Одна из старейших французских газет Le Figaro (основана в 1826 году. — Прим. SRSLY) описала книгу Полины как ностальгическую и трогательную. В этой истории прошлое и настоящее переплетаются, чтобы создать яркий и искренний портрет девушки, которая в 1990-е годы еще ребенком переезжает во Францию и на протяжении всей жизни борется за право оставаться собой: не выбирать только один язык, а смешивать французский с русским, называться родным именем вопреки привычке французов менять его на свой лад и не скрывать собственное я, впитавшее в себя обе культуры. Этот пронзительный роман-автофикшен раскрывает переживания эмиграции и стремление не забыть себя и не стирать свой опыт, даже если ценой за это будет статус белой вороны.
Антон Секисов, номинант премий «Дебют» (2015) и «Национальный бестселлер» (2021), автор прошлогоднего бестселлера «Зоны отдыха. Петербургские кладбища и жизнь вокруг них», выпустил новую книгу «Курорт», которую сам описывает как «трагикомедию про сегодняшний день», вдохновленную текстами Юрия Трифонова, одной из главных фигур литературного процесса 1960–1970-х годов в СССР, автора знаменитого романа «Дом на набережной» (1976).
В центре сюжета «Курорта» бывший журналист, а теперь эмигрант Митя, перебравшийся в Грузию и вынужденный зарабатывать на жизнь тем, что ведет вебкам-аккаунт модели и пытается развести мужчин на покупку контента онлифанщицы, пока его собственную жизнь как будто поставили на паузу.
В новой книге Секисова есть привычные мотивы автора: Древняя Греция, паранойя, разнообразные девиации и чудаки (например, двойник Гитлера), смешение сна и реальности — а бонусом идут отсылки к погребальной и поп-культурам.
«Аукцион» — дебютный роман-антиутопия, рассказывающий о цене и последствии научных открытий. Авторка создала на страницах своей книги постапокалиптический мир, где ценность приобретают не только привычные ресурсы — чистая вода, хорошая еда и качественная одежда, — но и нечто более эфемерное, однако крайне значимое: душа. Ее можно «выращивать», продавать и покупать, а вокруг нее выстроена целая экономика, управляемая монополистом — Банком Душ. Этот дефицитный ресурс, продлевающий молодость и жизнь, доступен только избранным на специальном Аукционе.
За фантастическим на первый взгляд сюжетом скрываются философские вопросы, главный из которых — где пролегает граница человечности и зверства. Литературные критики уже поставили эту книгу на одну полку с романом «Не отпускай меня» нобелевского лауреата Кадзуо Исигуро.
Сюжет книги разворачивается летом 1991-го в Загребе. В то время для десятилетней Аны каждый день — это солнечное приключение: она гоняет на велосипеде с лучшим другом Лукой, заботится о маленькой сестренке Рахель, а вечерами слушает сказки, которые отец рассказывает перед сном. Но вскоре ее детство заканчивается — в Югославии вспыхивает гражданская война. Потеряв родителей, Ана видит, как Рахель эвакуируют в США, где девочку ждет новая жизнь с приемной семьей. Сама Ана спасается, но спустя десятилетие, когда ее жизнь уже прочно связана с Нью-Йорком, она осознает, что воспоминания прошлого так и не отпустили ее: она не справляется с травмой, не в состоянии спать и ни с кем не может говорить о том, что случилось много лет назад. Чтобы обрести покой, Ана решает вернуться туда, где ее жизнь сломалась, встретиться с прошлым лицом к лицу и найти силы для нового начала.
Оксана Васякина — писательница, отмеченная премиями «Лицей» (2019) и «НОС» (2021), чья автофикшн-трилогия («Рана», «Степь» и «Роза») стали значимой вехой в российской фем-литературе. Новое произведение Оксаны «О чем я думаю» — поэтический сборник, первый со времен «Ветра ярости» (2019).
В свежей книге Оксана продолжает свое исследование темных уголков памяти, связанных с семейной историей, личной жизнью, телесными переживаниями и процессом взросления. Однако на этот раз авторский фокус смещается к осмыслению времени: погружаясь в глубины собственной биографии, она тщательно отслеживает изменения, происходящие как внутри ее сознания, так и в окружающем мире.
Однажды трагическое событие переворачивает жизнь не знавшей бед Фьореллы — как в игре в домино, где падение первой фишки опрокидывает все остальные. Каждый день для Фьореллы становится борьбой: ей нужно одновременно справляться с тяжестью утраты, брать на себя ответственность за семью и при этом пытаться сохранить остатки нормальной подростковой жизни — учебу, общение с друзьями, влюбленность. Она словно разрывается между необходимостью быть сильной и стремлением оставаться обычным подростком.
«Никогда» — искренняя повесть от лица юной девушки о потере близкого человека, поиске внутреннего стержня и собственного пути в жизни. В ней нашлось место и семейным отношениям, и диалогу поколений, и первым чувствам.
