Сознание человека работает так же, как и десятилетия назад, а манипуляции маркетологов становятся все изощреннее. В павильоне «Экономика Москвы» в парке «Музеон», который работает в рамках форума «Территория будущего. Москва 2030», проходят открытые лекции: экономисты, психологи, преподаватели, маркетологи и блогеры помогают зрителям разбираться в тонкостях налогов, маркетинга, бизнеса и тайм-менеджмента. SRSLY не пропустил ни одной — делимся отрывками лекции по психологии маркетинга на примере лабубу — самых виральных игрушек последнего года.
Лабубу — классическая гача-механика: ты покупаешь кота в мешке и надеешься, что в этот раз точно попадется редкий экземпляр. Так же работают вкладыши от жвачек или торговые автоматы, где за деньги можно получить набор случайных предметов — от чехла для телефона до машинки для удаления катышков с одежды.
Термин «гача» произошел от японского gachapon, который обозначает автоматы со случайными игрушками в капсулах. Такие механики часто встречается в видеоиграх — можно купить набор случайных виртуальных предметов, а о содержимом узнать только после «распаковки». Ты платишь за шанс получить один из нескольких вариантов, причем уникальные экземпляры встречаются реже и ценятся выше. Элемент неожиданности и азарт удерживают интерес и подталкивает покупать снова.
Почему лабубу до сих пор покупают:
Мнимая выгода. Мы воспринимаем редкость игрушки как ценность.
Азарт. Игрушки продают в «слепых» боксах — покупатели не видят, что внутри. Это подстегивает покупать один и тот же товар снова и снова, пытаясь обнаружить редкий экземпляр.
Нестабильная экономика. Мозг все еще любит быстрый дофамин, ведь для медленного нужно больше ресурсов — лабубу стоят немного и приходят быстро, если заказать домой. А некоторыми движет выгода — вдруг получится перепродать коллекционные игрушки через пару лет.
Страх выпасть из тренда. Кажется, что у всех лабубу уже есть, — это FOMO (Fear of Missing Out), он же «синдром упущенной выгоды», диктует свои правила. Кажется, что ты пропустишь важный опыт, если не купишь этого пушистого зубастика.
Нейрофизиолог Вячеслав Дубынин отмечает: «Социальное давление — это встроенный механизм выживания. Когда мы видим, что все вокруг что-то покупают или обсуждают, мозг воспринимает это как сигнал: делай так же, иначе останешься за бортом. Именно поэтому подростки так легко подхватывают тренды — их мозг буквально кричит: "Догоняй, пока не поздно!"».
В павильоне «Экономика Москвы» эксперты объяснили: на гача-механики больше ведутся те, кто хронически устал, испытывает сильный стресс или зависим от быстрого дофамина, связанного с предвкушением удачи. В такие моменты импульсивные покупки — способ уравновесить, скомпенсировать негативные эмоции, а не реальная потребность.
Вячеслав Дубынин объясняет: «Префронтальная кора, запускающая наши реакции, охотно отдает предпочтение мгновенному удовольствию, даже если это помешает долгосрочной цели. Маркетологи этим пользуются: создают иллюзию срочности, играют на редкости и подражании, добавляют элемент соревнования и случайности. В результате критическое мышление и волевой контроль могут не справиться с ситуацией: не успеть, отвлечься, поддаться на искушение. И мы покупаем не потому, что вещь нужна, а потому, что мозг захотел получить награду».
Есть несколько лайфхаков — сохраняй себе, чтобы не попадаться на удочку маркетологов:
Подумай, хотелось бы тебе купить этот продукт, если бы он не был в тренде. Популярен — не равно нужен.
Выдержи паузу. Закинь товар в избранное и забудь о нем на сутки. Если желание купить товар осталось, отправляй вещь в корзину.
Фильтруй триггеры срочности. Если видишь слова «эксклюзив» или «последний шанс» — это маркетинг, а не сигнал к действию.
Планируй. Составляй список и покупай только то, что в нем есть.
Развивай финансовую грамотность. Пройди небольшой курс или почитай в открытых источниках о здоровом потребительском поведении.
Подключай критическое мышление. Не верь всему, что говорят. Читай отзывы покупателей и сравнивай цены в разных магазинах, в том числе онлайн.
Ищи альтернативы быстрому дофамину. Придумай, чем поднимать настроение без покупок: погуляй, позвони другу или найди новое хобби.
Понимаем, внедрять новые стратегии поведения непросто. Финансовый эксперт Анна Деньгина говорит: «Привычки — дело укоренившееся, и их изменение — не быстрая история. Даже когда понимаешь, что это не то, что приведет тебя к лучшей жизни. Нужны воля, автоматизация, подкрепление окружения. Это не про 21 день и даже не про 90, а про лучшее понимание особенностей своего мозга и бережную интеграцию новых паттернов в свою жизнь».
Хочешь распознавать манипуляции, не вестись на хайп, уметь управлять своим сознанием и быть в теме последних экономических и бизнес-трендов? Заглядывай в павильон «Экономика Москвы» в «Музеоне» до 14 сентября — эксперты расскажут тебе много интересного.