За 25-й год ты уже успел выпустить несколько треков. Один из которых даже больше рок. И сразу вспоминается твой влет на 17-й независимый батл с рок-бендом. И вот от себя хочу сказать, что ты тогда сиял как самый настоящий панк.
Ну, я и был таким. И так себя чувствовал. Ретроспективно я понимаю, что это и было похоже на панк-рок: мы бухали, и у нас не было денег, и поэтому мы все делали на DIY-тяге. Кто-то что-то помонтировал, кто-то вписался, я сам там что-то подсобрал — и вот у нас тогда какое-то творчество получилось.
А что вообще повлияло на такие музыкальные решения именно тогда? Вот кем ты тогда вдохновлялся? Все-таки ты, знаешь, как в рэп-батл ворвался: именно вот с таким заходом, что все там уже под копирку пишут, а ты влетел с панком. Что тобой тогда двигало?
Мне тогда казалось, что этот 17-й независимый батл — это в целом метафора всей рэп-индустрии на тот момент. Как все это тогда выглядело? 17-й независимый — это большой батл, долгожданный. Батлы тогда долго не проходили, не привлекали к себе внимания. А тут собралось много людей медийных: был Оксимирон (признан иноагентом на территории РФ. — Прим. SRSLY), Егор Крид. Это нереальный уровень медийности для батла. Но при этом там сохранялись все эти атавизмы и ретроградство.
Во-первых, там очень закостенелое комьюнити людей, которые на форуме сидят по 20 лет, варятся в своем котелке и считают, что они — единственный трушный батл-рэп. Во-вторых, в судьях на 17-м независимом постоянно были люди, которые х@й знает кто. Там судили люди, которые вообще музыкой не занимаются, которые к ней никакого отношения не имеют. Это просто кенты организаторов, которые десять лет назад читали рэп, а сейчас это просто люди. В этом был бы прикол, если бы это анонсировали как то, что будут судить просто люди с улицы, потому что их мнение, оно самое непредвзятое. Такой подход имеет смысл, но тех ребят анонсировали как авторитетов. Это выглядело так, что структура находится в глубоком кризисе. И в итоге всем по@#й, кто выиграл 17-й независимый.
Я считаю, что самая яркая звезда, которая зажглась на небосводе после 17-го независимого батла, это Александр Фломастер. Это же просто форумный мужик, который смог свой авторитет с помощью этого батла распространить. Я не даю оценку, хорошо это или плохо, но Александр Фломастер — это крупнейший критик в российской музыкальной индустрии сейчас. Это человек, чье мнение реально играет роль, чье мнение гораздо весомее, чем мнение многих журналистов The Flow. Хотя, казалось бы, The Flow — это профильный сайт с огромной историей, но сейчас The Flow редко может сыграть такую роль в карьере артиста, которую может сыграть Александр Фломастер. Это единственный большой выхлоп со всего этого батла, а в остальном эта структура сама себя пожрала.
И весь мой панк-рок начался как раз таки из-за того, что я делал трэп-музыку, пытался в тренды, в актуальное звучание — и понял, что это совсем нелепо. Я не трэпер, понимаете?
Слушай, ну я чувствую всю эту боль, на самом деле. Я вижу, слышу, как у тебя подгорает.
Понимаешь, у этой реакции есть причины. Это не просто моя нелюбовь к чему-то, а я реально душой за это болею. Русский рэп — это чудо, б@!?ь. Он столько подарил людям, они даже не могут осознать это. Они воспринимают это до сих пор как само собой разумеющееся, но потом, осмысляя свою молодость, они будут замечать, к какому великому феномену они принадлежали. Потому что русский рэп — это реально великий феномен, это культурная кувалда просто, и мы ее атомы, она из нас состоит. Это не просто музыка, и это не просто треки, это не просто жанр. Это то, что формирует реальность.
Ты в целом максимально разносторонний и артовый чел, но кем вот ты хотел бы видеть себя, кем бы ты хотел остаться в истории: рэпером, рокером или тем самым артовым челом?
Слушай, я думал об этом. Я сейчас дам такой ответ, который может прозвучать подростково и как-то бессмысленно. Я бы хотел в первую очередь в истории остаться собой. Я бы хотел остаться Федей Букером, Федором Игнатьевым. Да просто Федей. Человеком, которым я являюсь и чью жизнь я живу, и каким путем я иду. Творческой единицей, идентичной самому себе. Потому что я феноменально не состоялся ни в какой сфере, которой я занимаюсь: я не лучший музыкант, я не лучший рэпер, я не лучший стример, я не лучший поэт. Я никогда в жизни не выигрывал ничего, кроме батла «Стрела».
