Какие вы можете выделить нынешние тренды в моде?
Мне кажется, что сложно создать какой-то список, лист трендов, потому что мода сегодня предлагает гораздо больше, чем могла предложить лет 10–15 назад. С одной стороны, это хорошо, потому что у моды изменился, как мне кажется, тон повествования. Мода больше не диктует, а скорее предлагает. Меняется контекст восприятия моды. Я думаю, что сегодня существуют и соседствуют порой противоречащие друг другу тренды. Есть, например, глобальный тренд на естественность, натуральность, и при этом существуют тренды, которые исключают это понятие. Впрочем, главное сегодня, как и всегда, — это быть собой, ставить во главу угла собственную индивидуальность.
Как не потерять свою индивидуальность в погоне за хайпом?
Я очень четко разделяю понятия моды и стиля. Их часто смешивают, но для меня это абсолютно разные вещи. Стиль первичен. Сначала нужно найти его, а потом пользоваться услугами моды.
И, мне кажется, что чем раньше мы его найдем, тем проще нам будет ориентироваться в модном мире и понимать, что наше, а что нет.
А как разработать собственный стиль, чтобы одежда стала продолжением тебя, а не просто шмоткой?
Первый совет — честный разговор с собой. Нужен четкий ответ: кто я? Чего я хочу? Какие у меня цели и задачи? Что мой костюм может обо мне говорить?
Второй совет — разработать план того, как одежда должна рассказывать о ваших увлечениях. Ведь смысл не в том, чтобы слиться с толпой или походить на манекен в витрине, а в том, чтобы костюм стал продолжением тебя. Для этого нужно иметь хорошую насмотренность, увлекаться историей моды, тогда все становится понятнее. Очень сложно выработать персональный стиль, не вовлекаясь в процесс. Ни один стилист не сможет угадать, что находится внутри вас. Дать ответ на этот вопрос и найти его воплощение в костюме, как мне кажется, можете только вы сами.
Вы наблюдали за недавней Неделей моды SS25 в Париже? Чьи показы привлекли ваше внимание?
Да, безусловно, я наблюдал за показами. Как всегда, могу выделить Yves Saint Laurent. Это классные силуэты, это некая стабильность, которая важна. И это, по моему ощущению, гораздо меньше про маркетинг и гораздо больше про верность традициям дома. Сегодня я это ценю больше всего.
Когда бренд не теряет собственного лица и остается актуальным — это высший пилотаж. Сейчас модой управляет в большей степени маркетинг, коммерция, нежели творчество. И в этой кавалькаде сменяющихся креативных директоров, каких-то скандалов, которых сегодня стало очень много, такая стабильность, показываемая, например, Yves Saint Laurent, мне очень сильно импонирует.
На чьи показы из списка участников Московской недели моды (МНМ) вы успели заглянуть в этом году?
В этом году очень хороший, красивый список участников. Мне нравится, как МНМ развивается, как она себя улучшает. Если говорить про участников, то я считаю, что Московская неделя моды — это та площадка, где ребята из самых отдаленных уголков нашей страны имеют шанс показать свой талант и заявить о себе. И в первую очередь это создается для этого. Не могу сказать, что мне очень хотелось смотреть на коллекцию Игоря Гуляева (бренд IGOR GULYAEV), который также принимает в этом участие. Я, скорее, следил за показами молодых перспективных дизайнеров из разных регионов страны. Например, Надей Абзаевой (бренд ABZAEVA), Александром Варлаковым (бренд Alexander Varlakov Limited), Сашей Гапанович (Gapanovich).
Это те ребята, которые, несмотря на то, что находятся очень далеко от Москвы, имеют возможность проявить свой голос и показать, что в регионах нашей страны есть очень талантливые люди, которым есть что сказать.
Расскажите, за какими неочевидными российскими брендами стоит наблюдать и почему?
Выделять кого-то здесь я не буду, потому что существует большое количество брендов коммерческих, существуют дизайнерские дома, буквально, это очень творческие люди, лишенные совершенно коммерции, и они также были представлены на МНМ. Это не серийники, просто выпускающие коллекции в размерных линейках, это творцы, которые, как мне кажется, благодаря МНМ должны найти, может быть, своих инвесторов, может быть, должны найти людей, которые впоследствии будут помогать им выстраивать процессы в их модном доме. Потому что дизайнер и творец очень редко обладают навыками хорошего операциониста, способного наладить эти процессы.
В тему вашего выступления на неделе моды: как подобрать идеальный образ на показ мод в зависимости от тематики?
