Интервью, Музыка — 8 марта 2025, 13:11

Тайны мифотворчества от Kedr Livanskiy: разбираем альбом Myrtus Myth

Текст:
Елизавета Листратова,
elizaveta-listratova

Всякое художественное творчество по своей сути является созданием мифа — собственного отражения реальности. В новом очень личном и глубоком альбоме Myrtus Myth Kedr Livanskiy, отойдя от клубной культуры в поисках «чего-то более вдумчивого, взрослого, размеренного», создала масштабный космос, чтобы через призму абстракции рассказать слушателю историю, в которой каждый из 11 треков — отдельная глава большого путешествия.

По саунду Myrtus Myth очень разнообразен: здесь и близкий к поп-звучанию трек в стиле 70-х с живыми ударными, струнными инструментами (Anna), и даунтемпо в стиле 90-х (Agata Dreams), и автотюнные вокалы клауд-рэпа начала 10-х с хрустящими синтезаторами (Purple Sadness), и вейпорвейв (Smoke and Ashes). Но все эти отдельные нити сплетается в цельное полотно общим повествованием. 

О том, какой получилась история в Myrtus Myth, какие смыслы, символы и призраки могут встретиться слушателю на пути, редакция SRSLY узнала от самой артистки.

Твой альбом вышел под тайтлом Myrtus Myth («Миф о мирте»). Очень символичное название: растение мирт — это атрибут богини любви и процветания Венеры, кусочек рая, который Адам успел с собой прихватить, а еще — символ тишины и мира. Можешь поделиться, какие оттенки смысла ты закладывала и как родилось само название?

Помимо смысла, мне в названии альбома очень важна фонетическая составляющая, то есть звучность, и то, как выглядят буквы, их строй и порядок — такой каллиграфический пунктик. Параллельно с написанием альбома я рисовала много вариаций шрифтов с названием, и один из них мы взяли на обложку.

Как говорил Лосев, миф — это не легенда, не выдумка и не сказочка. Понятие мифа лежит в основе человеческого сознания, мы смотрим на мир через призму тех или иных мифологем — это и есть наша реальность. Так вот, мне захотелось создать другую реальность, зафиксировать свой собственный миф, показать ту призму и те образные системы, через которые я смотрю на мир, отсюда в названии взялся «миф». 

Мирт — это все та же тонкая ниточка, та связь с миром природы, столь важная в моем лоре. Все вместе — это красота! 

В альбоме есть такой же сюжет, как в эпических произведениях. В Orpheus начинается путешествие, в Night Trains происходит прощание со знакомым городом, затем встреча с призраками покинувших нас людей в Anna, сражение и поражение в Smoke and Ashes, после которого остается только только гудящий от пустоты город эры Kali-Yuga. Для тебя этот путь это был баттл с чем-то внешним или скорее путешествие по собственному сознанию?

Здесь существует все вместе, эти круги по воде, они расширяются от малого к большому: человек теряет человека (треки Anna, Firewell), человек теряет общину (Zver, Agatha Dreams), человек теряет свою почву (Agatha Dreams, Purple Sadness), и, наконец, планета теряет самого человека (Smoke and Ashes, Kali-Yuga)

Но при этом всем альбом проникнут мыслью о глубоком родстве души с мирозданием, осознанием всеединства, поиском места человека в космическом и личном. Иногда это поражение, но иногда — отпускание, принятие и обретение! 

Альбом, конечно, заканчивается неутешительно: Кали-юга (одна из эпох в индуистском временном цикле, характеризующаяся всеобщим раздором. — Прим. SRSLY) таки бабахнула, а после — апокалипсис, и перед нами город теней.

Словом, мировая гармония, из которой исключен человек, теряет свой смысл. Все это фантазия на тему, но я не хочу ставить точку, поэтому… Продолжение следует

В треках ты отсылаешь слушателя к греческим историям о богах и людях (Orpheus), индуистским представлениям о временных циклах (Kali-Yuga). Какие-то из песен основаны на твоих личных мифах, символах и, может, переживаниях?

