Интервью, Интервью — 2 декабря 2024, 14:03

«‎Да, ты комик, но ты еще и человек». Интервью с Валерой Артюховым

Посмотрели первый большой стендап-концерт Валеры Артюхова «‎Самое время», который уже доступен в VK Видео, и поняли, что сейчас самое время сделать с ним интервью. Поговорили о юморе на грани, вещах, приносящих удовольствие, и том, почему его спешл называется именно так.

Начнем с банального вопроса, но не могу его не задать. Ты согласен с утверждением, что стендаперы это новые рэперы? 

Наверное, в чем-то согласен. Комедия и люди, занимающиеся юмором, сейчас очень востребованы. И больше всего восходящих звезд именно в этом жанре. Но все это можно объяснить. Во-первых, людям нужна разгрузка, а стендап дает возможность посмеяться и немного забыть о проблемах. А во-вторых, стендап в России появился сравнительно недавно, ему условных лет 10. Люди только вникают в суть, узнают разных комиков, понимают, кто им интересен, а кто нет, находят единомышленников. Это приводит к росту популярности жанра. А когда это еще и смешно… У нас в медиаполе не так много архетипов и персонажей, с которыми люди могут себя как-то ассоциировать. Комики как раз-таки очень близки зрителям, ведь они говорят о понятных многим вещах.

Кроме того, комики умеют создавать крутой контент, поэтому часто снимаются в разных шоу или ведут их. Это повышает узнаваемость. Конечно, всегда найдутся те, кто напишут в комментариях: «Постоянно одни и те же лица! Позовите новых». А когда зовут новых, те же люди пишут: «Ой, кто это такие? Верните старых!»

Давай тогда о концерте. Как думаешь, он зайдет аудитории?

Есть судить по первым после премьеры в VK Видео дням, концерт заходит. Я этому невероятно рад! В соцсетях получаю много обратной связи от посмотревших. Причем пишут как знакомые и зрители, так и коллеги-комики. Приятно читать сообщения из разряда «посмотрел только 30 минут, но уже хочу тебе написать». Одна знакомая рассказала, что думала посмотреть стендап-концерт на беговой дорожке, но в итоге не смогла, потому что постоянно останавливалась из-за смеха и даже чуть не упала. Мне безумно приятно читать все эти отзывы. Я же выпустил концерт только после того, как убедился, что он полностью готов от первой шутки и до последнего смонтированного кадра. Хотел сделать все на максимум, чтобы материал был плотным и качественным, ну и команда, отвечающая за визуальную часть, круто постаралась.

То есть успех был ожидаем?

Вообще, стендап в этом плане — очень удобный жанр. Ты не записываешь концерт сразу. Сначала ты поступательно проверяешь эти шутки на своих выступлениях и уже смотришь, что заходит, а что нет. И потом отталкиваешься от реакции зрителей. Понятно, что через экран это все передается иначе. Иногда какие-то шутки лучше заходят на живой зал, но бывает и наоборот. Мой стендап-концерт смотрят такие же люди, как те, которые приходят на живые выступления. Да, в залах обычно сидит меньше людей. Но если люди в зале смеются, то, скорее всего, и зрителям, смотрящим стендап дома в записи, это тоже понравится. Тут важно не заниматься самообманом. Если ты понимаешь, что шутка еще не до конца готова, то надо ее улучшать до момента, пока она не будет работать.

Как долго ты писал шутки для этого концерта? Сколько времени вообще на это уходит?

Если честно, мне сложно посчитать. Меня даже люди из моего окружения об этом спрашивали, но точного ответа у меня нет. С момента, как я понял, что хочу не только писать для других, но и выступать со стендапом сам, прошло три года. За это время у меня было более 1000 выступлений. Уже иду к 1100. Какие-то идеи и мысли для шуток были у меня давно, другие — дописывал специально к концерту. То есть это была долгая работа, не так чтобы сел и за пару месяцев все написал. Но и не могу сказать, что все три года писал. Тоже будет неправдой. Было много сторонних проектов, съемка монологов… Но я держал это в голове и старался собирать воедино.

Почему твой концерт называется «Самое время»? Самое время для чего?

Мне показалось, что это довольно крутой нейминг. 

