Альбом «Вот-вот» — одновременно и про масштабное, и про очень личное. Лирическая героиня ищет смысл в мире, где все теряет хоть какую-то нормальность. Как говорит Рушана, в условиях тотальной неопределенности ей сложнее всего было принять именно собственное бессилие.
Ощущение то ли надвигающейся, то ли уже настигшей катастрофы, постоянный страх, что дальше может быть еще хуже и повлиять на это невозможно, проходят через весь альбом. Из этого рождается и название, которое исполнительница, словно навязчивую мысль, раз за разом повторяет в одноименной песне: «Мы все вот-вот взорвемся // Мы все вот-вот взлетим».
Окруженная хаосом, лирическая героиня возвращается к себе, потому что только так можно жить дальше. В качестве центральной темы лонгплея исполнительница выбирает движение без надежды. Будет ли луч солнца? На этот вопрос Рушана не дает ответ. И ее лирическая героиня учится идти вперед, тоже не имея ключа к нерешаемой задаче, так как альтернатива только одна — полная остановка. «Вот-вот» фиксирует разные чувства, возникающие во время этого пути, — и метания «к огню от огня», приводящие к неизбежной усталости, и потерянность, и стыд, и вину, и горе, и травмирующие воспоминания, которые хочется во что бы то ни стало стереть.
Еще одно важное состояние, исследуемое в альбоме, — дереализация, потеря чувства реальности, с помощью которых сознание пытается оградить себя от ужаса вокруг. Это ощущение Рушана трепетно передает в песне «Крутится земля». Лирической героине хочет «проснуться навсегда», она утопает в воде, которая повсюду — и снаружи, и внутри, и не понимает, что происходит: «Я // То ли нет меня».
С образом воды в разных формах, от моря до слез, Рушана работает сразу в нескольких песнях лонгплея. В «Наперегонки» исполнительница поет: «Ты слезами расплескаешься», в «Я забываю (страх)» идет дождь, который стачивает гранит на серой мостовой, а в «Мирэль» возникают символы моря и пароходов. Вода соотносится с настроением пластинки — это и штиль, и эмоциональная буря. Такую же противоречивость исполнительница добавляет и в музыкальное оформление, совмещая и электронику, и живое звучание, и нежность, и рваность.
Специально для SRSLY Рушана ответила на несколько вопросов о новом альбоме.
Одно из состояний, исследуемых в альбоме — дереализация. Как для тебя она ощущалась?
Как потеря себя, потеря опоры под ногами в переносном и буквальном смысле, дымка, болото, сон, в котором никак не можешь проснуться и не понимаешь, а где настоящая жизнь. В целом вся песня «Крутится земля» об этом.
В каких ситуациях ты чаще всего говоришь фразу «Вот-вот»?
На самом деле, я поняла, что очень редко использую это слово, так что получается чаще всего в рамках альбома и одноименной песни.
Музыкально альбом повторяет антитезу глобального и интимного. Что тебе кажется самым контрастным в звуковом оформлении сборника?
Самое контрастное для меня — вся песня «Я забываю (страх)». И в музыке, и в тексте, от пирогов с картошкой до рук в крови.
В «Теряюсь» ты говоришь о потере смысла и себя. Как искать опору в таких ситуациях?
Я много гуляла, наблюдала, сидела у воды. Писала каждый день в свою тетрадку, находила 10 вещей, которые меня делают счастливой, общалась с родными. И старалась чаще быть в музыке.
В лонгплее несколько раз упоминается тишина. Для тебя она ощущается больше как подарок или как испытание?
Наверное, больше как испытание — ты будто под водой, не чувствуешь мир вокруг в полной мере, тебя не слышат, ты не слышишь, тишина как спутник страха и одиночества. Хотя к концу все успокаивается и я в ней нахожу счастье.
В альбоме раскрывается еще одна важная тема: при потере ориентиров мы все равно куда-то движемся, но не из надежды, а потому, что иначе никак. Что тебе помогает искать силы, чтобы не останавливаться?
Люди, конечно! Родные, любимые, те, кто рядом. Люди вокруг, прохожие, за которыми я наблюдаю, я люблю [это делать]. Люблю жизнь за ее вот эти маленькие моменты доброты, радостей, простого человеческого сопереживания и каких-то иногда не самых логичных вещей, которые мы все делаем.
В такой ситуации, когда надежда уже угасает, но по инерции все равно еще идешь, как, на твой взгляд, не потерять чувствительность к миру?
Мне кажется, рано или поздно чувствительность все равно восстанавливается, как и психика подстраивается под происходящее. И то, что нам еще год назад казалось чем-то кошмарным, ужасным и абсолютно абсурдным, сегодня воспринимается как обыденность, которая вплетается в твою жизнь. Да, и чувства возвращаются. Еще, конечно, помогают антидепрессанты.
Нити — один из символов лонгплея, как в обложке, так и в текстах. С чем или с кем ты сейчас чувствуешь особую связь?
Я чувствую связь со всеми людьми, которые переживают и переживали что-то похожее, что и я. И в этом на самом деле сила музыки, которая дана всем нам. Это же просто удивительно, как вы можете включить трек, услышать голос кого-то, кто поет о чем-то важном для себя — и это фиксация момента, человека в тот период, в тот момент, в том состоянии. Может быть, этого человека даже нет уже в живых. Или он сильно поменялся. Но ты можешь сесть в автобус, включить наушники и вновь оказаться с ним рядом.