Твое творчество во многом построено на описании реальности. Как менялся твой подход и отношение к миру с возрастом?
Конечно, он по-любому менялся, но сложно выстроить какой-то единый вектор. Скорее менялись части реальности, на которые падал мой взгляд. И, наверное, именно способ смотрения.
В «Реальной магии» у меня был фокус на все очень волшебное, на видение магических взаимосвязей, элементов в мире. Он сменился на «Гламур&паркур», который скорее про видение контрастных различий в этой реальности. И потом им на смену пришла Emoji Girl — и это про поп-культуру.
На твой взгляд, поп-культура помогает нам выстроить свое восприятие любви, мира? Или она, наоборот, искажает наше восприятие?
Скорее помогает. Поп-культура с нами очень давно. Если видеть так, будто поп-культура искажает, тогда мы очень сильно уходим от первозданного восприятия. Мы же не знаем, как оно должно восприниматься. И поп-культура, и художественная литература, и фильмы, и религия — все это влияет на наше восприятие.
Как ты относишься к деталям в своих песнях: как к символам с более масштабным смыслом, который понятен только тебе, или чисто как к элементу реальности?
И то и другое. Мне нравится, что тексты работают как фасад, который показывает эти элементы детальной реальности, описывает ее. Но для себя лично я включаю еще и более глубокие переживания меня как автора, как личности — и, возможно, это видно не каждому слушателю, потому что заложено скорее на чувственном уровне.
Но некоторым это откликается, они это замечают, поэтому работает и как фасад, и как наполнение. Интересно, что некоторые видят что-то другое за этим фасадом, наполняют своим смыслом, и мне это нравится в любом искусстве.
Есть мнение, что лучшие произведения искусства рождаются из глубоких страданий. Из каких эмоций обычно рождаются твои песни?
Вообще по-разному. Например, мой первый альбом, «Реальная магия», я там еще училась в школе, писался на чувстве восторга от того, как течет жизнь. Осознании, как на самом деле все удивительно устроено: как солнце светит ярко, как травка растет. Там есть трек о молниях, о том, как старики кормят птичек, — вот эта жизнь, сама по себе, она у меня вызвала восторг, об этом я и написала музыку. На чем ты сфокусирован, то тебя и вдохновляет, и выливается в творчество.
Emoji Girl, честно, для меня получился очень грустным, на разрыве. Это повествование от лица девочки с ярчайшими переживаниями, и поэтому там много любви, недопониманий, он о ссорах или, наоборот, о начале отношений, о влюбленности. В общем, спектр этих романтических тем и эмоций. И еще, конечно, о проживании тяжелых событий, не связанных с отношениями, — когда в жизни случается что-то неподвластное нам.
В одном из интервью ты рассказывала, что раньше у тебя не шло создание треков зимой, они получались какие-то грустные, наполненные нытьем. Как ты вообще относишься к меланхолии в музыке?
Я отношусь хорошо. В принципе, любые чувства и эмоции, которые закладываются или которые вызывает музыка, — офигенно, супер. Emoji Girl получилась на чем-то переломном — чуть-чуть, и сейчас заплачешь, но пока что нормально. Я за это время немного разучилась писать что-то легкое и веселое. И опять же для тренировки своих способностей сейчас я стараюсь попробовать снова увидеть это веселое и легкое и передать это в музыке.
А нет ли желания, наоборот, попробовать еще углубиться в эту грусть?
Мне как потребителю не очень нравится, когда мне дают что-то однозначное. Либо очень-очень радостное, как музыка из рекламы. Первое, что пришло в голову: «555-35-35, лучше позвонить, чем у кого-то занимать». Либо однозначно грустное, печальное.
Мне это неинтересно, мне это не нравится, меня это даже напрягает. Всегда хочется создать что-то такое, что даже не посередине стоит, а плавает между. Сильно грустное и меланхоличное, надеюсь, я никогда не напишу. Ладно, не буду наговаривать, мало ли — напишу. Но если напишу, значит, так и должно быть.
Когда ты только начинала, у тебя были какие-то планы, цели в музыкальном плане? Или ты просто плыла по течению?
Я очень рано начала делать музыку и никогда не воспринимала ее как свое основное занятие, свою профессию. Я занималась музыкой исключительно потому, что мне просто нравилось. И воспринимала ее как хобби, поэтому никаких целей себе особо не ставила, просто делала, делала, делала.
Но сейчас в моем восприятии все немного поменялось: я отношусь к музыке именно как к основному занятию, поэтому ставлю какие-то цели и иду к ним. А так я плыла по течению.
Как твое окружение, родители отреагировали на твое увлечение музыкой, когда ты только начинала?
