Репортаж, Образ жизни — 24 августа 2025, 21:10

Аэропорт в лесу, фолк-рейв в березах, спектакль в овраге (и много гусей). Как прошло «Архстояние» в 2025 году

Каждый год 31 декабря в июле мы с друзьями ходим в баню ездим на «Архстояние», и 2025-й не стал исключением. С фестиваля прошел месяц (все действо проходило с 25 по 27 июля), эмоции контейнировались и теперь мы можем рассказать, как съездили на юбилей «Архстояния» (в это году ему исполнилось 20 лет!), что слушали и что ели.

День первый. Тувинская музыка, костры и музыкальный орган

Даша: В 2025 году на «Архстояние» я отправилась в четвертый раз. Люблю наглядно наблюдать эволюцию, происходящую с каждым последующим фестивалем, и рост уровня подготовки нашей компании. 

Первое, на что я обратила внимание, — большое количество пропускных пунктов на въезде, благодаря которым нам не пришлось стоять в очереди из машин, чтобы проехать к парковке. А еще — вежливость всех работников и искреннее желание помочь в решении любых вопросов: указать путь, разрешить оставить машину около лагеря для разгрузки и многое другое.

При размещении в глаза сразу бросилось большое количество кэмпов, территория которых сильно разрослась в направлении к огненной сцене. По традиции мы расположились как раз рядом, чтобы наблюдать за вечерним шоу с поджиганием костров из первых рядов. 

Полигон. Фото: Алиса Аницкая, @alis_les

Антон: Эту просторную взгляду поляну мы облюбовали годами ранее и несколько последних поездок на фестиваль размещались рядом с одинокой березой — она всегда служила для тех, кто пытался нас найти в отсутствие мобильной связи, ориентиром, природным геотегом. В этом году эта часть Масленичной поляны ощутимо прибавила в количестве гостей, и примечательное дерево затерялось среди других палаток и шатров. Ближе к вечеру случился небольшой, но громкий дождь, который нас немного освежил и добавил вайба: сев под зонтами на раскладные стулья, мы медитативно ели арбуз. Всем друзьям, которых еще предстояло здесь встретить, мы дали новый опознавательный элемент — серебряные воздушные шары с гелием у соседей по кэмпу (спасибо им за находчивость). 

Даша: В этот раз наша компания увеличилась, и мы встали лагерем из четырех палаток (общая чилл-зона, мангал, горелка для свежесваренного кофе и два ящика овощей). Шашлык мы как раз жарили под выступление этно-коллектива Huun Huur Tu и электронщиков Geju, которые соединили электронную, традиционную тувинскую музыку и аутентичное пение вместе с пламенем множества небольших костров, размещенных по всему полю. К слову, этот дуэт диджеев и танцы вокруг кострищ стали для меня настоящими символами «Архстояния»

Huun Huur Tu и Geju. Фото: Дарья Ильина
Фото: Алиса Аницкая, @alis_les

Антон: Шоу с сжигаем костров я провел чуть более прозаично, собирая в стемневшем воздухе ту самую трехкомнатную палатку-пентхаус, с которой традиционно путешествуют сюда мои коллеги Настюшки (их две) и Марина (она одна). В перерывах между попытками сдаться, поисками на лбу фонаря и репликами в духе «так, б@#$ть! ладно, б@#$ть!», приходилось дожаривать шашлык на мангале, который, по иронии, оказался без ножек. Но что это за фестиваль, если все идет по плану, да? 

Даша: В первую же ночь по пути на выступление Антохи МС и электронного трио «ЛАУД» нам удалось познакомиться с ночной программой, которая впервые появилась на фестивале. Ее суть заключалась в том, что с заходом солнца все привычные арт-объекты начинали жить совершенно другой жизнью и иначе функционировать. Так, проходя мимо «8 башен» Василия Бычкова, было невозможно не остановиться у караоке-точек и не начать подпевать собравшимся, скандировавшим культовые песни. Лично меня первой ночью больше всего впечатлил арт-объект Бориса Орлова, Сергея Шеховцова и Сергея Яралова «Горсовет», который представлял собой музыкальный орган, воспроизводящий голоса гостей. Бегущая строка на объекте состояла из фраз, отсылающих к теме этого года — «Мое главное». По традиции остаток ночи мы провели на атмосферной сцене Leveldva под диджей-сет Izhevski, а по пути к палаткам заглянули на сцену Мебиус, где выступал Ildar Iksanov.

