Прим. SRSLY). Количество аудитории увеличилось в разы. После всех этих изменений я ушла из musical.ly опять в никуда. Так у меня освободилось время на то, чтобы делать что-то для себя. И понеслось: я постила много успешного контента, меня заметили в самом TikTok, предложили там работу. От нее отказалась, потому что знала, как на меня влияет офис. Но TikTok подписал меня на себя как блогера, мы заключили контракт. Жестких условий в нем нет — просто, если к ним приходит рекламодатель, они могут меня ему продавать. Например, у меня уже были интеграции с Universal Studios, «Ашан», Orbit и другими.
Кроме того, я понимала, что знаю о тиктоке все, учитывая, что стояла у его истоков, если можно так выразиться. Мне кажется, такого багажа знаний, как у меня, на тот момент не было ни у кого. Так я решила что-то сделать сама и с партнером основала свой продакшен. К нам стало обращаться множество брендов, которые хотели рекламу своей продукции/услуг в тиктоке, но совершенно не понимали, как ее сделать. Учитывая, что реклама в тиктоке совершенно не похожа на привычный всем инстаграм.
Продакшен называется «Угомони талант»?
Да, мы начали его с моим другом Гришей. В одном из первых разговоров он сказал, что у него есть знакомые в Gazgolder. Уже на следующий день мы приехали к ним и договорились сотрудничать. Первые ролики снимали для Kyivstoner, T-FEST, Lucaveros.
Как работается с Kyivstoner?
Конечно, с блогерами и селебрити работать тяжеловато. У них зачастую нет времени, они хотят прийти на площадку и быстро снять все за один дубль. С Kyivstoner было сложно другое. Он же сам про юмор, и придумывать такому человеку шутки, которые ему на 100% «зайдут», — довольно непростая задача. Но в итоге мы справлялись, часто импровизировали сразу на площадке вместе с ним, и получалось даже лучше, чем задумывали.
Вы специализируетесь именно на видео для тиктока?
Нет, вообще на всем. Просто так получилось, что сейчас все клиенты полезли именно в тикток. А так, например, мы очень много сделали для «Яндекса» (и для «Лавки», и для «Такси», и для «Еды»). Они пришли к нам в пандемию с посылом: «Нам нужны видосы. СРОЧНО». Мы объяснили, что актеров приглашать не можем — коронавирус на дворе. Предложили себя (того парня, которого все наверняка видели в видео, зовут Леша, и у него невероятный актерский талант) в качестве тех, кто может сняться в роликах. Они согласились. Сейчас «Яндекс» планирует что-то делать на ютьюбе, и, скорее всего, мы будем этим заниматься.
Потом к нам пришел со срочным заказом OZON. В видео для них мы тоже участвовали сами, снимали только в квартирах. После этого к нам обратились и другие клиенты, заметил сам TikTok (они вообще хотят нанять нас как продакшен).
В тиктоке, кстати, делать рекламу, намного сложнее, чем в инстаграме или ютьюбе. В последних ты можешь спокойно делать прямую рекламу: блогер садится, рядом кладет, скажем, кетчуп, фоткается/записывает видео и пишет какой-то пост.
Мы не снимаем на профессиональную технику, только на айфон, потому что реклама, которая выглядит слишком качественно, очень выбивается из общей массы видео. Рекламные видео должны вливаться в твою ленту, встраиваться органично и нативно. У наших роликов, говорят, очень хорошие показатели. Все клиенты к нам возвращаются.
«Очень хорошие показатели» — это просмотры?
Не только они. Смотри, рекламу пускают в таргет. Соответственно, понятно, что вне зависимости от нас просмотры будут немаленькими, поэтому они — это не главный показатель. Хороший результат — это еще и большое количество лайков, комментариев — вовлеченность пользователя в контент. Сама понимаешь, что рекламу редко лайкают. Нашу же еще и до конца досматривают и реагируют на нее (шэрят, переходят по ссылкам).
Вот ты говоришь про видео, которые выглядят слишком профессионально. У Ивлеевой, к примеру, ведь так? Слишком крутой продакшн для тиктока?
Да. Но я заметила, ей в комментариях часто пишут, что она берет очень старые тренды или идеи и просто переснимает их очень качественно. Безусловно, ее команда делает это круто, но видео все равно немного выбиваются из ленты. В чем кайф тиктока? Легкость! Ты открываешь приложение и видишь человека таким, какой он есть, без особых заморочек, близким к людям, которые это смотрят.
На мой взгляд, Настя в тиктоке выглядит не очень органично. Ей надо бы другое снимать. На мой взгляд, профессиональный контент — это скорее больше для инстаграма. По крайней мере, сейчас. А так, конечно, сам продакшн Ивлеевой на уровне, тут даже отрицать не стоит.
Ты сама за какой тикток?
Алгоритм тиктока так устроен, что твоя лента рекомендаций со временем начинает состоять из такого контента, который тебе близок и интересен. Алгоритм «следит», какие видео ты досмотрел до конца, какие пролайкал, какие пересмотрел несколько раз, и на основе этих данных делает анализ твоих предпочтений. Моя лента практически полностью наполнена американцами. Русских почти нет, я за ними не особо слежу. Все эти хаусы — вообще не моя тема. Хотя я всегда в курсе всего, потому что это важно для работы. У американцев все сделано круто: прикольный юмор, съемка, идеи, тренды. Все русские блогеры, в принципе, ориентируются на американский тикток (и очень интересно, что в США его хотят запретить), берут идеи оттуда и переделывают на наш лад.
Та же Дина Саева — прикольная и харизматичная девчонка. Но, опять же, она берет растущие американские популярные тренды и первая переделывает их. Да все так в тиктоке сейчас делают.
