Интервью, Образ жизни — 14 февраля 2026, 14:00

Квашеная капуста, коклюшки и пэчворк. Интервью с основательницей платформы «Ремесленный интеллект» Варварой Щербаковой-Литвяк

Текст:
Светлана Любомская,
svetlana-lyubomskaya

Пока Памела Андерсон хвастается закрутками, в России успешно живет онлайн-курс по прикладным техникам «Ремесленный интеллект», созданный актрисой и предпринимательницей Варварой Щербаковой-Литвяк. В нем можно научиться вязать шапки с пипкой, делать комбучу, шить по выкройкам и чинить одежду в японской технике сашико. Пообщались с Варей о популярности ремесел в 2026 году, чудесном комьюнити мастериц и медленной философии жизни.

Расскажи хронологию проекта. Как и когда курс по вязанию превратился в большой проект с разными направлениями ремесел?

У меня был бренд вязаной одежды и аксессуаров Love to Knit, я тогда называла его брендом медленной моды. Именно из него и вырос первый курс. Весной 2022 года я почувствовала, что поделиться умением вязать особенно важно. Это успокаивает, возвращает ощущение контроля, дает возможность быть в моменте. Я пригласила давнюю знакомую, фотографа и видеографа Леру Смирнову, помочь снять курс по вязанию крючком — простой, теплый, домашний. Три года он рос, обретал аудиторию, а весной 2025-го мы захотели расширить границы: добавили курс по вязанию спицами, заготовкам, шитью, бисероплетению, сашико, пэчворку. Последние полгода мы исследовали ремесло с разных сторон, и постепенно все сложилось в единую платформу «Ремесленный интеллект» — пространство, где знания, руки и душа соединяются в живую систему.


А что вообще такое ремесленный интеллект?

Для меня это про союз прикладного мастерства и внимательного отношения к тому, что ты делаешь, умение по-настоящему погружаться в материал, быть любознательным, не бояться пробовать и искать свой путь. Это гораздо больше, чем просто выучить технику и повторять чей-то шаблон. Ремесленный интеллект — способ думать руками и сердцем, через процесс делать мир теплее и осмысленнее. Мы хотим вернуть ремесло в жизнь, сделать его стильным, естественным. Чтобы отвлекаться от рутины, приходить в себя и создавать что-то прекрасное стало таким же привычным, как прогулка. 

Чтобы, глядя на свитер в магазине, ты подумала не «купить», а «связать».

Кстати, про теплый мир — у проекта потрясающее комьюнити! 

Это самая большая ценность проекта. Когда начинаешь, важно быть в кругу поддержки, чтобы тебя хвалили за первые шаги, направляли, делились опытом. Наши девушки и парни (Комьюнити платформы называется «нашкинсы». — Прим. SRSLY) пересылают друг другу ролики с YouTube, находки из мастер-классов, идеи. Мы это приветствуем, проект строится без конкуренции. Наше комьюнити разбросано по всему миру: кто-то делится секретными распродажами в Париже с бобинной пряжей по два евро, кто-то личной историей. Я очень люблю эту атмосферу, это правда бесценно.


Какие еще проекты развиваешь?

Мой основной фокус на платформе и на выходе на международный уровень. Также занимаюсь личным брендом: веду любимый телеграм-канал «Медленная мода», начала развивать личный инстаграм не только на русском, но и на английском.


Точно, вы переводите курс на английский. Как это началось? Был спрос?

Большая часть нашей команды живет в Европе — хочется зарабатывать в валюте, поэтому решение запустить проект на английском показалось логичным. По нашим ощущениям, англоязычная аудитория больше и запрос здесь сильнее: тренд на рукотворное расцветает в Европе и Америке. У нас амбициозные планы — будет отдельный проект с другим или похожим названием, полностью независимый от русскоязычного. Начнем с курса по вязанию крючком и посмотрим. Хотим перевести этот и остальные курсы еще на несколько языков, чтобы ремесленный интеллект звучал повсюду.


Над какими новыми направлениями ремесел для курса думаешь? Как принимаешь решение, что добавить?

