Даша: В 2025 году на «Архстояние» я отправилась в четвертый раз. Люблю наглядно наблюдать эволюцию, происходящую с каждым последующим фестивалем, и рост уровня подготовки нашей компании.
Первое, на что я обратила внимание, — большое количество пропускных пунктов на въезде, благодаря которым нам не пришлось стоять в очереди из машин, чтобы проехать к парковке. А еще — вежливость всех работников и искреннее желание помочь в решении любых вопросов: указать путь, разрешить оставить машину около лагеря для разгрузки и многое другое.
При размещении в глаза сразу бросилось большое количество кэмпов, территория которых сильно разрослась в направлении к огненной сцене. По традиции мы расположились как раз рядом, чтобы наблюдать за вечерним шоу с поджиганием костров из первых рядов.
Антон: Эту просторную взгляду поляну мы облюбовали годами ранее и несколько последних поездок на фестиваль размещались рядом с одинокой березой — она всегда служила для тех, кто пытался нас найти в отсутствие мобильной связи, ориентиром, природным геотегом. В этом году эта часть Масленичной поляны ощутимо прибавила в количестве гостей, и примечательное дерево затерялось среди других палаток и шатров. Ближе к вечеру случился небольшой, но громкий дождь, который нас немного освежил и добавил вайба: сев под зонтами на раскладные стулья, мы медитативно ели арбуз. Всем друзьям, которых еще предстояло здесь встретить, мы дали новый опознавательный элемент — серебряные воздушные шары с гелием у соседей по кэмпу (спасибо им за находчивость).
Даша: В этот раз наша компания увеличилась, и мы встали лагерем из четырех палаток (общая чилл-зона, мангал, горелка для свежесваренного кофе и два ящика овощей). Шашлык мы как раз жарили под выступление этно-коллектива Huun Huur Tu и электронщиков Geju, которые соединили электронную, традиционную тувинскую музыку и аутентичное пение вместе с пламенем множества небольших костров, размещенных по всему полю. К слову, этот дуэт диджеев и танцы вокруг кострищ стали для меня настоящими символами «Архстояния».
Антон: Шоу с сжигаем костров я провел чуть более прозаично, собирая в стемневшем воздухе ту самую трехкомнатную палатку-пентхаус, с которой традиционно путешествуют сюда мои коллеги Настюшки (их две) и Марина (она одна). В перерывах между попытками сдаться, поисками на лбу фонаря и репликами в духе «так, б@#$ть! ладно, б@#$ть!», приходилось дожаривать шашлык на мангале, который, по иронии, оказался без ножек. Но что это за фестиваль, если все идет по плану, да?
Даша: В первую же ночь по пути на выступление Антохи МС и электронного трио «ЛАУД» нам удалось познакомиться с ночной программой, которая впервые появилась на фестивале. Ее суть заключалась в том, что с заходом солнца все привычные арт-объекты начинали жить совершенно другой жизнью и иначе функционировать. Так, проходя мимо «8 башен» Василия Бычкова, было невозможно не остановиться у караоке-точек и не начать подпевать собравшимся, скандировавшим культовые песни. Лично меня первой ночью больше всего впечатлил арт-объект Бориса Орлова, Сергея Шеховцова и Сергея Яралова «Горсовет», который представлял собой музыкальный орган, воспроизводящий голоса гостей. Бегущая строка на объекте состояла из фраз, отсылающих к теме этого года — «Мое главное». По традиции остаток ночи мы провели на атмосферной сцене Leveldva под диджей-сет Izhevski, а по пути к палаткам заглянули на сцену Мебиус, где выступал Ildar Iksanov.
Антон: Первое ощущение от «выхода в поле» из кэмпа — ощущение простора. Этого чувства очень не хватает в городе, особенно летом — взгляд постоянно упирается в дома, офисы, промзоны и бесконечную московскую стройку. В Звизжах (деревня Звизжи, арт-парк «Никола-Ленивец», где проходит фестиваль. — Прим. SRSLY) ты географически свободен — вокруг только небо и лес, с доносящимися от них звуками музыки и цветов, и ты сам. То самое касание нашего главного случается именно тут, в поле у ротонды, ставшей бессменным символом этого места. В этом году рядом с ней разместилась, пожалуй, самая масштабная пространственная инсталляция polygon Александра Штанюка — массивные надувные шары в сеттинге из белой «паутины» отсылают к ретрофутуристичному ландшафту из старых аркадных игр, а визуально этот объект напоминал сбой в матрице, будто создавая портал в «поле идей», симуляцию, символизирующую «чистый холст» для творческих идей.
Даша: Утренний дождь позволил нам выспаться, что невозможно сделать, если на небе ни облачка — в последнем случае палатка нагревается так, что к 7 часам утра там нельзя находиться. Утро и начало дня заполнила уже привычная фестивальная рутина: бьюти-процедуры на свежем воздухе, завтрак с чашкой кофе, исследование маркета на предмет классного мерча и других занятных штучек на память.