Мама меня очень поддержала. Она мне дала денег на мой первый концерт, на аренду клуба. Папа отнесся со скептицизмом. Недавно он был у меня на сольном концерте. И я ему говорю: «Вот, я даже заработала на этом денег». (Смеется.) Он такой: «Ну ладно». Он просто бизнесмен.
Он как-то поменял свое отношение сейчас?
Я бы не сказала, что он до этого как-то с подозрением относился, скорее просто считал: «Это твое дело, но что там получится, я не знаю. Это рисково очень». А сейчас, я думаю, он уже не сильно из-за этого переживает. Все-таки есть отдельная специфика нишевой сцены в отличие от телевидения или радио. И у нас тут другие правила игры. Я его немного познакомила с этим миром, и он уже меньше переживает.
А был ли какой-то конкретный момент, когда ты осознала: «Все, теперь я музыкант»?
Да, после «Гламура&паркура». Он получил достаточно большой отклик, журналисты писали о нем. Это было для меня в новинку, честно. И в голову стали закрадываться мысли, что, может быть, стоит больше внимания и времени уделять музыке.
И параллельно с этим я еще очень сильно разочаровалась в выборе специальности. Я заканчивала университет, училась на четвертом курсе. И пересмотрела свои взгляды: если раньше я думала, что мое основное занятие — социология, то, оказавшись в этой научной системе, я поняла, что это, наверное, не мое.
В одном из интервью ты говорила, что любишь формат фристайла. Сейчас ты используешь этот же подход?
Чуть-чуть отошла, но в целом да. Мне в последнее время очень понравилась именно поэзия. Когда фристайлишь, то пишешь текст сплошняком, по строкам не разбиваешь — как поток сознания.
В какой-то момент все равно устаешь от того, что делаешь обычно, хочется попробовать новое, поэтому в последнее время я стараюсь этот поток сознания сразу упорядочивать в стихотворение и делать его более емким. Сама структура как будто бы это предполагает — использовать меньше слов и больше ярких образов. Это эксперимент, чисто для себя, чтобы разнообразить свои будни.
Над Emoji Girl ты уже в новом формате работала?
Да, частично. Но частично все равно фристайл остается.
Сейчас в тренде «новая искренность» как ответ на культ продуктивности и все такое. Особенно у поколения зумеров. Как ты думаешь, когда это уже настолько популярно, это все еще искренность или уже больше про желание быть в тренде?
Еще с года 2020-го это «новая искренность». Даже бар в Москве открылся «Новая искренность». Это на слуху было так долго уже, что году в 2022-м я подумала: «Использовать слово "новая искренность" — это уже моветон». А сейчас, когда прошло время и уже 2025-й на дворе, мне, в принципе, стало как-то пофиг. Это все реально в глазах [смотрящего]: как вы воспринимаете, так и воспринимаете, а я делаю, что мне нравится, и все.
Как тебе кажется, нет ли такого, что аудитория устала от искренности и ей хочется опять чего-то более гламурного, выверенного?
Если говорить с позиции моего опыта нахождения в этой медиакультуре, то реально с 2020 года это идет бок о бок, что-то больше перевешивает, что-то — меньше.
Я даже рэп-тексты, в которых по-любому очень много выдумки, не перестану от этого слушать и считать не имеющими никакой культурно-художественной ценности. Они мне дарят чувства, которые мне нравятся, поэтому пофиг, что там выдумка, что нет, мы никогда не узнаем.
Получается, для тебя важны те чувства, которые получает именно слушатель, а не то, что вкладывает автор?
Да. Если пересекается, вообще офигенно.
Сейчас вокруг много пост-, метаиронии, и, в целом, это действительно делает жизнь прикольной. Но при этом, на твой взгляд, как это влияет на выражение каких-то важных, «серьезных» чувств, мыслей. Не теряются ли они во всем этом потоке иронии?
Мне ирония очень сильно помогает. Как можно это чувство потерять, если ты страдаешь? Оно буквально в тебе сидит. И даже если ты похихикаешь, ты все равно страдаешь. Так что не думаю, что более глубокие, важные чувства теряются. Просто ирония их смягчает как подсластитель, и поэтому это переживается легче.
Говорят, что сейчас более тревожное поколение. Как ты думаешь, это из-за мира вокруг или в целом мы более чувствительные? Или просто люди до этого не делились тем, чем делимся мы?
Я не думаю, что поколения сильно отличаются по степени чувственности. Как будто все люди, в принципе, ощущают одинаково, но не все люди могут осознать, что они чувствуют, отрефлексировать, выразить, рассказать другим — в этом вся разница поколений.
Как ты относишься к делению на поколения?
Как социолог, я хорошо отношусь к этому делению, потому что вижу очевидную разницу между поколениями. Сразу можно отнести человека к тому или иному поколению, чтобы было проще с ним взаимодействовать, чтобы мозг меньше напрягался. Главное, в стереотипность не уходить.
