Новости — 11 октября 2024, 13:46

Ткани на грани реальности, границы культурной апроприации и что любят инвесторы: рассказываем, чем запомнился II BRICS+ Fashion Summit

Это были три дня лекций, дискуссий, интерактивов с участниками из более чем 100 стран: организаторами недель мод, редакторами глянца, дизайнерами, технологами, исследователями. Специалисты из разных цехов собрались вместе, чтобы накатать план модного сотрудничества. Рассказываем, что происходило на полях ивента.

День первый 

Основной темой стартового дня стала мода как формат дипмиссии. Спикеры задавались вопросом, как через одежду страны могут делиться культурным бэкграундом и узнавать о талантливых кутюрье друг друга. Стивен Манзини, основатель и генеральный директор Soweto Fashion Week, предложил один из вариантов модного десанта: «Важно создать некое постоянное присутствие в стране — это может быть выставка моды или мультибрендовый магазин. Там, где можно будет познакомиться с новыми брендами, примерить, пообщаться».

Вторая важная мысль дня: мода должна стать не только красивой, но и ответственной в культурном, социальном и экологическом аспектах.

Анастасия Костюнина из компании по производству ткани из сельхозотходов WE.REFIBER уверена: в будущем экологичность материалов станет необходимостью. А Мари-Франс Идикайи, основатель Congo Fashion Week, поделилась, как сохранять экологичные локальные производства, постепенно наращивая объемы выпуска продукции: «Местные мастера работают в малых масштабах и недостаточно знают. Однако это большой потенциал. Для них важно объединяться в сообщества, их можно научить и натренировать для работы в крупных компаниях, направляя на массовое производство». 

Сессия «Инклюзивный шик. Отразить всех и каждого»
Присцилла Чигариро, основатель Zimbabwe Fashion Week

Другая важная социальная миссия моды, отмеченная форумом, — это инклюзивность. В ходе дискуссии установили, что инклюзивность для разных брендов и разных мест будет разной. «Инклюзивность означает, что необходимо посмотреть на людей, которые вокруг вас, и на те проблемы, которые их беспокоят», — заметила Присцилла Чигариро, основатель Zimbabwe Fashion Week.

Параллельно с этим тейком на Московской неделе моды российские дизайнеры демонстрировали diversity во всей красе. Так, бренд Alena Musaeva (Волгоград) пригласил на подиум модель с особенностями ментального развития, а на показ коллекции ANRO by ALENA COJOCARU (Москва) вышла бионик-модель. 



Первый день краешком задел футуристичные темы: необычные возможности тканей и условия существования брендов в цифровой метавселенной. Анна Бикчурова, эксперт по материалам для создания одежды, преподаватель Fashion Factory School, приоткрыла завесу тайны новейших разработок в легкой промышленности:«Например, есть варианты трикотажа, где в саму нитку встроены микрокапсулы с ароматами. Когда человек, надевший такую майку, бежит, его температура тела повышается, тогда микрокапсулы взрываются, и человек уже не пахнет потом, а пахнет чем-то приятным». Новые технологии, по словам Бикчуровой, также позволяют добавлять в опыт ношения спортивной одежды игровой момент: уже есть ткани для беговых маек, на которых при контакте с потом проступает принт или надпись. 

К цифровой моде на форуме отнеслись скептически, несмотря на большой успех зарубежных кейсов. Резюмируем: сегодня метавселенная — чисто маркетинговый инструмент.


День второй

Тут все прошло под лейблом траблов, страхов и возможностей. 4 октября модное комьюнити форума обсуждало важную проблему легкой и текстильной промышленности — дефицит кадров. Александра Калошина, основатель SOLSTUDIO, рассказала, как успешно решает проблему нехватки специалистов: создает собственную систему подготовки кадров, внедряя своих сотрудников в вузы по всей стране. На заметку для тех, кто жалуется, что образование за бизнесом не успевает. 