Я никогда не занимал никаких первых мест, я никогда не получал кубков, медалей, никогда не стоял на пьедестале, никогда не был героем дня. Но я всегда был кем-то. Я всегда был собой, то есть всегда репрезентовал то, что мне нравится, собственный взгляд на мир. Я ни в чем, я недостаточно хорош для того, чтобы меня почитали только за это. Поэтому я подумал, что меня могли бы помнить и почитать за то, кем я был. Моя жизнь — это мой перформанс. Это мой магнум опус.
Ну, чувак, это просто до глубины души меня сейчас, конечно, покорило. И я хочу сказать, что ни фига это не подростково звучало.
Да, я старался сформулировать это. В 2017–2018 году я еще сам не понимал, чего хочу. Сейчас я понял. Я стараюсь адекватно себя оценивать. Потому что мы живем в эпоху неадекватной оценки.
Мне кажется, что как раз таки у нас как этноса сопротивление капитализму заключается в нежелании себя продавать, постоянно себя навязывать и упоминать. Я это в людях, в национальной идее ценю. Стараюсь этому соответствовать.
Как ты говорил на одном из своих стримов: «Чтобы не было внутренней Москвы у человека».
Ну да, я, наверное, слишком груб был по отношению к Москве. Но тут реально люди часто не понимают, чего они хотят от жизни. Люди просто не понимают, зачем им популярность, зачем им деньги, а зачем им эти прослушивания, да? И что эти прослушивания реально значат? То есть, когда человек говорит «у меня 4 миллиона слушателей», понимает ли он, что такое 4 миллиона человек? Может ли он себе представить, сколько людей его слушают и что это в масштабах страны и в масштабах мира значит? Короче, да всем по@#ть. Они не понимают, зачем они живут вообще. Мне хочется от этого дистанцироваться. Мне хочется, чтобы моя жизнь все-таки была зачем-то.
На самом деле, достаточно серьезная и печальная нотка. Ты когда рассказывал сейчас вот эту искреннюю тему про то, что ты хочешь остаться собой, мне резко стало забавно, потому что я вспомнил, что в первую очередь выдает YouTube, если вбить «Букер». Спойлер: там сразу видос типа «Букер протестует против песни "Бобр"». Мне кажется, это очень хорошо объясняет легкость твоего подхода, несмотря на то, что ты серьезный и пытаешься в этот мир приносить большую часть себя, все равно ты остаешься человеком.
Ну да, конечно, потому что артисты многие стремятся быть инопланетянами. И это тоже подход. Я не помню, кто говорил, что артист должен быть как инопланетянин, чтобы человек на него смотрел и думал: с какой он планеты, откуда вообще взялся?
Это имеет смысл чисто с точки зрения перформанса, чтобы человек сильнее эмоции испытывал, ты для него должен быть загадкой, предметом для трепета.
Поэтому мне, наоборот, хотелось бы поддерживать с аудиторией такие отношения, чтобы они понимали, что я человек. Но при этом я, например, фамильярности терпеть не могу. Мне не нравится, когда люди лезут со мной брататься на основе наших парасоциальных отношений, в которых они меня знают, а я их нет.
Да, здорово, что ты выдерживаешь и стараешься выдерживать эту золотую середину.
Это сложно, потому что очень не хочется расстраивать людей, отказывать им в чем-то. Конечно, приятно думать, что ты Дед Мороз для кого-то и можешь ему сделать день. Но, если себя раздавать, от тебя самого ничего не остается. Я мечтаю даже какой-то создать материал или короткометражку, который мог бы людям объяснить, что такое быть популярным человеком на самом деле, чтобы они именно могли как бы это прочувствовать.
Всегда в общественном сознании популярный человек — это человек, который от своего места имеет сильно больше плюсов, чем минусов. То есть он освобожден от каких-то многих социальных повинностей. И в общественном сознании кажется, что ты сверхчеловек, что у тебя есть все хорошее без капли страданий? Мне бы хотелось показать вот это размытие собственной личности, непонимание того, кто ты на самом деле такой, и что ты есть, невроз от того, что тебе постоянно кажется, что люди на тебя смотрят, имеют к тебе какой-то нездоровый интерес, отсутствие чувства безопасности или спокойствия, невозможность посетить любое скопление людей.