А есть ли какой-то стереотип о зумерах, который тебя бесит больше всего?
Не знаю, насколько это распространенный стереотип, но я в Instagram встречала комментарии: «Зумеры ленивые», «Зумеры не хотят работать», «Зумеры тупые». Но я думаю, что это про каждое следующее поколение говорят.
Я не согласна с тем, что зумеры ленивые, не хотят работать. Я сужу по себе, по своим друзьям, и мы, на самом деле, очень энергичные, трудолюбивые. Просто это не в рамках какой-то карьерной лестницы в корпорации происходит, а скорее в процессе личных начинаний.
Сейчас уже про поколение альфа стали говорить…
Я много сижу в TikTok, чтобы оставаться в курсе. Там в какой-то момент развелось до фига альфа. И я вижу очевидную разницу между зумерами и поколением альфа.
Но я надеюсь, что это юношеский максимализм и он пройдет.
А как ты думаешь, как TikTok влияет на музыку и на музыкальную индустрию?
Он по-любому влияет на музыкальную индустрию, но не на всю — все равно не все музыканты сидят в TikTok. Часто начинающие артисты пишут музыку именно с целью, чтобы она залетела в TikTok, под требования, которые там есть со стороны аудитории, со стороны поколения альфа. (Смеется.) Уходит альбомная история, которую я очень люблю, на ее смену приходят бесконечные синглы, которые не раскрывают какую-то тему, ощущение или настроение, синглы для TikTok. И все продвижение сводится к этой погоне.
На твой взгляд, когда пишут чисто под TikTok, это рабочая стратегия?
Я думаю, в целом рабочая. Ты понимаешь, какая у тебя там целевая аудитория, что им нравится. У тебя есть огроменная база примеров, лекало, по которым ты можешь сделать трек, и на второй, третий, четвертый, пятый, шестой раз он по-любому залетит — это алгоритмы, особенно если ты снимаешь тиктоки каждый день.
Это тоже тяжелый труд. Кто-то себя органично в этом чувствует, а кто-то — теряется. Я просто поняла, что у меня музыка немного не создана для TikTok. И там очень-очень тяжело продвигать именно альбомы.
Как ты справляешься со сложными периодами? И помогает ли тебе в этом музыка?
Да, конечно. Мы живем, и bad things happen всегда, постоянно. Когда-то более жесткие, когда-то менее, и то это познается всегда в сравнении. Мне кажется, что в плане своего самочувствия я такая же, как в 14 лет, просто проблемы стали больше. Но, в целом, они ощущаются так же. И все это время в музыке я находила отдушину.
Что тебя сейчас пугает больше всего?
Меня сейчас пугают какие-то вообще обыденные вещи.
А этот страх — чисто социальный. Страх увидеть себя в отражении других, зависимость от общественного мнения.
На твой взгляд, не повлияли ли на это сильно социальные сети?
На меня повлияли точно. Мне стали хейтеры писать в комментариях: «Ты ничего не добилась». Я раньше об этом вообще не думала — до момента, пока не стала активно пытаться продвигать себя в TikTok. И после того, как мне начали пачками писать: «Ты 7 лет музыкой занимаешься, а что ты сделала?», я задумалась, что так-то да, я до сих пор стадионы не собираю, у меня не миллион прослушиваний.
А раньше-то я вообще на это внимание не обращала. Так что, блин, по-любому влияют социальные сети. Но это обратимо, мне кажется. Мерить свои достижения по комментариям из TikTok — это очень глупая стратегия.
Я из-за этого сильно страдала. А потом поспрашивала мнение старших коллег, они говорят: «Это пишут всегда и всем». И выход один — перестать читать, потому что, даже если ты говоришь: «Мне все равно», в глубине души это задевает всегда. Так что сейчас я просто стараюсь не читать. Так проще.
Недавно у тебя прошел масштабный концерт в легендарном клубе «16 Тонн» на Пресне. Как ощущалось выйти там на сцену?
Я думала, что это будет так же, как всегда. Я просто выйду, спою, будет клево, офигенно. Но я ошибалась –– и это была очень приятная ошибка. Было не так, как всегда. Всегда круто, но это было прямо иначе круто.
31 мая ты будешь выступать на «Летнике». Как готовишься к началу фестивального сезона?
Мне очень хочется перенести уровень подготовки к сольнику на фестивали. И не выходить в этом чужом сеттинге с 30 минутами своих песен, чтобы просто отпеть, а попробовать перенести мир эры Emoji Girl, элементы шоу, которые мы использовали на сольнике, показать мир МС Улыбочки.
Какие элементы, которые отражают твой стиль, ты любишь включать в концерт как часть шоу?
