Интервью, Интервью — 26 ноября 2025, 11:34

Кричать, отрываться, танцевать. 12 вопросов группе Index III

С 26 по 30 ноября в Москве впервые пройдет INDEX FEST — серия концертов на стыке минимализма, дарк-джаза, экспериментальной импровизации, фольклора, электронной и академической музыки. SRSLY поговорил с группой INDEX III — идейными вдохновителями и организаторами фестиваля — о творческом пути, опыте за диджейской вертушкой и судьбе коллектива. 

Вы втроем — люди, глубоко вовлеченные в музыку, но немного в разные ее области. Как решили собраться вместе?  

Аркадий: Я и Петя дружим с 2019 года. До появления INDEX III мы играли концерты, записывали музыку, влияли друг на друга — я с академической стороны, Петя с джазовой. В какой-то момент мы записывали музыку, и я знал, что Паша работает звукорежиссером в Powerhouse (Powerhouse Moscow — клуб-ресторан, где есть своя музыкальная студия. — Прим. SRSLY) и сможет дать второй комплект микрофонов для ударных — денег на аренду не было. И я пригласил его поиграть с нами. 

Ко мне подошел звукорежиссер и сказал: «Только послушай, что он делает!» 

Мы сблизились, и я понял, насколько он удивительный и тонкий музыкант. Через полгода я решил соединить самых близких мне музыкантов и посмотреть, что будет. Мы собрались в Powerhouse и с первых же минут поняли: мы втроем надолго. Я это называю «свои люди». 

Index III

Проекту два года, а вы уже делаете вокруг него большой музыкальный фестиваль. Когда вы только начинали, рассчитывали на подобный успех?

Павел: Ни разу. Хотя наш энергетический заряд был такой, будто нам сказали, что у нас все получится, надо только максимально вложиться. Мы вложились, хотя подсказок никто не давал. Но было много веры. 

Аркадий: Мы не могли подумать, что с нами будут коллаборироваться столько удивительных музыкантов. 

Петр: Я всегда думаю только о музыке и почти никогда о каком-то успехе. Но если подумать, что это такое? То, что судьба свела нас вместе, — это успех. А все остальное…

К слову, о фестивале. Вы собрали на одной сцене видных, но разных по духу представителей российской музыки — от hodíla ízba до Владимира Мартынова. Как формулируете концепцию INDEX FEST?

Аркадий: Фестиваль наших личных музыкальных открытий за существование INDEX III. Мы решили подытожить и объединить это фестивалем, но поместились, к сожалению, не все. Тогда бы было концертов 30. 

Если бы вы могли пригласить на INDEX FEST еще только одного музыканта — живого или нет — кто бы это был?

Павел: Выходит, надо звать Дэвида Тибета из Current 93.

Аркадий: Получается, у меня нет мечты, потому что мечта сыграть с Леней Федоровым (певец, продюсер, лидер группы «АукцЫон». — Прим. SRSLY) сбылась, мы делаем музыку вместе. Уже 10 минут думаю и не могу придумать. Ну пускай любовь из детства — Фредди Меркьюри

Петр: Никого, их слишком много, а по факту вся лучшая музыка рождается в окружении моих музыкантов. 

Поговорим о музыке. По сравнению с дебютом Agape на вашем недавнем концертнике Live at the Edge-Lands оказалось мало динамичных моментов — большая часть пластинки утопает в туманной атмосфере дарк-джаза. Чем вызвано такое движение? 

Павел: Я бы назвал это не движением, а фиксацией момента. В жизни INDEX III много событий, помимо релизов: выступления, знакомства, задумки на будущее — в этом много динамики. А этот релиз — выдох от стремительного движения, в котором мы находимся.

Аркадий: Я все больше люблю медленную и мрачноватую музыку. Даже не мрачноватую, а такую атмосферную и меланхоличную. В ней много спокойствия, хотя сам я жесткий экстраверт и люблю, когда в музыке все насыщенно и много энергии. Несколько лет назад я бы не играл такое, а сейчас к ней тянусь. Думаю, второй релиз — наше естественное движение, но у нас постоянно меняются вкусы и появляются новые открытия. Сейчас, например, я влюбился в техно и IDM. Найдет ли это отображение в новом альбоме? Сто процентов.

Петр: Я всегда любил кул-джаз, а дарк-джаз — открытие благодаря Аркаше. И мне кажется, что дарк-джаз — эволюция кул-джаза. Я всегда любил медленную музыку, наверное, сейчас люблю ее больше той, где бушуют эмоции. Хотя это сейчас — все меняется. 

Хотите в будущем сделать более энергичную запись?

Павел: Мы работаем над материалом для нового альбома, в котором, по ощущениям, будет много движения, пульсаций и праздника. У меня настроение делать более движовую музыку, так что будет тенденция в эту сторону. Но каждый задает часть музыкального состояния, и музыка рождается из нашего взаимодействия. Что получится, то получится.

Петр: Как пойдет. Музыка рождается сама, нет специальных предпочтений. Она получается разная и контрастная. 

Аркадий: Я хоть и тяготею к меланхоличной музыке, но люблю пик энергии, напряжения, какого-то пульсирования. Люблю кричать, отрываться, танцевать, поэтому делать только так или иначе мне не хочется. Хочется разного. Как в отношениях, наверно, — и бурных эмоций, и впечатлений, но и умиротворения, спокойствия и легкого тепла. Где-то нужно и тихонько поплакать вместе. 

