Многие кинокритики, посещающие фестивали, прямо в процессе просмотра фильмов пишут для себя заметки в блокнот, чтобы не потерять мысль, возникшую в моменте. Это особенно важно, когда приходится смотреть много короткометражек за несколько часов, ведь, если не зафиксировать впечатления сразу, они начнут путаться в голове и наслаиваться друг на друга.
Короткометражный фильм «Зверюшки» выглядит как результат такого наслоения. В нем Соня Корсакова вновь, как и в «Большой медведице», вынуждена заботиться о младшем сиблинге — но теперь у нее сестра, а не брат. И в этот раз их бросил папа, а не мама.
Действие вновь разворачивается под Новый год, как в «Варваре святой» и нескольких других короткометражках. Здесь мы опять видим молодых людей, собравшихся вместе для празднования — как в фильме «Наш год». Но такие ассоциации возникают только при фестивальном просмотре. Если абстрагироваться от них, то нельзя не признать, что Павел Королько («Вода из света») — еще один ученик Сергея Соловьева — снял самобытную и берущую за живое историю о чувстве потерянности и желании вернуться туда, где когда-то было хорошо.
Тему главного зимнего праздника продолжила развивать Екатерина Мавроматис (сценаристка фильма «Большая земля») в комедии «Самый лучший Новый год», где Тимур Савин («Почему ты?») и Инна Сухорецкая («Хрустальный») играют мошенников, которые в костюмах Деда Мороза и Снегурочки ходят по домам и под шумок обчищают хозяев. В одной из ограбленных женщин (Ольга Николаева) главная героиня узнает свою школьную подругу, и в ней внезапно просыпается совесть. Главным аттракционом короткометражки служит изобретательно поставленная драка Снегурочки и ее подельника на лестнице в подъезде.
Нетривиальный взгляд на Деда Мороза можно увидеть в драмеди Никиты Григорьева («Любовь Советского Союза») из специальной программы «Короче. Звезды». В фильме «Дедушка Мороз» Валерий Степанов («Ровесник») играет аниматора, которого случайная знакомая (Ангелина Поплавская, «Молодежка. Новая смена») приглашает в загородный особняк, чтобы тот поздравил ее sugar daddy (Борис Мягков, «Жизнь по вызову-3») с Новым годом. Но в разгар праздника в руках у главного героя появляется пистолет, и веселье прекращается. Никита Григорьев уместил в короткой истории пару сюжетных поворотов, нагнал саспенса и при этом сумел не растерять праздничное настроение.
Степан Азарян («Банан») представил в рамках программы «Короче. Звезды» мокьюментари «Не Дед Мороз», в которой пофантазировал о том, что будет, если главный новогодний волшебник захочет сложить полномочия. Дед Мороз (Игорь Гордин, «Плевако») покинул Великий Устюг и теперь живет в обычной квартире, коротая время за видеоиграми и распитием горячительных напитков. Его пытаются образумить многочисленные родственники: Матушка Зима (Алена Бабенко, «Любовь Советского Союза»), Стужа (Анна Савранская, «Метод 3»), Метелица (Соня Присс, «Сквозь время» ) и ее муж Буран (Владислав Ценев, «Медиатор), но у них ничего не выходит, ведь Дед Мороз влюбился в обычную девушку (Катерина Беккер, «Смычок»). Впрочем, его возлюбленную зовут Мила Родина — возможно, это еще одна антропоморфная персонификация абстрактного понятия? В любом случае, наблюдать как Гордин кутит в ночном клубе и поет арию Онегина в караоке, весьма забавно.