Декорации, диджеинг, видеоряд. Очень важно, чтобы свет своими цветами передавал вселенную МС Улыбочки, вселенную Emoji Girl. Мне очень нравится идея перформативности, как это делают на «Грэмми», или Тейлор Свифт, или Бейонсе: когда есть эта нарочито-попсовая подтанцовка, эффектное появление с потолка — это моя мечта, надеюсь, у меня получится когда-нибудь выйти вот так. Я считаю, что в нашей модной тусовке незаслуженно отвергнуты элементы шоу-программы. Это же реально прикольно.
Какими бы словами или предметами ты описала вселенную Emoji Girl?
Розовый цвет. У меня почему-то в голову приходит стерильный вайб рекламы Apple. Мне представляется девочка с телефоном, обязательно с наушниками, в какой-нибудь розово-белой одежде со стразами.
Эта лирическая героиня — это ты или просто придуманный образ?
Это я чуть ранее, потому что сейчас мне уже хочется в новую эру перейти. А так, да, это я, когда писала альбом и дропала его.
В «#нанеделе» ты поешь: «…только завтра спасет меня возможно». Как ты вообще относишься к идее жизни ради чего-то в будущем?
Есть дни, которые помогает прожить только мысль о завтра. Это не каждый день, слава богу. Но в такие дни я не вижу ничего плохого в приятной, теплой мысли о хорошем будущем, о том, что там все, наконец-то, будет хорошо. Если она помогает сейчас, то почему бы нет? Это скорее о такой мотивации и поддержке, нежели о бескомпромиссном взоре в будущее, отвергающем настоящее.
В этой же песне ты говоришь: «И каждый день на неделе мы еще сильнее». Чувствуешь ли ты изменения в своей внутренней опоре, силе по сравнению с собой из начала 2020-х или два-три года назад?
На самом деле, тяжело это отследить, потому что этот путь всегда идет с переменным успехом. То ты себя ощущаешь очень-очень сильной, крутой и вообще самой офигенной, то думаешь: «Блин, какой же я была дурой, что считала себя самой клевой. Я столько всего еще не знаю, столько еще не умею делать». А потом ты думаешь: «В принципе, да и ладно, что я не умею этого делать, я научусь, я все равно очень клевая».
Что бы ты посоветовала тем, кто, находится в точке спада?
Отдохнуть. Отдых, мне кажется, помогает отпустить зацикленность. У меня такое часто случается именно из-за недостатка отдыха и из-за того, что я от себя очень много требую. Когда ты отдыхаешь и от@#бываешься от себя, потом все снова идет хорошо.
У многих людей 20–25 лет сейчас наступает кризис непонимания, что делать дальше, туманного будущего. Был ли у тебя похожий период?
У меня никогда не доходило до какого-то кризиса, потому что я обожаю планы. И сколько я себя помню, я всю жизнь придумывала, что мне делать дальше, поэтому если случается какой-то кризис, как с учебой было, то я неделю хожу, думаю, потом придумываю новый план и иду по нему.
Как ты представляешь своего слушателя?
Я думаю, что у меня два больших класса: это мои ровесники и поздние зумеры — чуваки лет 27. Зумеры у меня начали появляться относительно недавно как моя горячая целевая аудитория. До этого меня слушали в основном дяди тридцати лет. Но, я думаю, это в любом жанре так работает, если ты молодая селф-мейд-артистка.
Есть ли какой-то сексизм в индустрии, которая тебя окружает? Чувствуется ли, что девушкам сложнее продвигаться?
Не, я не чувствую. Мне даже кажется, что проще, потому что, на самом деле, конкуренция намного меньше, чем в мире мужской музыки. Я так не делю, но по самоощущению я не вижу сложностей. Может быть, сложность в том, как девушки воспринимают этот мир музыки: им может казаться, что порог вхождения достаточно высокий. Хотя это не так.
И это уже, может быть, заложено стереотипностью о том, что это сложно и вообще не женское. А на самом деле надо просто начинать и делать.
Есть ли у тебя какая-то сокровенная музыкальная мечта, о которой можно рассказать сейчас?
Да, есть. Очень надеюсь, что когда-нибудь с одного своего концерта я смогу купить себе Porsche. Хочу серый Boxster.
В финальном треке Emoji Girl есть строки: «Все это не вечно». Для тебя отсутсвие чего-то постоянного — это то, о чем стоит тревожиться, или это свобода?
Скорее это свобода. То, что нам кажется сейчас нескончаемым страданием, какие-то тяжелые эмоции — это не вечно, в этом треке про это. И в шутку сказано, что «вечен только джампстайл», чтобы снизить градус экзистенциального кризиса. (Смеется.) А так, по сути, ничего в этой жизни не вечно. И не вижу тут поводов для того, чтобы сильно радоваться или сильно расстраиваться. Это просто жизнь. И нужно принять этот факт.