Аньес Варда называют ласточкой, пионеркой и бабушкой «новой волны» — течения во французском кино рубежа 1950–60-х, которое обновило язык кинематографа, его синтаксис и смыслы. При чем ее относят, вместе с Аленом Рене («Хиросима, моя любовь») и Жаком Деми («Шербурские зонтики»), к режиссерам «Левого берега» — тем, кто уже имел опыт короткометражного или документального кино и без страха экспериментов приступил к своим первым полнометражным игровым фильмам.
Аньес Варда делала свои картины мощным высказыванием, сочетая документальный реализм, экспериментальный подход, интерес к социальным вопросам и теме феминизма. Ее работы отмечены престижными наградами индустрии: «Серебряным медведем» Берлинского кинофестиваля, «Золотым львом» Венецианского фестиваля, премиями «Сезар», а также Почетной «Золотой пальмовой ветвью» и «Оскаром» за личный вклад в киноискусство. Однако, несмотря на мировое признание, ее глубокое, вдохновляющее, гуманистическое кино не дошло до широкой публики. Кинопрокатная компания RWV Film и проект «КАРО.Арт» решили это исправить и почтить наследие Варда лучшим из возможных способов — вернуть ее фильмы на большой экран.
В рамках программы «Уикенд с Аньес Варда», которая стартует за день до ее смерти в 2019 году, зрителям покажут три разноплановых и по-настоящему вечных картины Варда: «Пуэнт-Курт» (1955), «Клео от 5 до 7» (1962), «Счастье» (1965). Рассказываем о них в хронологическом порядке.
«Пуэнт-Курт» — ее дебютный фильм, ставший предтечей «новой волны» и снятый совершенно спонтанно (Варда отправилась на помощь другу в крошечный рыбацкий поселок на берегу моря и по ходу решила снять фильм), что добавляет картине нотку документализма, легкости и свободы, которая чувствуется в каждом кадре. Сама лента представляет собой философскую притчу о паре на грани разрыва, где каждый, прогуливаясь по поселку, пытается найти слова, чтобы сказать все то невыразимое, что кроется в их сердце. Увидеть ленту на большом экране можно будет 30 марта. В Москве фильм обсудят с киноведом Алисой Мамедовой, а в Питере беседу проведет исследовательница кино Мария Грибова.
Фильм «Клео от 5 до 7» — один из самых политически ангажированных фильмов Варда, замаскированный под бытовую драму. Главная героиня, певица по имени Клео, бродит как фланер по Парижу и подмечает повседневную жизнь города в ожидании результатов медицинских анализов, чтобы узнать больна ли она раком. Однако ее недуг становится чем-то большим, чем болезнью отдельного человека — метафорой нездоровья всего французского общества и метафорой кровавой войны в Алжире, которую в этот момент ведет Франция. Фильм покажут 28 марта, а обсуждать ее будут куратор и директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова (Москва), главный редактор журнала «Сеанс» Василий Степанов (Санкт-Петербург) и киновед Кира Кац (Краснодар).