Нужно всегда стараться проявить уважение к дизайнеру, одеться в визуальные коды его бренда. Если эти коды еще не сформированы, то постараться одеться так, чтобы проявить уважение к происходящему, не стараться украсть праздник, нарядившись как павлин, не превращать это событие в собственный бенефис. Это все равно, что прийти в театр в карнавальном костюме. Важно понимать, что мы приходим смотреть, увидеть зрелище, и не нужно самому становиться этим зрелищем.
Этим летом вы начали вести шоу «Красота по-» и уже успели сгонять в разные регионы: Дагестан, Приморье, Якутию, Татарстан и другие места. Сами следите за кем-то из этно-дизайнеров этих республик?
Конечно, слежу. Я уже упоминал Надю Абзаеву (бренд ABZAEVA), Александра Варлакова (бренд Alexander Varlakov Limited) — это люди, с которыми я имел возможность познакомиться во время выпусков. Очень много талантливых дизайнеров из Дагестана. Мне сильно понравилось, как молодые девушки, которые в силу глобализации и влияния соцсетей должны были бы ориентироваться на Запад и вдохновляться им, наоборот, смотрят внутрь своей культуры и здорово, свежо и по-новому перебирают и переосмысляют наследие собственного региона. На самом деле этот проект нравится мне по причине того, что ты имеешь возможность знакомиться с молодыми дарованиями, которые развивают моду в своих регионах. Это суперздорово и это меня вдохновляет.
Говоря о культурном коде: как дизайнеры могут уважительно и осмысленно заимствовать элементы из разных культур, не нарушая их подлинного значения? Можете вспомнить пару удачных кейсов без апроприации?
Раньше никто не знал слово «апроприация». Все вдохновлялись всем, и если мы посмотрим, например, на коллекции Жан-Поля Готье, он всегда всерьез вдохновлялся самыми разными культурами, и в апроприациях его никто не мог уличить. Сегодня нужно быть очень аккуратным. Во многом это связывает руки, и это та сторона вопроса, которая мне не очень нравится в современной этике. Я бы хотел больше свободы и чуть меньше обид со всех сторон.
Кто ваши любимые модные персонажи в российской индустрии?
Их довольно много. Я с большим уважением отношусь к новым именам в модной индустрии, и есть новая, свежая волна стилистов и инфлюенсеров, которые, как мне кажется, через время станут лицами российской моды. Среди российских брендов, которые мне нравятся и которыми я горжусь, я, конечно же, назову Александра Арутюнова и бренд Ushatava.
Бренд Valentin Yudashkin при правильном к нему отношении имеет все шансы войти в мировую историю моды как российский бренд с довольно долгой историей. Российские марки еще очень молодые, и должно пройти время, чтобы они выработали свой узнаваемый почерк, обзавелись собственной историей, прошли путь проб и ошибок и впоследствии вписали себя в страницу истории российской моды.
Как стилист, кого вы бы хотели одеть из зарубежных и российских селеб и почему?
У меня уже большой опыт в этом, и я скажу так: хотеть кого-то переодеть — довольно странное желание. Человек сам должен хотеть перемен, чтобы они случились. Нельзя никого осчастливить насильно. Я в последнее время все больше ценю самобытность, индивидуальность, и мне гораздо интереснее наблюдать, как люди одеваются сами, без помощи стилистов, без помощи арт-директоров. которые создают им образы. Если ты сейчас смотришь на человека, ты не понимаешь, слышишь ли его, есть ли в том искренность, или это работа стилиста, пытающегося нас ввести в заблуждение. С одной стороны, всем должны заниматься профессионалы, но, с другой, в последнее время хочется искренности и чего-то настоящего.
Покупка одежды уже давно стала больше чем рутиной — настоящим событием, и бренды часто стараются добавить для своих клиентов некий дополнительный экспириенс. У вас наверняка был такой опыт. Поделитесь, пожалуйста, двумя-тремя вау-кейсами таких покупок.
Надо понимать, что, когда мы приобретаем себе что-то, мы покупаем опыт, впечатления — гораздо даже чаще, чем саму вещь. Но в эпоху онлайн-шопинга получить это впечатление гораздо сложнее. Все чаще мы делаем покупки онлайн, а вот этот опыт возможен скорее в офлайн-формате. Я не могу вспомнить какие-то вау-кейсы, но скажу, что люблю, когда сервис и отношение к клиенту происходят на теплой, дружеской основе, когда бренд не выстраивает стены и рова с аллигаторами между собой и покупателем. Когда этот процесс происходит тепло и когда у тебя остается ощущение, что ты обязательно вернешься и вновь соприкоснешься с брендом. Как это сделать — расскажут маркетологи, я лишь могу говорить со стороны клиента.
Меняется ли институт модного инфлюенсинга сейчас? У вас есть наблюдения по этому поводу?
