Интервью — 18 декабря 2024, 18:26

«Когда ты слишком открыт, то становишься беззащитным»‎. Интервью с Яной Чуриковой

Признаться честно, мы давно и с интересом следим за блогерскими успехами Яны Чуриковой. Примеров, когда люди из телика завоевывали социальные сети, а не наоборот, не так много. Но у Яны получилось. Об этом мы и решили с ней поговорить. Может ли Яна Чурикова назвать себя блогером, как у нее обстоят дела с монетизацией контента, насколько искренней она готова быть со своей аудиторией — читай в новом интервью.

Вы уже несколько лет ведете канал на ютьюбе, еще у вас есть группа в VK, канал в телеграме… Можете назвать себя блогером? 

Сложно называть себя блогером, когда ты уже лет 30 как телевизионщик. Но я осознала, что чаще всего медийных людей делят на категории именно по их точке старта. Если ты начинал с телика, то ты с телика. И у человека формируется телевизионный менталитет. А если ты блогер, то у тебя диджитал-заточка, твой мир устроен по-другому, скорости другие. Но и то, и то — это всего лишь способ производства контента и выражения себя посредством больших передач, прямых эфиров или маленьких коротких роликов.  

Так что в какой-то момент я просто поняла, что эта грань стерта. Когда меня называют блогером, пожалуйста, я блогер. Кто-то по старинке величает телевизионщиком. Конечно, я телевизионщик, не вопрос, ребята. В любом случае все мы игроки одной большой медиаполяны. 

Вообще, с таким внушительным телевизионным опытом легко ли было влиться в блогерскую историю?

Должна признать, что переключение далось мне не так уж просто. Блогер постоянно на связи со своей аудиторией. На телевидении такого нет. 

А еще для меня остается загадкой, как можно плакать на камеру. Вот эту часть блогерского пути я до сих пор не могу понять и принять. 

Казалось бы, ты плачешь, это твои личные эмоции. Зачем портить настроение своей аудитории? Ну, я так думала. А потом я поняла, что это та самая новая искренность, которой не надо стесняться. Но тут я, как бабка, должна сказать, что мне переучиваться уже поздно.

Блогеры сейчас и женятся на камеру, и разводятся. А вы сами насколько искренними готовы быть со своей аудиторией?

Понятно, что для людей моего поколения есть граница искренности. То есть не всё, что является частью твоей личной жизни, должно являться частью твоего контента. Для меня это остается неизменным. Когда ты слишком открыт, то становишься беззащитным. Это правило работает и сейчас. Мои молодые коллеги просто пока этого не осознают. Но не заметили ли вы, как часто в последнее время девчонки и мальчишки, выросшие в блогосфере, берут цифровой детокс? На месяц или два уходят из соцсетей, потому что это просто невозможно, ты теряешь себя, когда постоянно транслируешь все, что происходит в жизни. А люди по ту сторону смартфонов, как и телезрители, так устроены, что пока ты открыт для них, пока делаешь для них контент, ты актуален. Но всегда открытым быть невозможно. Ты делишься своей жизнью, переживаниями, а для людей это просто информация, которая сейчас актуальна, а завтра о ней уже забудут. Это ведет к фрустрации. И я горячо поддерживаю молодых блогеров в их желании немножко пожить для себя. Это нормальная потребность. 

Заметила, что в том же шоу «Голос» вы успеваете делать контент в перерывах между моторами. Снимаете все это по контент-плану? Есть он у вас вообще?

Конечно. И это, кстати, роднит телевизионщиков с блогерами. Здесь мне не пришлось сильно переключаться, потому что в мире медиа без контент-плана никуда. Ты просто не сможешь регулярно выпускать нужные форматы. Так что тут мне всё было абсолютно понятно. 

Но, знаете, что еще интересно. Поначалу я все равно относилась к этому несерьезно. Казалось, что это какая-то игра. То ли дело телевизионщики со своей регистрацией СМИ и другими серьезными документами.  Что там эти блогеры… Взял, кружочек записал, и все. Но ничего подобного. Все успешные блогеры придерживаются контент-плана в качестве базы. Конечно, легкая спонтанность присутствует, но план — это основа. 