«Горсовет». Фото: Анастасия Балясникова

Антон: Первое ощущение от «выхода в поле» из кэмпа — ощущение простора. Этого чувства очень не хватает в городе, особенно летом — взгляд постоянно упирается в дома, офисы, промзоны и бесконечную московскую стройку. В Звизжах (деревня Звизжи, арт-парк «Никола-Ленивец», где проходит фестиваль. — Прим. SRSLY) ты географически свободен — вокруг только небо и лес, с доносящимися от них звуками музыки и цветов, и ты сам. То самое касание нашего главного случается именно тут, в поле у ротонды, ставшей бессменным символом этого места. В этом году рядом с ней разместилась, пожалуй, самая масштабная пространственная инсталляция polygon Александра Штанюка — массивные надувные шары в сеттинге из белой «паутины» отсылают к ретрофутуристичному ландшафту из старых аркадных игр, а визуально этот объект напоминал сбой в матрице, будто создавая портал в «поле идей», симуляцию, символизирующую «чистый холст» для творческих идей.

День второй. Зона вылета, танцы в овраге и олигархия

Даша: Утренний дождь позволил нам выспаться, что невозможно сделать, если на небе ни облачка — в последнем случае палатка нагревается так, что к 7 часам утра там нельзя находиться. Утро и начало дня заполнила уже привычная фестивальная рутина: бьюти-процедуры на свежем воздухе, завтрак с чашкой кофе, исследование маркета на предмет классного мерча и других занятных штучек на память.

В обед мы отправились гулять по кэмпам, интерес к которым возник еще в первый день фестиваля. Отмечу, что интересных локаций, в которых хотелось задержать, в этом году было огромное множество. Из самых любопытных могу выделить студию по растяжке позвоночника «ПравИло», «Город солнца» — дом апсайклинга с мастер-классами по созданию арт-объектов из вторичных материалов (и не только), небольшой загон с очаровательными гусями, зона для попыток хождения на ходулях (зачем-то) и даже лагерь для одиночек. Здесь особенно чувствовалась атмосфера комьюнити, общности. А еще восхитила вовлеченность организаторов каждого кэмпа, заранее продумавших программу, обустройство лагеря и другие нюансы. 

 

Фото: Наталья Каногина
Фото: Мария Блинова

Антон: Зоны с камышинскими арбузами в этом году не было, но их органично заменили кэмпы с имитацией советской квартиры с коврами и пружинным раскладным диваном, где можно было поводить пальцем по узорам на паласах почилить и сфоткаться, и разного рода другие комьюнити — с телесными практиками, например. Записаться на выпрямление позвоночника в «ПравИло» мне так и не удалось из-за большого количества желающих повисеть в петле Глиссона. 

Даша: Дальше путь лежал к арт-объектам, которые хотелось увидеть при дневном свете. По дороге мы заглянули в зону The Blueprint, где на мастер-классе сделали себе по чокеру с множеством подвесок.

Антон: Как и в прошлом году, рядом с зоной The Blueprint, располагался «Баня-форум» — концептуально-импровизированная экобаня, больше похожая на фэнси теплицу. Париться в сильную жару нам не захотелось, хотя наблюдать за теми, кто на это все же решился в +30 градусов, было забавно.

Даша: Первый арт-объект, где мы задержались надолго, — «Воздушный порт» Аристарха Чернышева. Будучи поэтическим размышлением о возможных путях развития урбанистической цивилизации, он представлял собой модель утопической транспортной системы, а именно — зону ожидания рейсов в аэропорту. Стоя в очереди на «вылет» прямо в лесу под открытым небом, мы смотрели на огромное табло вылетов в разные локации — как потом выяснилось, это были места, куда мечтали попасть участники фестиваля, уже отстоявшие в очереди. Затем мы последовали указаниям стюардов и оставили свои желанные пункты назначения, надеясь на скорое претворение загаданного в жизнь. 

«Воздушный порт». Фото: Рустам Шагиморданов

Следующий объект, а точнее серия объектов, с которыми мы познакомились, — «Аллея звезд», состоящая из 36 микромонументов известных российских архитекторов. Каждый элемент сопровождался текстом с творческим манифестом создателя. Из того, что запало в душу, выделю «Зеркало» Сергея Никешкина. «Сшито по шву собственной тени — этот разрез не делит, а соединяет, превращая форму в диалог между тем, что есть, и тем, что могло бы быть», — гласила надпись на постаменте с объектами в виде волчков.

 

«Аллея звезд». Фото: Андрей Иванов


Антон: На «Аллее звезд» нам встретилось некое «исправительное учреждение» — пространство с серией зеркал, перед которыми можно сесть и попробовать всмотреться в себя в том виде и смысле, в которых ты есть здесь и сейчас, а человек с обратной стороны инсталляции может тайно или не тайно наблюдать за тобой в подобие дверного глазка. По задумке авторов арт-объекта, это в некотором смысле антипод паноптикуму, где человек находится под постоянным наблюдением, но здесь этот смысл интерпретирован иначе — каждый сам вправе решать — играть роль или оставаться самим собой в отражении в зеркале — и для себя, и для других.