Меняется со временем, как и во всем мире. Здесь надо понимать, что как и мода не может существовать вне мирового контекста, так и инфлюенсинг не может без него существовать. Инфлюенсеры перенимают опыт у других коллег, это вечная диффузия такого экспириенса, насмотренность, наблюдение за другими. Мне кажется, инфлюенсеры, особенно признанные, становятся более избирательными к тому, что они транслируют. Появилось больше ответственности в их действиях и визуальном материале. И это очень хорошо, я думаю, это сигнал того, что все это развивается в правильном направлении.
Если бы вы запустили собственный бренд одежды, про что бы он был? Какую моду вы бы хотели делать?
У меня нет собственного бренда одежды, и с каждым днем мне все меньше хотелось бы его иметь. Не зарекаюсь, что этого не произойдет в будущем. Сегодня есть уже достаточное количество людей, которые запускают собственные бренды, и если бы я делал что-то, то делал бы что-то уникальное. Делать нужно что-то, когда тебе есть что сказать, а не произвести очередную кальку, копирку или просто перевести ткани на воплощение собственных идей или чтобы потешить собственное эго. И не копировать в сотый раз бренд Balenciaga, делая его generic и подешевле.
Перенесемся в диджитал. Последние пару лет модные дома начали делать коллабы с видеоиграми, выпускать стильные костюмы для персонажей и создавать свои собственные пространства внутри вселенной игры. Как думаете, этот тренд останется с нами или люди все равно будут тянуться к физической материальной моде?
Метавселенная и цифровая одежда — все это развивается, как мне кажется, отдельно от физических воплощений моды. Так дальше и будет происходить: это два процесса, друг другу не мешающих и не наступающих на горло. Поэтому ничего плохого в развитии одного и другого параллельно я не вижу. Но диджитал не заменит физическое — в этом и есть смысл. Я считаю, что планомерное развитие каждой сферы будет передавать опыт другому направлению. Развитие всегда лучше, чем его отсутствие.
Если пофантазировать на тему будущего, какой будет одежда в ближайшее десятилетие?
Я не очень люблю фантазировать, это самое неблагодарное дело, да и предсказания — не моя сильная сторона. Одно время предсказывали возвращение в моду артистичности, подъем творчества и уход от очень функциональной и порой даже уродливой одежды. Но этого не произошло и, мне кажется, не произойдет. Потому что в последнее время все ценят удобство, и когда мода позволила удобству проникнуть в себя — этого уже не искоренить. Вирус удобства поразил моду, и это будет продолжаться дальше. Я думаю, что мода будет становиться все более технологичной, подозреваю, что она будет смотреть в сторону функциональных и высокотехнологичных тканей для того, чтобы комфорта становилось все больше и больше. Безусловно, параллельно с этим будут проходить показы, от которых мы все будем испытывать синдром Стендаля (или флорентийский синдром — это психосоматический феномен, при котором человек слишком ярко реагирует на произведения искусства или иное эстетическое переживание. — Прим. SRSLY), будет что-то невероятно красивое, будет что-то легендарное, но это скорее будет оставаться красивой формой искусства, а носить мы будем что-то гораздо более комфортное и совсем не то, на что мы смотрим со слезами восхищения на глазах.
Окей, мода будущего про комфорт и непредсказуемость, но главным фактором на пути к ней все чаще выделяют устойчивость и экологичность. Как в целом смотрите на это?
Если мы говорим о моменте вторичного потребления, то это я очень приветствую, я адепт этого. Я стараюсь покупать меньше, а если я что-то приобретаю, то довольно часто это ресейл или какие-то архивные айтемы, которые я коллекционирую.
Хотя, конечно, с собакой я не гуляю в архивных коллекциях и в чем-то, что имеет невероятную ценность. Устойчивая мода — это, скорее, про то, когда человек смотрит на тренды свысока. И я один из таких людей, я не гонюсь сильно за трендами. Безусловно, я пробую их в силу своей профессии, но предпочитаю носить что-то, что подсвечивает и показывает меня, говорит обо мне, нежели рассказывает о том, что показывали на подиумах последние полгода.
Напоследок можете рассказать, изменились ли ваши потребительские привычки за последние пару лет?
Я очень хочу носить вещи дольше, очень хочу, чтобы они не выходили из строя как можно дольше, и в связи с этим выбираю более высокое качество. Как я уже говорил, я стараюсь делать так, чтобы на вещах не был, условно, «написан» год и сезон, чтобы не было понятно, что это какой-то очевидный тренд, который может перестать им быть послезавтра. Все-таки я тяготею к выстраиванию своего персонального стиля, а не к погоне за модой.