В большинстве ваших треков присутствуют приглашенные музыканты. Откуда такая тяга к коллаборациям?

Аркадий: Любой человек, который коллаборирует с нами, дает новый опыт, краску и энергию. Зачем от этого отказываться? Не говоря уже о том, что любой фит знакомит с аудиторией тех, с кем мы коллаборируем. Это важно. Прекрасно и делать музыку втроем, и соприкасаться с другими.

Не могу не спросить: как вы сработались с Владимиром Мартыновым и Леонидом Федоровым? 

Аркадий: Я познакомился с Мартыновым (российский композитор и философ. — Прим. SRSLY) после первого локдауна, когда вел программу «нА ПИКе | Диалог с искусством» и брал интервью у музыкантов. Когда я познакомился с Мартыновым, стал его спутником, чтобы понять глубоко. В процессе подготовки мы сблизились, и я захотел спродюсировать ему концерт с Moa Pillar (настоящее имя Федор Переверзев — электронный музыкант и саунд-дизайнер. — Прим. SRSLY) в рамках передачи. Федя не смог, а Мартынов позвонил мне и сказал: «А чего мы с тобой не играем?» Я и подумать не мог, что мы будем играть вместе. 

Владимир Мартынов
Владимир Мартынов и Index III
Леонид Федоров

Мы тогда подготовили премьерную программу «31-Я Гексаграмма» и издали лайв на лейбле FANCYMUSIC, потом стали играть и придумывать музыку вместе. Когда появился INDEX III, Леня Федоров приходил на наши концерты, подходил и делился впечатлениями. Когда мы писали Agape, мне показалось, что голос Лени идеально подойдет для Iron Horse. Я набрался смелости и предложил ему записать вокал. Лене трек понравился. Мы сблизились, я предложил сыграть вместе на фестивале Владимира Мартынова, и он согласился. А теперь наш фестиваль. 

С точки зрения творчества они для вас важные фигуры?

Аркадий: Гиганты, которые вдохновляют, описать их влияние словами невозможно. Но важнейшая их особенность в том, что они могут вместе с нами быть детьми, дурачиться, поддерживать в момент творческого процесса, прислушиваться, нет авторитетного давления. Это удивительная свобода и вдохновение. Иногда мы ругаемся — это говорит о нашей сердечной близости.

Петр: Благодаря им я становлюсь другим музыкантом. 

На мой взгляд, ваш самый интересный лайв — диджей-сет Павла Паньковского на KURS radio с саксофонной импровизацией Аркадия Пикунова. Как вам опыт? Хотите больше экспериментировать с диджеингом?

Павел: Я давно хотел зайти в этот формат и интегрировать INDEX III в электронную сцену, так что это органичное движение для нас. Мы не раз играли с Аркашей сеты, где все строится на электронных битах, дропах и прочих танцевальных принципах, а в формате диджей-сета можно свободней экспериментировать в жанре, вспоминать любимую музыку и делиться ею. Это пространство легкости и обмена.

Петр: Я еще не пробовал, но очень хочется. 

Аркадий: Для меня это новый опыт, мне безумно нравится. Я бы хоть через день играл с DJ, если это Паша. У нас давно был лайв с Никитой Забелиным, там я ощущал себя частичкой — схоже с ощущением, когда я играю с DJ, но формат аналогового техно-лайва мне ближе. Потому что это лайв.

Index III

Насколько важное место в вашей жизни занимает группа? Это ваш главный проект?

Павел: Для меня это главное музыкальное детище, оно только подрастает. Требует внимания и заботы, которые мы готовы давать. 

Аркадий: Самый главный проект, важнее в творческом смысле ничего нет. В нем я чувствую себя собой, с ним прожита маленькая жизнь, эти люди — мои любимые братья. Я готов полностью отказаться от бренда Аркадий Пикунов ради INDEX III.

Петр: То, что рождается с INDEX III, не рождается нигде и ни с кем. Это родные люди и потрясающе музыканты. 

И последнее. Какую судьбу вы хотели бы для проекта?

Павел: Нет конкретного образа, чего мы хотим достичь. Есть планы и точки роста, но наш проект — путешествие и игра, в которой мы изучаем себя, друг друга, музыку и на что мы еще способны. Хочется, чтобы мы как можно дольше получали удовольствие от совместной игры, живого поиска и главным двигателем нашей работы оставалось любопытство. 

Аркадий: Я просто хочу, чтобы наша музыка, которую я могу переслушивать раз за разом, не переставала появляться. Чтобы мы были вместе как можно дольше, чтобы Господь дал годы жизни вместе. 

В конечном счете не сильно важно, играем мы концерты для 1000 человек или трех. Главное, что мы вместе, обнимаем друг друга, ссоримся, миримся, плачем, паясничаем, смеемся, поддерживаем. Музыка — лишь производное нашей близости. Больше любовь — больше музыки. 

Петр: Я не думаю об этом, но полностью разделяю слова Аркаши и Паши. 

Фото: пресс-служба группы
Теги
Новости — 10:00, 26 ноября
Фильм «Кончится лето» с Юрой Борисовым получил международную награду
Новости — 19:40, 25 ноября
Стихи могут обходить защиту генеративных моделей ИИ
Новости — 19:00, 25 ноября
Сериал «Все честно» с Ким Кардашьян продлили на второй сезон
Новости — 18:12, 25 ноября
Netflix начал работу над третьим сезоном One Piece
Образ жизни — 15:35, 25 ноября
Разработчики Resident Evil Requiem обещают разнообразный хоррор