В обед мы отправились гулять по кэмпам, интерес к которым возник еще в первый день фестиваля. Отмечу, что интересных локаций, в которых хотелось задержать, в этом году было огромное множество. Из самых любопытных могу выделить студию по растяжке позвоночника «ПравИло», «Город солнца» — дом апсайклинга с мастер-классами по созданию арт-объектов из вторичных материалов (и не только), небольшой загон с очаровательными гусями, зона для попыток хождения на ходулях (зачем-то) и даже лагерь для одиночек. Здесь особенно чувствовалась атмосфера комьюнити, общности. А еще восхитила вовлеченность организаторов каждого кэмпа, заранее продумавших программу, обустройство лагеря и другие нюансы.
Антон: Зоны с камышинскими арбузами в этом году не было, но их органично заменили кэмпы с имитацией советской квартиры с коврами и пружинным раскладным диваном, где можно было поводить пальцем по узорам на паласах почилить и сфоткаться, и разного рода другие комьюнити — с телесными практиками, например. Записаться на выпрямление позвоночника в «ПравИло» мне так и не удалось из-за большого количества желающих повисеть в петле Глиссона.
Даша: Дальше путь лежал к арт-объектам, которые хотелось увидеть при дневном свете. По дороге мы заглянули в зону The Blueprint, где на мастер-классе сделали себе по чокеру с множеством подвесок.
Антон: Как и в прошлом году, рядом с зоной The Blueprint, располагался «Баня-форум» — концептуально-импровизированная экобаня, больше похожая на фэнси теплицу. Париться в сильную жару нам не захотелось, хотя наблюдать за теми, кто на это все же решился в +30 градусов, было забавно.
Даша: Первый арт-объект, где мы задержались надолго, — «Воздушный порт» Аристарха Чернышева. Будучи поэтическим размышлением о возможных путях развития урбанистической цивилизации, он представлял собой модель утопической транспортной системы, а именно — зону ожидания рейсов в аэропорту. Стоя в очереди на «вылет» прямо в лесу под открытым небом, мы смотрели на огромное табло вылетов в разные локации — как потом выяснилось, это были места, куда мечтали попасть участники фестиваля, уже отстоявшие в очереди. Затем мы последовали указаниям стюардов и оставили свои желанные пункты назначения, надеясь на скорое претворение загаданного в жизнь.
Следующий объект, а точнее серия объектов, с которыми мы познакомились, — «Аллея звезд», состоящая из 36 микромонументов известных российских архитекторов. Каждый элемент сопровождался текстом с творческим манифестом создателя. Из того, что запало в душу, выделю «Зеркало» Сергея Никешкина. «Сшито по шву собственной тени — этот разрез не делит, а соединяет, превращая форму в диалог между тем, что есть, и тем, что могло бы быть», — гласила надпись на постаменте с объектами в виде волчков.
Даша: Пройдя по аллее, мы забрели на фолк-рейв в березках, где проходила репетиция одного из ночных выступлений. Особенно люблю фестиваль за то, что в любой момент можно оказаться в гуще (в данном случае можно сказать «чаще лесной») какого-то перформанса.
Кстати о перформансах: самым ярким событием юбилейного «Архстояния» в этом году для меня стал хореографический спектакль «Состояние леса» от фестиваля Context. Diana Vishneva, для которого специально была сконструирована особая сцена в естественном лесном овраге. Движения танцовщиков, свет, переливающийся на ветках деревьев, музыка, натянутая как струна, туман — каждая деталь была призвана пробудить ранее не испытанные чувства, тронуть до глубины души. Час с небольшим выступления пролетел на одном дыхании!
После на главной сцене от банка «Точка» нас ждали мощнейшие музыкальные выступления — электронной этно-футуристической группы Oligarkh и казачьего хора «Талан», чье творчество в симбиозе вылилось в удивительное звучание, сопровождавшееся эффектным визуалом. А во время ностальгического выступления Дельфина небо над территорией фестиваля озарил праздничный салют в честь его 20-летия!
Оставшуюся часть ночи мы провели на любимой сцене Leveldva, где играли Kuma x Santa Barbara и Geju. А еще успели забежать на фолк-рейв в березках — на выступления группы «Дети Picasso» и Татьяны Калмыковой, чью репетицию застали несколькими часами ранее.
Даша: Последний и самый ленивый день фестиваля начался с вкуснейших сырников на фуд-корте. Хочу отметить, что в этом году здесь не было больших очередей, а всю еду готовили довольно быстро.
От «Архстояния» в этом году у меня особенно теплые ощущения — будто я приехала к бабушке на дачу: все казалось таким знакомым, душевным и любимым. Хочу ли вернуться в следующем году? Разумеется! Ведь фестиваль уже давно стал традицией. Это ли не главное?