Направления рождаются из личного интереса, я спрашиваю себя, хотела бы сама этим заниматься. Есть дисциплины, которые давно манят. Например, вязание на коклюшках — я знаю о сообществе в Вологодской области, в котором состоят женщины старшего поколения, им в среднем по 50-60 лет. Хочется у них поучиться, сохранить традицию, прикоснуться к опыту. Еще плетение корзин, вау! Да и в принципе работа с деревянным материалом. Весной планируем курс по хлебопечению: у нас есть замечательный шеф-пекарь, я в предвкушении! Ремесел, которые хочется освоить самой, очень много. Пока я только выкраиваю время, чтобы пройти наши же курсы, но надеюсь скоро наверстать.


Курс «Соленья, варенья и компот» — это восторг. Как он появился? Как его приняло комьюнити?

Курс родился из инициативы Леры и ее двоюродной сестры Алены, у которой есть замечательная мама Лариса. Однажды девчонки эмоционально позвонили мне из Петербурга и сказали: «Давай поедем к маме в Абхазию и запишем курс по заготовкам?» Получилось тепло и живо, Лариса — душа! Этот курс как рукописная книжка с рецептами, переходящая из поколения в поколение: Лариса использовала заметки своей бабушки для уроков по соленьям из огурцов, помидоров, баклажанов и варенью. Мой муж Илья Литвяк, ресторатор и основатель бистро «Футура», тоже подключился, мы вместе записали уроки по ленивому кимчи, квашеной капусте, соленым лимонам, мисо-карамели и апельсиновому курду. Планируем развивать его дальше.


Какой самый популярный курс на платформе?  И какой твой самый любимый и почему?

Самый любимый, наверное, «старший ребенок» — первый курс по вязанию крючком. Ему уже почти четыре года, и вокруг него выросло мощное, живое комьюнити. Курс по вязанию спицами второй по популярности, и я понимаю, почему вязание впереди — его можно взять с собой в самолет, в гости, на вечеринку, в парк или в поход. Не нужны оборудование и идеально ровная поверхность, только спицы или крючок, пряжа и руки. Остальные курсы платформы — новорожденные, только начинают крепнуть. Но все жемчужины.

Для них нужно найти место в рутине, и мы для этого здесь: чтобы рукоделие встало рядом с зарядкой, медитацией и терапевтом. Это важные вещи, пусть у каждого найдется на них время.


Кстати, как выбираешь мастериц для курсов?

Если вижу, что человек горит делом и заражает всех вокруг, что он суперпрофессионал и от него исходит тепло, которое необходимо преподавателю, — это потенциально классный учитель. И необязательно, чтобы ремесло было единственным его занятием. Лидер курса по пэчворку Даша, например, кинооператор, а Маша по вязанию спицами — маркетолог. Обожаю наших учительниц! Кого-то мы пригласили сами, а кто-то написал нам или откликнулся на поиск. Когда человек хочет быть причастным, это заметно.

Ведущие курсов: Аня (шитье), Даша (пэчворк), Илья и Лариса (соленья)

Ты делаешь креативный бизнес в России не из России. Это сложнее или проще? Какие плюсы, минусы и подводные камни есть?

Я бы не сказала, что делаю креативный бизнес только в России, наши девчонки живут по всему миру. Единственное, что нас объединяет, — это русский язык. И так как осязаемого продукта нет, сложностей делать проект на русском из Европы я не вижу. Бренд Love to Knit я вынужденно закрыла при переезде, для меня важно контролировать качество самой, быть близкой к продукту. Но здесь я такого не ощущаю, и мне нравится заниматься онлайн-проектом из нового дома.


Ты бы сказала, что DIY — это тренд? Или люди всегда этим интересовались, но медиа подхватили это только за последние несколько лет?

Это не тренд, а потребность рук и души творить. Сейчас это заметно, потому что все устали от скоростей и побаиваются искусственного интеллекта. Нужна опора, где многое зависит от тебя. Медиа сделали видимым то, что жило в семьях веками: наши бабушки и мамы лепили пельмени, закатывали банки солений, шили и вязали. Так что корни крафт-практик суперглубоки и доиндустриальны, это не что-то новое.


Какая у тебя команда? Сколько в ней человек и как устроены внутренние процессы?

Команда растет с каждым месяцем. Мы с Лерой занимаемся производством курсов: от идей до съемок и уроков и всем артдирекшеном. Пока я сама веду инстаграм проекта и придумываю, что делаем дальше, какие уроки выпускать, в какие направления углубляться. У нас есть технический директор — мой муж, который берет на себя непонятные нам штуки. Есть маркетолог, копирайтер, помощница по созданию рилсов, специалист по сайту, инфлюенс-менеджер. Вау, нас уже так много! Раньше мы с Лерой справлялись вдвоем.