Многие артисты на самом деле домоседы и затворники, потому что они не могут отвоевать себе у своих же слушателей место в социуме. Они сажают себя в эту клетку золотую и сидят там, потому что это единственный способ почувствовать себя комфортно.
Это удивительно, когда ты узнаешь внезапно, что себе не принадлежишь, когда ты внезапно понимаешь, что ты — это не ты. И что твои желания, твои чувства далеко не всегда играют роль для людей, которые тебя любят.
А какие у тебя еще инсайты, связанные с популярностью?
Ответственность неизбежно приходит с популярностью. От этого нельзя сбежать.
Как в «Человеке-пауке»: чем больше силы, тем больше ответственности.
Да-да, многие еще артисты не понимают своей ответственности, все-таки за словами надо немножечко следить. Надо понимать, что за твои действия есть ответственность. И если ты эти действия делаешь, ты к этой ответственности должен быть просто готов. Не удивляться, не строить из себя жертву, когда у тебя был рупор многомиллионный, и ты там нес бурду какую-то, а потом тебя за это спросили.
Давай поговорим про еще одну версию Букера. Когда-то давным-давно ты первый раз появился в роли ведущего на пилотном выпуске 140 bpm battle. Тогда сразу было понятно, что тебе идет быть ведущим.
Это очень приятно, потому что я жалею, что мне об этом тогда никто не сказал. Возможно, моя бы жизнь сложилась по-другому. Хотя не факт, что в лучшую сторону. Потому что я, честно говоря, узнал, что я ведущий благодаря приложению Blink. И я думаю, неужели я кому-то настолько интересен в этом формате, что они готовы нанять меня? Для меня это был шок! Я это без какой-то вот этой наигранности говорю: я реально офигел. И мне это приятно с точки зрения лояльности, но больше всего мне это приятно с точки зрения того, что мне открыли новую часть себя. То есть в меня поверили, хотя я сам в себя не верил.
Получается, в Blink-батл и в самом приложении ты амбассадор и у вас долгосрочное сотрудничество?
Ну, для меня это было реально эйфорическое чувство, потому что я думал: них@# себе, мы можем делать вообще что хотим. Это было реальное удовольствие. Я очень хочу, чтобы мы еще таких батлов сделали, потому что, во-первых, приятно быть ведущим на мероприятии в 1703, которое все воспринимают как продолжение Versus. Я же всю жизнь пытался в батловой среде самоутвердиться, доказать, что я не лох. И, возможно, мы к этому пришли. Это как переспать со своей школьной любовью, которая тебя динамила долгое время, а сейчас ты вернулся, и ты ей интересен и привлекателен, и вот она снимает штаны.
Сам бренд сейчас работает не только над продвижением своего приложения, но и в целом через вклад в культуру. Через прокачку своей узнаваемости как бренда они реально людям дают возможность покайфовать на мероприятиях, сходить и открыть для себя что-то новое, интересное, поучаствовать в активностях. Мы с Blink-батлом все-таки участники побочной ветви этого приложения, мы скорее как бы участвуем в прокачке имиджа. И мне очень нравится, какой имидж они себе создают. Я считаю, что он реально крутой. Я в восторге от команды, с которой мы сотрудничаем, от мероприятий, которые мы делаем. Мне ни за что ни разу не было стыдно или неловко. Это искренне абсолютно.
Вообще, мне нравится в тебе твой честный подход. И ты не боишься на стримах, допустим, иногда сказать свое мнение, и при этом просто всегда открытый.
Это главное. Я просто сам такой, я ценю это в людях.
Значит, по поводу новых выпусков Blink-батлов понятно. Но не собирался ли ты туда залететь как участник? Махнуться местами с участниками?
У меня интереса заниматься батл-рэпом нет. Я в нем нехорош.
Чисто теоретически, как ты оцениваешь свои шансы? Мне кажется, твои альбомы, вот эти диссы — чисто раунды на батле в большинстве своем. Ты бы мог сейчас какую-то турнирку взять? Может быть, даже BPM?
Да я в лучшие годы не мог турнирку взять никакую. Ну, честно, мне просто как бы не хватало стабильного перформанса, стабильного качества. То есть я мог выдать очень круто, а мог выдать не очень круто. Мне просто кажется, что если я с треском проиграю батл, то это мне закроет возможности потом выпендриться на битах, понимаешь?