Некоторые проекты из программы «Короче. Звезды» напоминали актерские «капустники». Например в короткой комедийной зарисовке Артура Циленко «Все исправлю» Настасья Самбурская («Беспринципные»), Дмитрий Хрусталев («Вечерний Ургант») и Юлия Пересильд («Вызов») играют сами себя. Пересильд пытается убедить Хрусталева взять ее на роль в его новом фильме, но Дмитрий отвечает, что снимает обычную комедию, где в космос летать не требуется, и ему нужна просто смешная актриса. Отказ ранит чувства Пересильд, она находит в загашнике у Хрусталева бутылку с подозрительной зеленой жидкостью, похожей на абсент, и заливает свое горе. Скоро она понимает, что перенеслась на несколько минут в прошлое. Оказавшись во временной петле, Юлия пытается исправить ситуацию, но с каждой итерацией лишь усугубляет положение (и все сильнее пьянеет).
А фильм Александры Розовской («Бедные смеются, богатые плачут») «Факап» и вовсе представляет собой экранизацию абсолютно бытовой истории о неудачном походе в поликлинику, где даже проходные роли играют звезды: Гоша Куценко («Со мной вот что происходит») изображает охранника, Тимофей Трибунцев («Метод») — гардеробщика, а Лина Миримская («Цыпленок жареный») — девушку на ресепшене. Поклонники «Бывших» оценят метаироничную сцену, в которой беременная Любовь Аксенова («Жить жизнь») под дверью кабинета ждет своего парня — Дениса Шведова («Доктор Преображенский»).
В сторону метаиронии уходит и фильм Муслима Сагова «Бесы. Верховенский», который кажется своеобразным сиквелом «Кинолюбителей» из первого блока смотров. В короткометражке Сагова подростки тоже организовали киноклуб, но они не просто смотрят фильмы, но и косплеят популярных персонажей, а также разыгрывают в реальной жизни сцены из голливудских хитов. Неформальный лидер их объединения (Григорий Верник, «Хирург») пытается добиться от соратников все более глубокого погружения в роль, чтобы все было по-настоящему. Играя в «Бойцовский клуб», парни дерутся в полную силу, но и этого недостаточно, так что следующим фильмом герой Верника выбирает «Заводной апельсин». Эта история вновь поднимает вечный вопрос: искусство подражает жизни или же жизнь подражает искусству?
В короткометражной драме Ивана Комарова Homo Homini речь также идет о подражании увиденному на экране. Робкий и мягкотелый Савва (Семен Штейнберг, «Юморист») очень любит все азиатское и свою собаку, сиба-ину Анну. Когда собака умирает, убитый горем Савва вызывает к себе в квартиру девушку, которую тоже зовут Аней, — не для плотских утех, а чтобы разделить с кем-то свою печаль. Но коварная Аня (Елена Ербакова, «Прометей») выносит из квартиры доверчивого простака все самое ценное, включая шкатулку с прахом кремированной собаки. После этого Савва, недавно пересмотревший «Олдбоя», надевает кимоно, собирает волосы в высокий пучок на макушке, скрывает лицо за оскаленной маской демона-они, берет в руки молоток и идет мстить. Столь радикальная трансформация рохли и нерда смотрится комично и в то же время вдохновляюще.
Напоследок нельзя не отметить картину Тараса Шевченко («Знакомство родителей») «(Не)документальный фильм про осень». В этой комедии Гоша Токаев («Счастлив, когда ты нет»), обладающий эмоциональным диапазоном Евгения Цыганова, рассказывает о том, как сильно не любит осень, подбирая для этого времени года самые нелестные эпитеты. В определенный момент в кадре появляется парень, который напоминает, что только осенью в нашей жизни появляются тыквенный суп и пряный латте, но он получает от главного героя бронебойный ответ.
«(Не)документальный фильм про осень» стал победителем в спецпрограмме «Короче. Звезды» по итогам голосования зрителей, а лучшим полнометражным дебютом по итогам фестиваля был признан ромком Игоря Марченко («Мы — значит») «Счастлив, когда ты нет», где также главную мужскую роль сыграл Гоша Токаев. Совпадение? Не думаем! Режиссеры, присмотритесь повнимательнее к этому парню.