Упаковка начала времен: с чего все начиналось?
В древние времена единственной и самой важной ролью упаковки было сохранить и защитить продукт. Условную тару делали из природных материалов: глины, дерева, кожи и растительных волокон.
У каждого из этих ресурсов были свои преимущества. Так, глиняные сосуды, которые считаются одной из первых упаковок в истории человечества (их начали использовать около 6000 лет до н. э. в Древнем Египте, Месопотамии и Китае), хорошо сохраняли продукты, но были хрупкими. Дерево в то время являлось дорогим и трудозатратным решением, а кожа при всей легкости и податливости материала плохо защищала от внешнего воздействия.
Украшением упаковки тех времен были ручные росписи, например, сюжеты, которые намекали на содержимое сосуда, как это было с античными амфорами, лепные элементы и узорная резьба. Эстетично и аскетично по сравнению с сегодняшним днем, но и весьма логично: жизненно важные товары вряд ли нуждаются в рекламе.
По мере роста числа населения, развития торговли между отдаленными друг от друга странами вопрос надежной массовой упаковки, способной продлевать срок годности продукта, становился все острее.
Одним из ключевых драйверов промышленной революции стало внедрение новых и усовершенствование существующих материалов. Например, в начале XIX века были изобретены жестяные банки, позволяющие хранить продукты длительное время. Стеклянные бутылки и банки стали дешевле и широко использовались для напитков, приправ и лекарств. А бумага и картон стали доступнее.
Вместе с увеличением выпускаемых товаров началась история борьбы за внимание покупателя. Из практичной вещи упаковка превратилась в инструмент коммуникации с людьми, носителем смыслов и ценностей бренда, а еще — маркером статуса. Словом, упаковка теперь продавала образ жизни, а не сам продукт.
Ключевым элементом на этом этапе стала печать: яркие иллюстрации, логотипы и узнаваемая типографика создавали идентичность бренда. Появление цветной печати позволило создавать более сложные дизайны. Маркетологи стали добавлять на упаковки слоганы, описания продукта и инструкции, что повышало доверие покупателей и облегчало выбор.
Прошлый век перевернул представление об упаковке. Началось все с бакелита — первой массовой пластмассы, которая появилась в 1907 году. Но настоящий бум произошел в 30–40-х годах, когда на сцену вышли полиэтилен и полипропилен. Легкие, прочные, дешевые — эти материалы стали идеальным решением для упаковки, которую легко адаптировать под любые нужды. Новый материал получил огромное распространение, и уже в 1955 году пластик впервые попадает на обложку знаменитого журнала Life.
Тогда статья с торжественным заголовком Throwaway Living провозглашала своего рода эпоху беззаботного «золотого века», когда уборка за собой стала просто милым пережитком прошлого, а выбрасывание все большего количества одноразовых предметов — символом того, как современность безжалостно одерживает победу над рутиной прошлого.
1960-е: Привет, Tetra Pak. В 60-х компания Tetra Pak взорвала рынок своей многослойной упаковкой для молока и соков. Картон, фольга и полиэтилен объединились в удобный пакет, который сохранял свежесть продукта намного дольше. Эргономика, защита, минимальный вес — упаковка быстро стала фаворитом производителей и потребителей.
В 1970-х произошла «упаковочная революция»: пластик победил стеклянные бутылки, а свет увидела первая ПЭТ-бутылка, выпущенная компанией DuPont. Изделия из нового материала были легкими, удобными для транспортировки и практически не ломались. Плюс ПЭТ позволил создавать тару разных форм и размеров — под любые продукты, от воды до соусов.
Пластик сделал большой вклад в качество жизни людей, не прямо, но опосредованно повлияв на рост продолжительности жизни на планете за счет сохранения качества и свежести продуктов и снижения уровня голода. Благодаря новому материалу упаковки продукты стали доступнее, дольше сохраняли свежесть и легче транспортировались. Однако скорость распространения пластика в повседневной жизни оказалась намного выше, чем рост осознанности его использования и утилизации. Люди только начинают осваивать культуру ответственного потребления и переработки.
Итак, человечество от глиняных горшков пришло к совершенно новой концепции — практически все заменил пластик. Но возник новый вызов — что делать потом? Рост населения и культура быстрого потребления генерируют накопление всех видов отходов, для управления которыми уже недостаточно ранее применявшихся решений и темпа естественных процессов разложения.
Сегодня общество находится на пути к новому витку развития упаковочных решений — не создание, а переработка уже существующей упаковки. Этот процесс получил название — экономика замкнутого цикла, где отходы становятся ресурсами.
Градус общественного внимания к теме стимулирует производителей находить решения по переработке своей пластиковой упаковки. Поэтому мы все чаще видим кейсы компаний, которые переходят на упаковочные решения из вторсырья. Так, например, уже в 2018 году Швеция сообщила, что в стране закончились пластиковые отходы для переработки. Власти были готовы ввозить их для утилизации из других государств.
Вопреки расхожему мнению, пластик занимает всего 12% мусорной корзины человека. И даже он может быть возвращен в производство как ценный ресурс, минуя мусорные полигоны.
Многие компании давно научились возвращать пластик обратно в производственный цикл и используют это как эффективное эко- и бизнес-решение. Сегодня это становится нормой для крупных брендов. Unilever в России за год почти на 70% увеличила число косметических продуктов из своего портфолио в упаковке из вторичного пластика. PepsiCo начала в России аналогичный пилотный проект. А производитель молока «ЭкоНива» в партнерстве с компанией «СИБУР» объявил о переходе на новую упаковку. Теперь их бутылки состоят из материала Vivilen, содержащего до 25% переработанного пластика.
Такие решения бизнес-гигантов указывают на их экономические и экологические приоритеты, а еще — на отношение к культуре потребления, где в первую очередь ценится критическое мышление и осознанность. Каждый ресурс, будь то бумага, пластик, стекло или металл, — благо для человека. Важно лишь уметь им ответственно воспользоваться.