Вот это пренебрежительное отношение к блогерам, кстати, до сих пор присутствует в обществе. Какая уж это работа? Просто потанцевал на камеру, заработал денег и живи припеваючи…

Когда я узнала, как это работает на самом деле, тут же съела свой медийный снобизм. Блогеры планируют свои публикации точно так же, как в медиа планируют выход номера журнала или телепрограммы. Никакой разницы здесь нет. Кто-то может сказать, что не нужно сравнивать блогеров и серьезные медиа. Но эти серьезные медиа иногда такую фигню пишут, что мама не горюй. Так что, надеюсь, у массовой аудитории остается все меньше предубеждений относительно блогеров. И не стоит забывать, что у больших инфлюенсеров есть свои производственные мощности, сопоставимые с телевизионными.

В последнее время часто слышу от блогеров фразу в стиле «Я вообще-то тоже работаю»…

И это правда. Сейчас в нас, наверное, понесутся комментарии: «Можно подумать, они там мешки разгружают». Но делиться своими эмоциями с аудиторией — это тоже работа. И опустошение, когда слишком много энергии отдал людям, — это тоже работа. Как говорится, кто на что учился. Не стоит недооценивать труд, который блогер вкладывает в свое творчество. Я понимаю негодование некоторых родителей (сама я, кстати, к ним не отношусь), что нужно получить нормальную профессию, закончить университет, чтобы был диплом. 

Лет 10 назад почти в каждой семье был такой разговор: «Ну кто такая твоя Саша Спилберг? Зачем тебе становиться блогером?» 

А потом выяснилось, что блогеры зарабатывают больше, чем многие родители. И у старшего поколения это не укладывается в голове. А что, так можно было? Да, так можно было, потому что успех приходит к тем, кто пашет. Случайного успеха не бывает. А если и бывает, он никогда не закрепляется. Можем назвать множество имен из той же блогосферы.

Вообще, Яна Чурикова-телеведущая и Яна Чурикова-блогер сильно отличаются друг от друга? 

Безусловно, это две грани одной личности. Раньше, находясь на съемочной площадке, я бы даже не подумала, что надо записывать какие-то кружочки для телеграм-канала. Все работало иначе. Я часть команды, должна четко сделать свою задачу. Сейчас, приходя на съемочную площадку того же «Голоса», уже понимаю, что мне плюсом надо записать пару-тройку рилсов и сторис, какие-то профессиональные советы или лайфстайл. Приходится еще четче планировать свое время и быстро переключаться между этими двумя ипостасями. Но мне удается это совмещать в себе.

Вы сами кого из блогеров смотрите?

Не могу сказать, что регулярно смотрю блогерский контент. Но меня, например, радует, что старая гвардия продолжает выпускать интересные форматы. Та же Катя Клэп. Да, не так часто, как хотелось бы, но мне интересно то, что она делает. Еще нравится творчество Маши Миногаровой, которая смогла, скажем так, «блогизировать» свою основную работу. Она снимается в различных шоу, но при этом все так же востребована как модель. 

А еще слежу за ребятами, благодаря которым могу получить новые знания. Например, если мне нужно научиться вязать крючком, я открою видео блогера, который уже прошел этот путь и покажет мне, как это сделать. 

Давайте поговорим об одном из ваших главных блогерских проектов «Фабрика с Яной Чу». Вы не раз говорили, что снимали выпуски на свои деньги и за первые сезоны сильно ушли в минус. Что мотивировало не бросить эту затею? 

В этом плане мне, как телевизионщику старой школы, было гораздо проще, ведь я знаю, что такой забег на длинную дистанцию без какого-либо впечатляющего результата здесь и сейчас. Нужно просто принять тот факт, что отдачи сразу не будет. Но интересно еще и то, что изначально я не собиралась зарабатывать на этом контенте. Работала из принципа: делай то, что нравится, и тебе не придется работать ни дня. Мне правда нравился проект. Это была своего рода инвестиция в мое собственное умение создавать контент. 

Кроме того, до 2022 года я была генеральным продюсером в Paramount, где мы с командой производили много разного контента для платформ. Но после ухода холдинга из России сотрудники остались без работы. И я решила, что мы всегда в ответе за тех, кого приручили, что это мои дети, поэтому весь продакшн стал заниматься производством моего контента. 

Получается, с помощью «Фабрики» я решила сразу несколько задач: не потерять навык и спасти команду, дав ее членам работу.

Изначально план был таким: пока мы снимаем первый сезон, ребята потихоньку находят себе новые проекты. Но так сложилось, что спустя время мы не захотели расставаться. Нам было абсолютно по кайфу работать вместе. И, что важно, получилось сохранить тот самый дух команды MTV, которым мы гордились на протяжении всех лет существования канала в нашей стране. 