Самое время для чего-то классного, самое время начать выступать, самое время выпустить концерт. 

Ну и те, кто посмотрят концерт, все сами поймут. Я же там говорю, что время — главный ресурс нашей жизни. А еще мне понравилось, как некоторые интерпретировали мой посыл и начали публиковать истории с подписью «Самое время посмотреть». Так что все неплохо подвязалось.

Вообще, волнуешься, когда выпускаешь новый контент? Или ты всегда в себе уверен?

Думаю, любой артист волнуется, когда выпускает что-то новое. Тем более большой сольный концерт! Это не просто какой-то «контент». Это работа целой команды. Самый трудоемкий жанр в юморе. Там чуть ли не от порядка слов может зависеть реакция зрителя. Для меня это, как собирать кубик Рубика, только очень долго. Какие-то ряды получаются быстро, какие-то ты пытаешься завершить неделями, используя все свое терпение. У меня, во всяком случае, это работает именно так. В комедии есть структура. Скажем так, рафинированный юмор. 

Да и говорят же, что если артист не волнуется перед выходом на сцену, — он уже не артист. Ну и когда выпускаешь работу, в которую вложено столько труда, хочется, чтобы это окупилось и ее увидело как можно больше людей. Поэтому волнительно, конечно.

В новом концерте есть несколько шуток на грани. Тебе какие шутки больше нравятся: когда на грани или что-то более для всех? У меня ощущение, что ты прям кайфуешь, когда шутить на темы, которые не все одобрят и не все поймут.

Если честно, не считаю, что я прям какие-то грани невероятные переходил. Хотя люблю жанры вроде прожарок. Мне кажется, что стендап должен быть резким. Но при этом я очень добрый и воспитанный человек. Так, наверное, нельзя о себе говорить, но это факт. Люди мне то же самое говорят. 

Так вот, я всегда пытаюсь сделать так, чтобы мой юмор никого не задел, чтобы была та самая граница, где ты не забываешь, что, да, ты комик, но ты еще и человек. Это нужно держать в голове, когда пишешь шутки. 

Вообще, придерживаюсь правила, что в комедии должно быть 50 на 50. Не супер альтернативно, но и не попса, когда шутишь на старые изъезженные темы, которые все мы где-то уже слышали. Но главное — я кайфую не от резких шуток, а от тех моментов, когда зрители смеются над ними. И нравится сам процесс, когда ищешь ту самую грань, когда зритель смеется, хотя понимает, что это все еще резко, но принимает это. Хочется, чтобы было не противно, а с юмором.

А как тебе вести шоу? Вот, например, вы с Димой Журавлевым ведете «Хоумис». 

Классно!

Лучше, чем стендап?

Не могу сравнивать. Это вообще разные вещи. И там, и там есть своя специфика. Я просто счастлив, что мы с Димой сделали такое шоу. «Хоумис» про друзей. А мы с Димой давно дружим. И делаем шоу практически под ключ. Мы и ведущие, и продюсеры. Горжусь этим проектом. Оно получилось качественным. Там и просмотры хорошие, и фидбэк. Кажется, мы смогли создать то, чего так не хватало людям: что-то доброе, без токсичности. 

Еще, кстати, нравится импровизационная часть «Хоумис». Это не какое-то шоу по сценарию. Ты должен быть включен все время. Нужно смодерировать диалог, придумать шутку, принять решение. То есть 90% работы происходит именно в день съемок.

В комментариях под выпусками «Хоумис» многие зрители отмечают твой рост как ведущего. Ты сам это чувствуешь?

Спасибо им. Я чувствую, что расту, но все же зрители немного перегибают, потому что мы снимали все четыре выпуска в один день. Понятно, что с каждым мотором я все больше осваивался, но все же там не было особой возможности для анализа, что получается, что нет. Но уверен, что на съемках следующего пула буду чувствовать себя увереннее. У меня же еще появился опыт ведения Open Mic, где я вообще был один. И мне понравилось, как все получилось. Да и в комментариях вроде как все довольны. Кстати, хочу сказать спасибо Диме Журавлеву за поддержку. Он не только хороший друг, но и прекрасный соведущий. 

Ты же не только сам выступаешь, но еще и продюсируешь, пишешь для других. Все-таки ты больше про стендап или закулисную движуху? 