Вот Джонни Бой проиграл Оксимирону (признан иноагентом на территории РФ. — Прим. SRSLY). Почему перестали его всерьез воспринимать? Потому что увидели, насколько он на самом деле не соответствует своему медийному образу.
Блин, да, теперь риск ударить в грязь лицом.
Я думаю, что хороший батл-рэпер, здравый какой-то текстовик, если выложится на высоком уровне, он меня уложит. И в батле тоже.
Типа, если будет принципиальный батл? Как правило, когда соперник сильнее, ты сам выдаешь на голову выше обычно.
Да, но видишь, для меня нет каких-то оппонентов серьезных, кого-то, с кем мне прям хотелось забатлиться принципиально. Поэтому нету вот этого драйвера интереса.
Я вот смотрю Кубок МЦ по сей день и понимаю, что там все превратилось вот в то, что ты говоришь. То, что происходит сейчас, ну уже смотришь, как будто это избито и как будто уже одно и то же повторяется.
Мы уже заложники анекдота, типа, действительно, раньше было лучше, но и мы раньше были другими. Нейропластичность наша была высокой, не так все приелось. Поэтому это и радовало.
Тут, скорее, проблема в том, что многие туда идут, потому что им деньги нужны.
Понимаешь, это же в России нас осенило тем, что батл-рэп принял какие-то безумные масштабы. У нас батл-лиги по масштабу своего влияния были самыми большими. А сейчас это привело к естественному регрессу. Мы все ждем возвращения батл-рэпа, но пока никто не может нащупать форму, чтобы это снова людей заинтересовало.
Раньше же в батлах реально могла решаться судьба. А так, когда десять раз уже все со всеми уже перебатлились, и опять они эту шарманку гоняют, понимаешь, уже сами участники говорят: «Я тебя в рот е@#л по-братски, потом пойдем пиво вместе пить».
Слушай, ну по поводу вот твоего участия, я вот сейчас понял из твоего рассказа, что ты, как батя, сепарировался от того юношеского напора, когда тебе надо было рвать и метать на этих батлах, и ты действительно сейчас уже другой.
Ну, мне очень хотелось как бы что-то доказать, чтобы меня заметили и оценили. А сейчас я считаю, что надо уметь вовремя уйти.
Да ты и заявил уже о себе. Потому что у тебя реально сейчас статус, ну, бывалого такого эмси типа, и в целом человек, который в индустрии именно. Это круто!
Я этого не ожидал, честно, мне в какой-то момент казалось, что никогда не получится кем-то стать. Но приятно, что получилось стать кем-то.
А из твоих оппонентов тех времен не видим никого практически.
Я думал много об этом. По факту, Слава КПСС, конечно, экстраполировал это еще шире.
Если честно говорить, нас осталось четверо. Я, Слава КПСС, Гена Rickey F и Palmdropov. Последний это все еще локомотив реального батл-рэпа.
И самый крутой именно с точки зрения своих батлов.
Да, Палм реально крутой. Это человек, который на отборе «фрешблада» проходил под именем «Смешарик» и которого до конца не хотели брать. А в итоге он единственный, кто до сих пор может этот уровень поддерживать. Ну, мы со Славиком — это как бы мы со Славиком.
Вот вы как-то, да, отпочковались прям, сепарировались от этой всей индустрии в свой мирок. Но с приколами, как в строчке с «Где папа Long Mix», где Слава читает: «Их было четверо, четыре петуха». Вашу дружескую синергию очень видно!
Я так и не понял наших, как сказать, степень и уровень наших взаимоотношений со Славой, кто мы друг для друга, но я заметил, что судьба нас сводит вместе, не дает нам разойтись.
В какой момент так получилось, что ты прям подружился с огромным количеством и блогеров, и других рэперов? То есть ты свой среди всех.
Я просто, мне кажется, коммуникабельный человек. Коммуникабельный и нераздражающий. Вот, и просто многие люди, особенно раньше, они мою коммуникабельность воспринимали как, типа, желание понравиться. Хотя есть искренне много людей, с кем я жалею, что у нас не сложилось общение, хотя я бы хотел. Но в целом мне с хорошими людьми нравится дружить, мне нравится их узнавать. Я людей люблю, у меня друзей много. Меня близкие люди увлекают, и это один из моих самых важных вообще жизненных активов.