А уже во втором сезоне к вам начали приходить рекламодатели…

Да, первый сезон был убыточен. Понятно, что ребята шли навстречу и не задирали гонорары, за что я им дико благодарна. Я же не какой-то толстосум, для которого деньги — не проблема. Мой соведущий Даня даже шутил, что на меня в семье уже косо смотрят, потому что я забираю из дома все деньги ради съемок «Фабрики»

Потом начался второй сезон, и зрители начали писать: «Вы вообще в себе? Почему снимаете проект без перспективы?» А я включила гордую Машу и отказалась принимать донаты от подписчиков. 

Понимаю, что это нормально, когда аудитория донатит блогерам, но не могу я принимать деньги от зрителей. 

А вот рекламные интеграции, конечно же, рассматривались. Такой способ получения дохода мне понятен и близок. Но я совершенно не знала, как это делается в диджитале. 

Именно в этот момент вы начали сотрудничать с Кириллом Диденок и его агентством?

В середине второго сезона у нас резко начали расти просмотры, причем органически. И даже помню, что первый запрос на рекламу пришел мне на личную почту. Мы, конечно, сразу же ломанулись изучать вопрос, как там все работает, где и что нужно регистрировать. И примерно в этот же период состоялась историческая встреча с Кириллом. Видимо, это коллективный запрос во Вселенную сработал. Мы пересеклись летом 23-го в Перми на Дягилевском фестивале. Причем не были близко знакомы, просто здравствуйте-здравствуйте и вернулись в Москву. Уже после Кирилл, видимо, услышал наш командный крик души, посмотрел мои аккаунты и написал в личку с предложением обсудить сотрудничество. И вот теперь я часть агентства Didenok Team.

Яна Чурикова и основатели DIDENOK TEAM Кирилл Диденок и Пейзулла Магомедов

Получается ли теперь зарабатывать на блогинге или хотя бы выходить в ноль?

В плане производственных затрат удается выходить в ноль. Мы же сейчас делает новый проект «Как это было?», на производство которого уходит достаточно серьезный ресурс. Если сравнивать с «Фабрикой», то сейчас все стало масштабнее. Это больше редакторской работы, несколько человек в кадре, а еще огромный исходник на выходе, а значит, больше работы для монтажеров. История «Дома-2», например, вышла у нас на шесть часов. Да и сама реклама требует некоторого производственного цикла. Так что команда стала больше, но в ноль выходить удается.

Правильно ли я понимаю, что изначально проект про «Фабрику звезд» планировался в виде семи сезонов, каждый из которых был посвящен отдельному сезону шоу?

Но получилось только с первым сезоном, участники которого пришли почти полным составом. Понятное дело, что были ребята, которые отказались, несмотря на уговоры. Я сейчас о Юле Бужиловой. Но в большинстве своем выпускники первого сезона приходили достаточно легко. Вдруг оказалось, что они соскучились по тем временам. А вот со вторым сезоном ситуация была несколько другая. Люди не хотели вспоминать о своем участии в проекте и вообще говорить о нем. Это тоже можно понять и принять. Поэтому было решено не фокусироваться на втором сезоне и приглашать участников вразнобой. И спустя время могу сказать, что сделали тогда всё правильно. 

Вы вообще не устали от «Фабрики звезд»? Она столько лет была с вами, теперь вот проект, который снимали не один месяц. Как можно на протяжении такого долгого времени поддерживать в себе любовь к проекту и не выгореть?

Это со стороны кажется, что «Фабрика» была со мной всегда. На самом деле, в мире телевидения все работает иначе. Проект закончился, ты пошел дальше и уже не вспоминаешь о прошлом, потому что перед тобой новые задачи. Так что «Фабрика звезд» точно не была со мной всегда. Мне самой было интересно вернуться назад и вспомнить, как все было. И хочу сказать, что не только наши зрители, но и я сама узнала в ходе съемок много нового о «Фабрике» и ее участниках.

После закрытия «Фабрики с Яной Чу» вы с вашим соведущим Даней Доэрти пошли разными дорогами. Продолжаете ли вы сейчас общаться? Знаю, что сейчас Даниил выпускает свой подкаст о «Фабрике звезд», и даже видела ваш комментарий под видео.