Видела, как она переделала шоу Маркони Comment Out в короткий формат тиктока Comment Talk?
Да! Если ты зайдешь на ютьюб, то заметишь, что практически все русские шоу слизаны с западных. Мы сами тоже нацелены на американский рынок, в том плане что ориентированы на их вкус и стиль.
Придумывать что-то для тиктока — это огромная работа. Тебе как минимум постоянно нужно следить за трендами (они в тиктоке живут максимум неделю). Вот раньше, например, была Кристен Ханчер. У нее были крутые липсинки, классная музыка, зрелищные переходы (транзишны). Но после того, как все перешло в тикток, Ханчер ушла в тень, потому что он немного подавляет тренд на то, чтобы делать только липсинки. Нужно, чтобы человек показывал какой-то более индивидуальный контент, чтобы были какие-то сюжеты посложнее или что-то познавательное.
На тебя чуть больше месяца назад было подписано 200 тысяч человек. Сейчас более 600 тысяч. С чем связан такой скачок?
В первую очередь с тем, что у меня стало больше свободного времени и я начала придумывать контент для своей страницы. Над тиктоком же нужно реально работать, как и над любой другой соцсетью: каждый день добавлять видео, публиковать что-то хотя бы раз в семь дней (это минимум, а лучше каждый день). Если ты забрасываешь, алгоритм немножко про тебя забывает, поэтому активность нужно постоянно поддерживать.
Наверняка ты видела одно из последних видео, где мой коллега Леша случайно ударил меня по голове сковородкой. Оно взлетело на два с половиной миллиона просмотров за 24 часа, и на меня за сутки подписалось где-то 10 тысяч человек. Сейчас моя цель — раскрутиться до миллиона подписчиков, что, в принципе, несложно. Единственная сложность — публиковать что-то каждый день, а это значит жертвовать качеством. Но в этом и особенность площадки.
Так в итоге что попадает в рекомендации тиктока? Вообще любое видео?
Официальной информации о работе алгоритмов тиктока нет, поэтому мы можем только предположить. Ты выкладываешь видео, оно показывается, условно, 100 людям. Алгоритм смотрит, как это количество человек на него отреагировало. Если хорошо, то показывает большему числу людей. И так дальше по нарастающей. Когда алгоритм понимает, что реакция на видео активная, он начинает его раскручивать сильнее, причем не только по России, но и по всему миру. Рекомендации — это, на мой взгляд, и прелесть, и большой минус тиктока. Например, в инстаграме у тебя есть конкретная аудитория — твои подписчики, с которыми ты взаимодействуешь. В тиктоке же подписчики могут твое видео и не отследить, потому что, если оно не залетает в «рек», его вообще мало кто увидит. Главная лента пользователя тиктока — это лента рекомендаций и только потом лента подписок. Даже если у тебя, предположим, миллион подписчиков, ты можешь выложить видео, которое «не зайдет», и увидит его всего две тысячи людей. Это становится проблемой, когда делаешь рекламную интеграцию: ты не можешь гарантировать количество просмотров.
Сколько у тебя стоит рекламная интеграция?
От 45 тысяч рублей. Это еще немного, я в тиктоке не самая активная, так как сторонней работы очень много. Думаю, какой-нибудь Даня Милохин на интеграциях зарубает уже где-то 150–200 тысяч рублей.
Помимо рекламных интеграций на чем зарабатывают тиктокеры?
Еще на рекламе музыки. Что это значит: приходят артисты, которые платят тебе деньги за то, что ты рекламируешь их трек. Тебя просто просят снять видео под музыку. Никто даже не распознает, что это реклама.
Что касается рекламных интеграций: в силу того, что у тебя контракт с TikTok, ты сама цену устанавливаешь? Или согласовываешь это с компанией?
Нет, для рекламодателей, которые приходят ко мне лично, я сама назначаю стоимость. TikTok же меня продает намного дороже.
Нужно ли тебе согласовывать свои рекламные интеграции с офисом TikTok?
Обязательно. Когда ко мне приходит реклама, я должна за три дня до публикации отправить ее на проверку. Например, мы не можем рекламировать казино — такое просто не пропустят. Получается, страница принадлежит полностью мне, но она все равно немного под контролем. При этом отчислять деньги с моих интеграций я не должна. TikTok не берет никаких процентов.
А у многих блогеров есть контракты непосредственно с самим TikTok?
Думаю, что нет. Либо у всех свои агенты, либо они состоят в каких-то продюсерских центрах.
К слову о продюсерских центрах. Их ведь много, но почему самый известный — это «ПЦ»?
Потому что Рустем был у истоков тиктока в России, изначально просчитал его популярность и начал им заниматься. Тогда же никто про тикток особо ничего не знал. Мы вклинились в очень правильный момент в ту стезю, в которой никто ничего не понимал. Поэтому все приходили в «ПЦ».
Почему выстрелил TikTok, а не Likee — нет? И вообще, в чем разница?
Например, в том, что в тиктоке ты никогда не увидишь детей. Если ты младше 13 лет, ты просто не сможешь там зарегистрироваться. А если тебе все-таки удалось это сделать, то рано или поздно компании станет об этом известно, и твою учетную запись заблокируют. В Likee же много контента, который делают дети, и таким образом получается, что приложение становится привлекательным для педофилов.
Почему выстрелил именно тикток? Думаю, потому что в Likee до сих пор остались липсинки, танцы и прочее. Кроме того, качество контента, который делают дети, сама понимаешь, не очень. На это невозможно смотреть долго. У тиктока намного выше уровень съемки, сервиса, музыки — да всего, что там есть.
Кстати, раньше Likee переманивал блогеров из musical.ly к себе, платя им довольно приличные деньги. Они и меня пытались переманить, но я отказалась. Как у них обстоят дела сейчас — не знаю.