Слушай, вот в одном из своих треков ты упомянул, что окончил философский факультет. Да. Как бы, когда я услышал эту информацию, для меня все встало сразу на свои места: вот откуда такой бэкграунд в текстах, эти отсылки все философские. Как ты применяешь этот опыт, может быть, в жизни, помимо вот этих треков своих и рассуждений на стримах? Ну и истории с учебы с удовольствием послушаем!
Ну как я применяю опыт учебы на философском?
Голубая кровь: учился в большом вузе, еще и на бюджете, еще и на этой теоретической специальности, еще и закончил, какой умный человек. Вот это три вещи, в которых реально можно использовать философское образование. И самое важное: у меня тогда появилось умение работать с текстом, я научился и читать тяжелые тексты, и понимать их.
Философия штука сложная. Бывает такая мысленная эквилибристика, что, чтобы что-то объяснить, нужно построить многоуровневую цепочку. И вот ты учишься эти цепочки строить и считывать. Для бытового повседневного мышления это нормальная тренировочка.
А про учебу много можно рассказывать. Это прямо тема отдельного, мне кажется, интервью. Но философский факультет — классное место. Очень сильно на меня повлияло, очень сильно меня сформировало, безумно ему благодарен. Единственное, обидно, что сейчас он, конечно, в упадке. Я надеюсь на его ревайвл, так сказать.
Я скорее философию познаю через какие-то научные физические рассуждения о вселенных.
Видишь, философия — это условность, то есть, чтобы что-то понять, нужно большое количество условностей, потому что это уже сложная мысль, потому что все простые философские истины и концепции, они уже были рассмотрены и покритикованы и деконструированы или приняты. Сейчас поэтому мало философов, мало философии, не так много современных философов мы знаем, потому что мало новых идей.
А из современных философов есть кто-то близкий тебе?
Жижека я люблю. Несмотря на то, что он коммунист, все равно Жижека очень люблю. Обожаю его высказывание «Моя любимая Coca-Cola — это Coca-Cola Zero без кофеина, когда ты пьешь буквально ни-че-го».
Да-да! Это как по атомам корабль разобрать, собрать снова и посмотреть, будет ли он тем же самым.
На самом деле философия несложная. Философия дается легче, если воспринимать все-таки философов как людей. Тогда как бы у вас какая-то парасоциальная связь появляется, легче воспринимается то, что человек хотел донести. Это такой же человек, который так же о жизни рассуждал, просто сложнее.
Тема дипломной работы «Этическое учение Евгения Николаевича Трубецкого». Я этик по образованию. А из течений мне близки прото- и просто экзистенциалисты (Кьеркегор, Ницше, Камю), но не философия языка постмодернистская, она мне не очень интересна. Христианские философы, которые так или иначе рассматривали или давали какой-то комментарий на Библию, на христианство — вот это увлекательно. Мой профиль — это религиозная этика, если в целом.
Следующий вопрос тоже довольно интересно построен. Какая самая большая ложь о тебе, которую распространяют фанаты или хейтеры?
Самая большая ложь обо мне, которую распространяют мои фанаты или хейтеры, связана с тем, что я трезвенник и моральный ориентир. Что я в завязке, что я против алкоголя, против курения, против наркотиков строго, что я прям типа SXC чувак на крестах. Это не так. И не надо меня таким представлять.
Ты совсем недавно на одном из стримов с Замаем сидел как раз на видеочате. И ты говорил: «А вдруг, типа, я плохой? А вы считаете, что я такой хороший? Откуда вы знаете?»
Да. Все время хочется сказать: когда вы боготворите человека, отдаете ему какое-то абсолютно особенное место в сердце, вы себя спрашиваете, а может, человек говно? Люди же реально принимают артиста за человека, а его музыку за образ мыслей.
Ну и последний животрепещущий вопрос: какой звучок посоветуешь заценить, кроме своих релизов? Кто тебя прет?
Из фонка я точно советую слушать GODHANDUSA, SpaceGhostPurp, первые альбомы Three 6 Mafia, Devilish Trio, Freddie Dredd обязательно.
В общем, ты больше за вот тот олдовый саунд.
Мне близок именно мрачный лоу-файный звук. Там все, что я люблю, там и грязюка, и панк. Я считаю, что это панк-рок от мира рэпа.
Спасибо, братан, ты делаешь стильную грязь!
Эшкере!