Варя с Лерой и проект по филейному вязанию So I Made This

Как твое творческое театрально-киношное прошлое привело тебя к креативному бизнесу? И как эти навыки помогают сейчас?

Я была ведущей актрисой драматического театра много лет (Варя служила в театре «На Литейном». — Прим. SRSLY), но с сентября 2022-го не возвращалась на сцену. Скучаю и верю, что театр со мной еще случится. Профессия научила строить нарративы и чувствовать аудиторию, да и просто чувствовать. Профильные навыки помогают снимать видео, выстраивать драматургию и сторителлинг в соцсетях, мотивировать команду. Если подумать, курсы в «Ремесленном интеллекте» — как спектакли, где каждый урок держит внимание, рождает эмоцию, ведет к катарсису в виде готового изделия. 

Кстати, о медленном: ты адепт философии медленной жизни. Про что это, как ты к этому пришла и какие принципы для себя разработала?

Забавно, но к философии медленной жизни я пришла из ее полной противоположности. Я человек реактивный и многозадачный, от импульса родить идею до ее воплощения проходят считанные минуты. И все же медленная жизнь для меня — не про торможение, а про осознанность в движении и умение выбирать, где ускоряться, а где остановиться и вдохнуть. 


Пока получается неидеально, но я стараюсь! Мой канал «Медленная мода» отражает любовь к локальному, ручному, ресейлу, маленьким ритуалам, которые помогают чувствовать себя живой и настоящей. Я постепенно иду к регулярному спорту, занятиям английским, к жизни с пространством для дыхания — в кругу любимых людей, в красивом доме, среди занятий, которые греют душу. Медленная жизнь — не скука и не однообразие, а проживание момента, когда не несешься куда-то и не боишься что-то упустить. В последнем путешествии в Нью-Йорк я почти ничего не публиковала, хотела насладиться каждым часом, быть здесь и сейчас. Удалось, я почувствовала город и себя, влюбилась в него без памяти!


Спасибо! Последнее: какие медленные бренды — российские и зарубежные — тебя восхищают?

Нравится британский бренд устойчивой моды Story mfg, основанный в 2013 году в Лондоне супругами Саидом и Кэти Аль-Рубей. Они сосредоточились на натуральных материалах, ручной работе, растительных красителях и этичном производстве. Бренд следует Positive Product Manifesto — это о том, что одежда должна обогащать природу без компромиссов в эстетике.

Дальше исторический книжный «Подписные издания» и букинистический магазин «Академия», который открыла их команда в 2023 году в соседнем помещении. Ребята организуют презентации, встречи с авторами, издают книги. Восхищает, как они горят своим делом и делают чтение модным.

Есть бренд украшений ручной работы из бисера rUbAnN от Ани Рубан, петербургской художницы и дизайнерки. Она развивает идею о том, что из бисера можно сплести практически все. Аня — лидер нашего кружка бисероплетения, и ее бренд про философию every bead is loved, every bead is important, где каждая бусинка важна, а изделия создаются вручную небольшой командой из нескольких человек.


В конце 2025 года в Нью-Йорке мы чинили свитшот мужа и влюбились в творческую студию ремонта и перепридумывания одежды Eva Joan, названную в честь бабушек основательниц. Девушки занимаются починкой, вышивкой, аппликацией, штопкой и обучением ремесленным техникам. 


Accidente con Flores — проект из Майорки о ремеслах и устойчивой моде. Ребята создают одежду, аксессуары и предметы искусства: керамику, вязаные изделия, плетеные штуки из пальмы, сотрудничают с местными ремесленниками и проводят мастер-классы.


Фото: архив Варвары Щербаковой-Литвяк
Новости — 11:30, 14 февраля
Вышел трейлер дебютного фильма Джеймса Макэвоя «Калифорнийские интриги»
Новости — 09:00, 14 февраля
Скриптонит, Кухня и w140 выпустили сингл «чтобы тронуло»
Новости — 20:00, 13 февраля
Sony провела презентацию State of Play
Новости — 19:40, 13 февраля
Солист Imagine Dragons готовит релиз первой видеоигры
Новости — 18:55, 13 февраля
Джахан Лох перенес китайских богов в космос на выставке «Трилогия удачи»