 

«Исправительное учреждение». Фото: Стас Червонных


Одной из новых локаций на фестивале этого года стал heal’град! — здесь пили чай, слушали на тюках сена и диванах расслабляющие музыкальные сеты и познавали тот самый дзен в стиле «винтаж-мэджик». Авторы проекта предельно понятно заявили о себе в манифесте: если вам нужно замедлиться, восстановить силы и не быть в тильте вернуться к себе — вам сюда (это правда!). Здесь на протяжении всего фестиваля трижды в день проходили различные хилинг-практики, одна из которых — практика молчаливого бездействия, то, чему мы, кажется, разучились в современной жизни, ведь иногда молча повтыкать в березы и просто помолчать может быть крайне полезно.

Даша: Пройдя по аллее, мы забрели на фолк-рейв в березках, где проходила репетиция одного из ночных выступлений. Особенно люблю фестиваль за то, что в любой момент можно оказаться в гуще (в данном случае можно сказать «чаще лесной») какого-то перформанса. 

Кстати о перформансах: самым ярким событием юбилейного «Архстояния» в этом году для меня стал хореографический спектакль «Состояние леса» от фестиваля Context. Diana Vishneva, для которого специально была сконструирована особая сцена в естественном лесном овраге. Движения танцовщиков, свет, переливающийся на ветках деревьев, музыка, натянутая как струна, туман — каждая деталь была призвана пробудить ранее не испытанные чувства, тронуть до глубины души. Час с небольшим выступления пролетел на одном дыхании! 

Спектакль «Состояние леса». Фото: Дарья Зайцева

После на главной сцене от банка «Точка» нас ждали мощнейшие музыкальные выступления — электронной этно-футуристической группы Oligarkh и казачьего хора «Талан», чье творчество в симбиозе вылилось в удивительное звучание, сопровождавшееся эффектным визуалом. А во время ностальгического выступления Дельфина небо над территорией фестиваля озарил праздничный салют в честь его 20-летия!

Оставшуюся часть ночи мы провели на любимой сцене Leveldva, где играли Kuma x Santa Barbara и Geju. А еще успели забежать на фолк-рейв в березках — на выступления группы «Дети Picasso» и Татьяны Калмыковой, чью репетицию застали несколькими часами ранее.

 

Антоха МС. Фото: Алиса Аницкая, @alis_les
Дельфин. Фото: Стас Червонных
Oligarkh


Антон: Поясню за еду: ночное дожорное рандеву в перерывах между выступлениями, конечно, же тоже было — на основном фуд-корте традиционно плотный стритфуд: бургеры, булочки пянсе с кимчи (не раз спасали от голода за полночь) и прочие острые вещи, пельмени, поке-боулы, хот-доги. Локально у основных сцен тоже стояли приблизительно похожие по КБЖУ-вайбу едальни, за что стабильный плюс в карму всем организаторам и энтузиастам, кормивших несколько дней тысячи голодных фестивальщиков. 

День третий. О главном

Даша: Последний и самый ленивый день фестиваля начался с вкуснейших сырников на фуд-корте. Хочу отметить, что в этом году здесь не было больших очередей, а всю еду готовили довольно быстро. 

От «Архстояния» в этом году у меня особенно теплые ощущения — будто я приехала к бабушке на дачу: все казалось таким знакомым, душевным и любимым. Хочу ли вернуться в следующем году? Разумеется! Ведь фестиваль уже давно стал традицией. Это ли не главное?

Фото: Валерия Дворецкая, @valermontovv


Антон: Юбилейное, уже 20-е «Архстояние», как и всегда ранее, это все еще главный буддист, который всегда видит в нас лишь обычных людей и заставляет о нашем главном не только задуматься, но и прочувствовать его.

Фото: пресс-служба
Кино — 13:26, 23 августа
Короче, часть первая: неидеальные куклы, деревенский колдун, трагедия цензуры и Янковская mothering
Новости — 20:48, 22 августа
Трэмелл Тиллман присоединился к касту фильма «Человек-паук: Совершенно новый день»
Новости — 16:30, 22 августа
Фестиваль World Fashion Shorts представит новую программу короткометражных фильмов о моде
Новости — 16:27, 22 августа
В сети появились первые кадры байопика «Амадей» с Уиллом Шарпом
Новости — 14:35, 22 августа
Джастин Бибер начнет выпускать мебель