Конечно же, я знаю, что Даня запустил подкаст, но никакого отношения к этому проекту не имею. А вот комментариями всегда поддержу. Не раз говорила ему, что за два года съемок он созрел до того, чтобы не просто выкладывать пиратский контент, а создавать что-то свое. Так что можно сказать, что я отпустила его во взрослую жизнь и горжусь, что у него получается делать что-то свое. 

Тогда давайте поговорим о вашем новом шоу «Как это было?». Как вы выбираете темы выпусков? Если честно, я была удивлена, когда увидела серию про «Папиных дочек» среди выпусков про «Народный артист» и «Дом-2». 

Тут стоит сказать, что выпуск про сериал «Папины дочки» получился своего рода экспериментальным. Мы снимали его первым и пытались нащупать вектор развития, понять, как будем строить работу с героями в кадре. Да, возможно, он выбивается на общем фоне, но отзывы, кстати, под видео положительные. Я вообще горжусь тем, какая у меня лояльная аудитория на всех площадках. Они не гонятся за хайпом, пишут развернутые комментарии, дискутируют, не переходя на личности и аргументируя свою позицию. Абсолютно классное комьюнити. Назовем это сообществом здорового человека. 

Сложно ли было собрать вместе Гомана, Панайотова и Чумакова? 

Сложно. Раньше ведь ни у кого не получалось. Все-таки состоявшиеся артисты, у всех свои графики. А еще они такие разные по энергетике. Шутки Леши Чумакова, реакции Саши Панайотова, скромность Леши Гомана… Но именно благодаря этому выпуск получился.

В какой-то момент даже пришлось забрать микрофон у Алексея Чумакова.

Если честно, в какой-то момент у нас попросту не хватило петличных микрофонов. Мы рассчитывали так, что отснимем выпуск с Кимом Александровичем (Брейтбург. — Прим. SRSLY), потом он поучаствует в разговоре с парнями и уедет. Но девочки из «Ассорти» уговорили его остаться, чему мы, безусловно, были рады. Так что пришлось оставить Чумакова без микрофона.

А как вам удалось уговорить на интервью Евгения Фридлянда? Мне почему-то казалось, что он не хочет вспоминать тот период.

И мне так казалось. Но оказалось, что все мы были в плену предубеждений. Я это поняла, когда Ким Брейтбург приехал на съемки и первым делом спросил: «А где Фридлянд? Он же будет?» Оказалось, что Евгению Иосифовичу тоже было много что сказать. И он был совершенно не против вспомнить тот период своей жизни, хотя там были и неприятные эпизоды, связанные с депрессией и не только.

После просмотра выпусков с участниками «Народного артиста» сложилось впечатление, что они больше про дружбу и поддержку, чем фабриканты. Почему так? 

Это у них только первый сезон такой дружный. Второй же вообще не про это. Вы думаете, их получилось бы вот так собрать вместе? Так что тут это скорее исключение, чем правило. И давайте вспомним, что у «Фабрики» первый сезон тоже был довольно дружный. Так что там есть, что противопоставить.

Как «Фабрика», так и «Как это было?» это проекты про ностальгию. А сейчас ностальгия по нулевым вообще в моде. Вы сами часто ностальгируете по тем годам? 

Не сказала бы, что подвержена ностальгии. Как уже говорила ранее, в мире телевидения всё работает иначе: циклами от проекта к проекту. Отработал, забыл, пошел дальше с головой в новое шоу. Ностальгировать успеваешь разве что, когда возвращаешься в прошлое, как была с «Фабрикой».

Как часто вам говорят фразу «Я вырос на вашем творчестве»? Я обычно так не говорю, но сейчас очень захотелось.

Говорят! Но меня это не обижает и никак не оскорбляет. Хорошее же поколение выросло на моем творчестве. Зачем обижаться?

Фото: Личный архив
Новости — 18:30, 18 декабря
A24 снимет сериал о футбольном клубе «Ливерпуль»
Новости — 16:19, 18 декабря
В «Яндекс Картах» появилась улица Нейро. Это первая в России виртуальная достопримечательность
Новости — 13:50, 18 декабря
Спорт, музыка и искусство: New Star Camp объявил даты проведения
Новости — 11:34, 18 декабря
Том Холланд создал собственную продюсерскую компанию и уже подписал контракт с Sony
Новости — 17:15, 17 декабря
В Москве открылась выставка паблик-арта. На ней представлены работы Григория Орехова, Саши Фроловой, Максима Свищева и объединения «БАТОМА»