Все эти песни основаны исключительно на моем опыте и переживаниях, в них выражены авторские размышления, просто облаченные в символический язык того или иного историко-культурного периода. И интерпретации некоторым темам даны тоже весьма своеобразные. Возьмем трек Orpheus. В нем я раскрывала скорее тему творческого бессмертия, чем его любви к Эвридике. Хотя она и фигурирует в тексте, но существует, чтобы подсветить другие аспекты.

В предисловии к альбому ты написала, что история в нем — отражение сложных событий, с которыми мир сталкивается последние пару лет. События реальные, почему ты выбрала мифическое воплощение для них?

Потому, что искусство любит аллегорию. Потому, что я носитель мифологического типа мышления, и мне не интересны матрицы реального в их прямых смысловых эквивалентах

Типо зачем нам тогда поэзия, когда есть газетная заметка?

И потом, я не повествую впрямую о каких-то внешних событиях, я пою о событиях внутреннего мира, на которые безусловно влияло все, что происходило вокруг. А внутренний мир можно выразить только с помощью поэтической речи, как мне кажется. И здесь есть над чем работать. Но именно в этом альбоме я сильнее всего приблизилась к тому, чтобы выразить вещи именно так, как я их чувствую.  

Kali-Yuga — последний трек, название которого означает эпоху раздора. Это точка, где мы находимся сейчас?

Я думаю, человечество всегда находится в этой точке, в этом то и прикол! Такой вот луп. (Смеется.)

Но, несмотря на это, одновременно существует красивая, чистая, вечная двойственность человеческого бытия. 

— История в Myrtus Myth с открытой концовкой. Почему ты выбрала такой финал?

— Потому что финал всегда открытый, покуда существует завтрашний день.

Смешение традиций и культур в твоем альбоме намекают на всеединство мира. Можешь рассказать об этом?

Мы все ходим по одной земле. (Улыбается.)

А какой мифологией ты вообще увлекаешься? 

Если серьезно, мне интересны очень многие культуры и исторические периоды, с возрастом я все больше погружаюсь в это. Глобально мне ближе северные культуры: карело-финский, скандинавский, исландский фольклор, славянский, конечно же. Надеюсь, что это все рано или поздно найдет воплощение в моем творчестве. 

Ну а в «Миртусе» тоже нашли себе место и Средневековье, и современность, и, как ты упомянула, Античность (которую нежнейше люблю). 

Фото: @kedr_livanskiy

Расскажи, пожалуйста, как ты связала одной нитью альбомы Ariadna и Myrtus Myth?

Скажем так, в альбоме Ariadna начали закладываться все те мотивы и темы, которые вызревали последующие годы и воплотились, я считаю, наиболее полно как раз в сегодняшней работе. Знаешь, как будто то были подготовительные (но очень самодостаточные и любимые) записи, и все это время я шла к «Миртус мифу», на пути случались и ошибки типа моего EP K-Notes... (Смеется.)

Случались и прекрасные эксперименты типа альбома Liminal Soul. Он, кстати, тоже звено именно этого путешествия. Your Need классный, но он стоит вообще отдельно, это другая вселенная.  

Давай поговорим о других мифотворцах. Чьи фигуры для тебя самые значимые?

Для меня любой большой художник — мифотворец

Из любимых: Вернер Херцог, Гете, Дэвид Линч, Пушкин, Толкин, Дэвид Боуи. Про каждого могу наговорить на отдельное интервью, у нас не хватит места здесь.  

В комментарии к треку Spades on Hearts ты говорила, что в творчестве очень важна дисциплина. Ты ее видишь в ежедневной работе или в ожидании музы?

Со своей музой еще надо подружиться! Знаете, она ведь может обидеться и больше не возвращаться, если обращаться с ней слишком фривольно и неуважительно… Иногда она и от меня сваливает на месяца… А то и на полгода бывало! 

Я сторонник того, что вдохновение нужно заслужить. Иногда оно приходит само, но часто нужно поработать на это. Для этого нужно узнать себя хорошо, потратить время на это исследование. Понимать, что тебя насыщает, что заставляет твою конкретную фантазию работать. 

Да, это требует дисциплины. Для себя лично я определила, что мне лучше работать периодами с полным погружением в материал, чем урывками, например, а то так с вдохновением хуже выходит. 