Мне нравится смешивать все. Я двигаюсь в сторону развития личного бренда как комик, как ведущий. Но забрасывать продюсирование не собираюсь. Это все же смежные вещи. Круто, когда ты понимаешь все процессы изнутри. Но, конечно, остается меньше свободного времени, поэтому, возможно, в какой-то период что-то отпадет само по себе из-за загруженности. Может, от какой-то авторской части откажусь, какие-то задачи делегирую. Но пока хочется продолжать делать то, что получается делать. 

То есть без сцены уже никак и мы точно не потеряем тебя как выступающего комика?

Сложно загадывать. Но пока мне хочется продолжать. Меня в это всегда тянуло. Да и странно не продолжать дело, когда у тебя получается. Я же долго к этому шел. А теперь вот созрел, принял решение, что пора. Если у кого-то даже иногда появляются мысли, что нужно делать шаги в направлении, к которому тянет, то это не просто так. Надо попробовать. А так, повторюсь, мне нравится совмещать всё. 

От чего еще ты получаешь удовольствие?

В первую очередь от своей семьи. Кайфую, когда прихожу домой к своей любимой будущей жене и собаке, когда провожу с ними время. Тут все довольно банально. Семья, друзья. Свободного времени сейчас не так уж много, поэтому начал еще больше удовольствия получать от мелочей. Могу сходить в кино или поиграть в настольный теннис. Это же так круто!

Еще я фанат NBA, неплохо в этом разбираюсь. Кстати, баскетбол очень помогает мне разгрузить мозг. 

В твоем спешле была шутка, что тебя перепутали с Марком Сергиенко. С кем-то еще тебя путали? И почему ты не говоришь людям правду?

Не помню, чтобы с кем-то еще путали. (Смеется.) Бывало просто узнавали, что комик какой-то, но имя вспомнить не могли. Понимаю, что это зависит от погруженности человека в индустрию, поэтому ничего против не имею. 

Что касается Марка, не вижу смысла что-то стоять доказывать, если вдруг меня с кем-то перепутали. Мне кажется это странным. Зачем кричать, что я не он? Лучше перевести все в комедию. Еще и заход такой интересный получился из этой забавной ситуации.

Неоднократно слышала от близких к миру юмора людей, что ты один из самых вежливых комиков. Валера, почему ты такой добрый? Это все воспитание?

Ух! Приятно о себе такое слышать. Думаю, я просто таким родился. Ну и воспитание сыграло роль. Семья сильно влияет на то, каким вырастает человек. Мне в этом плане повезло. Мое детство было счастливым. Особенно до смерти папы. Его не стало, когда мне было 13. Когда растешь в среде с правильными ориентирами, у тебя меньше детских травм, нет агрессии по отношению к миру. Именно в такой атмосфере хочу растить своих детей. Об этом, кстати, тоже говорю в концерте. 

Но и не стоит забывать, что доброта не появляется внутри по дефолту. Многое зависит от самого человека. Быть другом, например, тоже непросто. Это большая работа. Мелочь, конечно, но у меня записаны даты рождения всех друзей. Стараюсь их поздравлять, причем искренне, а не под копирку. Еще важно спрашивать, как у них дела, но не только когда тебе что-то от них нужно. Я за то, чтобы отдавать что-то в ответ. Понятное дело, что не нужно всего себя наизнанку выворачивать. Должна оставаться энергия на себя и семью. Но я считаю, что если все будут добрее, то мир сможет избавиться от многих проблем. Это не я придумал. Это основа жизни.

Новости — 18:17, 2 декабря
«Ундервуд» и Константин Хабенский выпустил вторую часть сборника на стихи Окуджавы
Новости — 16:20, 2 декабря
Аксенова и Янковский в первом отрывке из сериала «Прометей»
Новости — 14:55, 2 декабря
Дельфин выпустил клип на песню «Кто твой друг». Его снял Иван Соснин
Новости — 12:44, 2 декабря
Mnogoznaal дропнул сингл C-Zone и клип на него
Новости — 13:03, 1 декабря
Требовательные устои японского образования. Отрывок из книги Эцу Инагаки Сугимото «Дочь самурая»