Американский историк искусства, писательница, профессор Университета штата Калифорния в Сан-Франциско Уитни Чадвик специализируется на европейском и американском искусстве XX века. Она — автор знаковых работ по истории искусства через оптику феминизма, в том числе исследования «Женщины, искусство и общество». Это одно из самых всесторонних исследований истории искусства от Средневековья до настоящего времени, рассматриваемое через фем-призму. Текст посвящен женщинам, избравшим карьеру художницы, скульптора или кого-то из смежных областей искусства, а также идеологическим концепциям, повлиявшим на женское творчество и его восприятие обществом. Чадвик анализирует развитие искусства и окружавшего его нарратива, изначально ориентированного на мужскую аудиторию, протягивая историческую нить от момента, когда женщины играли лишь пассивную роль объектов, до современности, где художница выступает уже как самостоятельный создатель. В издании Ad Marginem бонусом идет отдельная заметка, освещающая эволюцию феминистской теории искусства с 1970-х до 2010-х годов.
Филолог и славист Яков Клоц в своем увесистом исследовании изучает феномен советского тамиздата в период с 1950-го по 1980-е, когда запрещенные рукописи переправлялись за пределы железного занавеса, публиковались и распространялись среди эмигрантов. Эти тексты впервые громко рассказали миру о системе ГУЛАГа и ужасах сталинизма.
Тамиздат, будучи одновременно литературной практикой и политическим инструментом времен холодной войны, стал своеобразным полем альтернативного культурного творчества, противостоящим советскому режиму и канонам социалистического реализма, хотя и не был свободен от собственных иерархий, идеологий и даже цензурных ограничений. Центральное место в исследовании занимают литературные связи, возникшие, несмотря на железный занавес, между издателями, критиками, читателями на Западе и авторами в Советском Союзе.
«Железный занавес» Энн Эпплбаум можно воспринимать как своего рода продолжение ее знаменитой работы «ГУЛАГ», удостоенной Пулитцеровской премии. В этой новой работе Эпплбаум обращается к событиям, которые во многом продиктовали нынешнюю реальность: каким образом политические и социальные практики Советского Союза влияли на страны Восточного блока. Характерный для автора подход — акцент на описании не столько самой системы, сколько людей, живущих внутри нее, — помогает раскрыть картину, значительно отличающуюся от устоявшихся стереотипов. Как заметило издание The Washington Post, Эпплбаум создает повествование, сочетающее в себе эпичность и личную глубину. Автор рассказывает о людях, стоящих за созданием полицейских государств в Восточной Европе, и уделяет внимание тем, кто оказывал сопротивление. Но помимо этого, она рисует тревожный портрет большинства людей — тех, кто неоднократно становился заложником континентальных конфликтов и оказался втянутым в глобальные противостояния.
Тацуки Фудзимото — японский мангака, наиболее известный своими работами «Человек-бензопила» и «Огненный удар», первая из них была экранизирована и стала одним из самых популярных аниме 2022 года.
Его манга «Оглянись» — это история двух школьниц, Фудзино и Кемото, которых судьба сводит вместе на трудном пути мангаки. Впереди их ждут годы совместного творчества в индустрии, неоднократно пытавшейся разорвать их узы и пошатнуть доверие друг к другу.
Эта манга отличается своей пронзительностью и лиричностью, раскрывая перед читателем мир юных художниц, их мечты и стремления, потери и неудачи. С особой искренностью Фудзимото изображает реалии творческого пути, показывая, какие сложности и жертвы ждут отважных мечтательниц, посвятивших себя искусству манги. Автор напоминает о том, насколько важна поддержка и дружба на пути к своей мечте и как сложно сохранить верность себе в мире арта, горящих дедлайнов и вечного соревнования.
Саша Миткалова — российская художница-комиксистка, чей комикс «Что я здесь делаю?» попал в шорт-лист Болонской книжной ярмарки (Болонская ярмарка — одно из самых важных событий для книжников, иллюстраторов и комиксистов в мире, проходит в Италии каждый год. — Прим. SRSLY) как одна из лучших неизданных книг 2023 года. Издательство «Комильфо» исправило ситуацию и выпустило книгу Саши в этом октябре.
Комикс выполнен в стиле уютных дневниковых записей о захватывающем пути к базовому лагерю Эвереста и о том, как обещанная легкая прогулка превратилась в одно из сложнейших испытаний в жизни. Но удивительные пейзажи стоили каждого усилия — их Саша с особой любовью отразила на страницах комикса.
Манга-спин-офф «Невероятных приключений ДжоДжо» «Рохан в Лувре» расскажет историю о парижских приключениях Рохана Кишибе. Харизматичный главный герой отправляется в столицу Франции, чтобы распутать загадку «самой черной в мире» картины, которая сулит смерть любому, кто посмотрит на нее. Знаменитые ДжоДжо-позы (необычные позы героев из одноименной манги и аниме, часто становящиеся предметами мемов. — Прим. SRSLY) здесь перемешиваются с чудовищным боди-хоррором, а искусство переходит из разряда прекрасного в откровенно жуткое.
Эта манга первой в мире была выставлена в музее Лувр.