Фото: @kedr_livanskiy

Когда ты мобилизуешь всю свою энергию, решаешь: окей, я готов, я переполнен, мне есть что сказать, — тогда я пишу альбом и совершаю такой заплыв конкретный в несколько месяцев. Вся жизнь подчиняется этому процессу. И ты во всем начинаешь находить ответы на вопросы, ключи, подсказки. Реальность просто начинает плавиться, подстраиваться под твою задачу. Если ты неистово ей горишь, это похоже в чем-то на измененное состояние сознания. Ты работаешь и над материалом, и с собой. Работа еще в том, чтобы максимально отключиться от непонятных влияний, от мельтешений, от соцсетей даже (в моем случае) — и это все в конечном итоге способствует тому, что муза начинает приходить чаще. 

Но это все равно каждый раз прыжок в бездну какую-то. На это надо решиться. Видимо поэтому у меня так немного альбомов.

Над этим альбомом ты работала вместе с Flaty. Расскажи, пожалуйста, о процессе со-создания. 

Да! Это первый альбом в истории Кедра, когда я не имею прямого отношения к музыке. Автор всей музыки на альбоме — это Flaty, мой муж и просто восхитительный продюсер!

Мне давно хотелось пойти на этот эксперимент. Женя (настоящее имя Flaty Евгений Фадеев. — Прим. SRSLY) очень хорошо меня чувствует — и по-человечески, и музыкально. Он дал мне тот плацдарм, чтобы я могла раскрыться полнее и раскрыть полнее другие аспекты своего творчества, главным образом лирику и сторителлинг. Еще он помог мне преодолеть многие страхи и некоторые стереотипы о самой себе и выйти на новый уровень в смелости, за что я ему благодарна.

Мы с ним просиживали неделями в нашей домашней студии, и в моменте он писал музыку, я сразу начинала накидывать мотив, порой даже какие-то строки сразу, мы слету редактировали песню, наращивали ее, придумывались ходы, композа.

Яна Кедрина aka Kedr Livanskiy и Евгений Фадеев aka Flaty в их совместном проекте «Косая гора». Фото: соцсети @kosaya.gora

Конечно, я влияла в том смысле, что сразу отсекала или поддерживала какие-то паттерны, которые Женя мог наигрывать. Какие-то сразу чувствовала я и настаивала, чтобы мы взяли этот материал. А где-то он мне предлагал не отметать сразу, а походить пожить с чем-то.

В конечно счете мы очень много говорили о том, какую музыку я хочу на этом альбоме, какое звучание. Я делилась всеми своими художественными образами и наработками, но самое забавное, что в итоге вообще часто получалось совсем что-то третье, нежели то, о чем мы говорили. Мы все таки больше доверяемся моменту, а не запрограммированным конструктам, ибо мы не конъюнктурщики. 

На релизе ты очень мощно раскрылась как автор-лирик. Что для тебя принципиально важно передавать в текстах?

Я еще только вначале своего пути, считаю. Наращиваю опыт и мастерство.   

Главное — чтобы слово не стало самоцелью, ведь важнее то, какой смысл вырисовывается между слов, между строк, вот эта общая масса, какой она силы воздействия и насколько она заряжена витальностью.

Знаешь, все-таки это не отдельная поэзия, а именно песенная лирика, и здесь порой важнее бывает интонация, с которой ты пропеваешь, акценты, звучность, как все с музыкой переплетается. Очень много специфических моментов. Но это дико интересно!

Фото: пресс-служба артистки
Новости — 14:20, 9 марта
«Песни, которые приносят мне радость»: король Карл III выпустит радиошоу
Новости — 11:27, 9 марта
Оливия Родриго и The 1975 — хедлайнеры фестиваля «Гластонбери 2025»
Новости — 13:10, 8 марта
Инклюзивный райдер: доля режиссерок в проектах PREMIER выросла с момента основания компании
Новости — 17:05, 7 марта
«Она себя слышит в моих слезах»: Наша Таня выпустила трек «Сестры»
Новости — 15:30, 7 марта
Акустика и влюбленность: тима ищет свет выпустил трек «потанцуй со мной»