Сама видеоигра «Черная книга», созданная небольшой пермской студией Morteshka, вышла в 2021 году и с тех пор заслуженно носит звание инди-шедевра. Всего за двадцать дней игра преодолела рубеж в 100 тысяч проданных копий, получила отличные оценки от профильной прессы и обычных игроков и подогрела интерес к коми-пермяцкой мифологии.
«Черная книга» рассказывала про обычную деревенскую девушку Василису, жившую в Чердынском уезде в конце XIX века. Ради спасения своего суженого Василиса стала колдуньей, прошла множество испытаний и даже спустилась в ад. «Черная книга» предлагала игрокам глубокий, хорошо проработанный мир, населенный фантастическими созданиями, который совсем не хотелось покидать после финальных титров.
В настоящее время вселенная «Черной книги» активно расширяется: в скором времени выйдет комикс-приквел, также в разработке находится сериал от уже имеющего опыт экранизации видеоигр Никиты Ордынского («Ваши документы», «Бехолдер»). А уже сейчас есть возможность снова пройтись по лесам и долам Пермской губернии: издательство Hobby World совместно со студией Morteshka выпустило продолжение «Черной книги» в формате настольной игры.
Ее сюжет представляет собой вольную фантазию о том, как могла сложиться жизнь Василисы после «нейтральной» концовки видеоигры. При этом настолка предполагает кооперативное прохождение, в котором, помимо Василисы, игроки берут под контроль еще нескольких персонажей, включая старого колдуна деда Егора и якшающегося с бесами аристократа Александра.
«Черная книга» — сюжетно-ориентированная игра с кризисной механикой, и в ней все участники играют против «стола». Игроки выбирают один из шести доступных в наборе сценариев, а затем перемещают своих персонажей по карте Чердынского уезда, чтобы выполнять квесты и сражаться с «бисяками» (или бесами и другими представителями нечистой силы). При этом квесты могут иметь несколько путей решения, но пройти их в одиночку обычно нелегко — для этого придется очень хорошо бросить кубики или расстаться с ценными артефактами. Таким образом игра подталкивает участников кооперироваться, грамотно выстраивать логистику и порой выбирать, чем они готовы пожертвовать, ведь нередки ситуации, когда все поручения выполнить не получится. Порой перед игроками возникают сюжетные развилки, реализованные по принципу книг-игр: если решили помочь крестьянину, прочитайте текст на странице 97, а коли хотите его ограбить — отправляйтесь на страницу 101. Это добавляет «Черной книге» реиграбельности.
Как и видеоигра-первоисточник, «Черная книга» постоянно искушает игроков, старается ввести их во грех. У каждого персонажа в услужении находится несколько бесов, которым необходимо давать задания. Но полезную работу черти выполнять не умеют и не хотят, так что им можно поручить только темные делишки: наслать порчу и неурожай на соседнюю деревню, рассорить жену с мужем или стащить что-нибудь ценное, увеличив тем самым счетчик грехов хозяина. Если же колдун не дает своим подопечным работы, бесы начинают мучать его самого, что выражается в различных внутриигровых штрафах. Но и набирать много грехов не рекомендуется: это чревато осложнениями вплоть до проклятия. Для успешного прохождения приходится учиться соблюдать баланс и порой идти на сделки с совестью.
Главный козырь «Черной книги» — это уникальный и крайне атмосферный сеттинг. В Чердыни за каждой печкой сидит «суседко» (домовой), а крестьяне твердо уверены, что жернова на мельнице крутят бесы, но при этом в их сотканный из легенд и быличек мир уже вторгается научный прогресс конца XIX века: телеграф, пароходы и железная дорога. Старое и новое не вступают в конфликт, а органично переплетаются, формируя интересные нарративы, подобно тому как в окружающей нас действительности нейросети существуют параллельно с натальными картами. Столь же самобытен и бестиарий игры. Колдунам и ведьмам предстоит сражаться не только с привычными водяными да лешими, но и с экзотическими созданиями вроде живущей в бане обдерихи или вселяющейся в людей икотки. Изображения некоторых фантастических тварей позаимствованы из видеоигры, другие были созданы специально для настольной версии, но очень точно попали в визуальный стиль первоисточника.
Настольная «Черная книга» — отличное приключение на пару вечеров для компании друзей (или для одного хардкорного настольщика, взявшего на себя управление несколькими персонажами). Она не требует знакомства с видеоигрой и очень мягко, ненавязчиво погружает в мир колдунов, загадок и тайн, где девушки гадают на суженого, а каждый пастух знает несколько помогающих в работе заговоров.