На дискуссии о внедрении искусственного интеллекта в модную индустрию, которая со скрипом приняла цифровую моду, спикерка Одри Тайе, директорка по связям с модой и брендами, успокоила всех. По ее мнению, AI может ускорить рабочий процесс, быстро выполняя монотонную работу, но в креативе нейронка не сможет сравниться с человеком: 

«На неделях моды мы встречаемся с разными дизайнерскими подходами, с разными личностными историями — именно это нам интересно, и искусственный интеллект не сможет это заменить».

Одри Тайе, директорка по связям с модой и брендами, после сессии «Облачный гардероб»

Владислав Иванов, генеральный директор бренда SLIP, раскрыл секрет успешного привлечения инвестиций для тех, кто боится остаться без средств. Делимся: показывайте финансистам цифры (они их любят!) и аргументированно объясняйте, почему заходите в ту или иную нишу. 

Как российским брендам воспользоваться вакуумом на рынке с уходом зарубежных гигантов, объяснил Алексей Баженов, основатель Института развития индустрии моды Beinopen. Если кратко: нужно уметь работать со сложным сторителлингом, чтобы врезаться в память зрителей.


День третий

В последний день участникам II форума, похоже, удалось выяснить, как не превратить вдохновение культурой других народов в апроприацию. Главные критерии для успешный кейсов: уважение к культуре другого народа, диалог с ремесленниками и хранителями традиций, глубокое погружение в контекст. 

Будто в продолжение этой темы, но уже на дискуссии «Артефакт истории. Ремесленные процессы в мире моды» созвучными мыслями поделился Эммануэль Мучинду Миоба, директор Lusaka Fashion Weekend: «К нам в страну приезжают разные дизайнеры, которые работают в связке с ремесленниками, создавая различные предметы, в том числе модные вещи». 

Обмен культурным опытом организаторы устроили не только на словах, но и на деле: на выставке на стыке моды и культурных традиций «Наследие» шли воркшопы от профессионалов из разных стран. Так, дизайнерка из Туркменистана Айна Дырдылыева учила посетителей искусству вышивания в технике кеште, которая была внесена в репрезентативный список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО

В эпоху соцсетей не обсудить блогосферу было бы упущением, поэтому в рамках сессии «Иконы стиля. Как работает маркетинг влияния» спикеры рассказали, как гладиаторы ходили, чтобы инфлюенсеры могли бегать, в чем разница между «рекламой у блогера» и «инфлюенс-маркетингом». Вывод сессии базовый: для работы с маркетингом влияния всегда нужно убедиться, что культурный код вашего бренда и соответствует культурному коду инфлюенсера.

Если инфлюенсерам и тем, кто хочет ими стать, единогласно советовали делать ставку на личность, то специальное образование для старта в модной индустрии стало полемической темой. Послушали аргументы всех сторон за вас и докладываем: само по себе образование в сфере моды ничего не гарантирует, но может давать дополнительные возможности, если оно выстроено правильно.  

Самым важным итогом BRICS+ Fashion Summit стало подписание декларации о создании Модной федерации БРИКС. В программу задач федерации вошли следующие челленджи: укрепление партнерских связей между отраслевыми сообществами разных стран, содействие устойчивому развитию индустрии, культурный обмен, поддержка молодых специалистов и помощь дизайнерам в выходе на международный рынок.

Участники форума подписывают декларацию о создании Модной федерации БРИКС

Документ подписали организаторы недель моды из более чем 50 стран (ждем мировой тур любимых брендов, получается). Самое крутое, что Модная федерация — открытая организация и каждый может стать ее частью, подав заявку, а значит, получать поддержку и участвовать в ивентах по всему миру. 


Казалось бы, после таких новостей на вопрос, станет ли форум отправной точкой для более теплого сотрудничества начинающих и уже окрепших российских дизайнеров со стейкхолдерами мировой индустрии — американской модной индустрией, есть однозначный ответ. Но на всякий случай Келли Картон заверила, что дверь для специалистов из России получится открыть чуть-чуть пошире.

Фото: пресс-служба
Кино — 20:28, 11 октября
Эй, маяк! Дневник третий: призрак видеопроката, безудержный кутежник Стоянов и камео Мартиросяна
Новости — 19:52, 11 октября
Постхор Attaque de panique выпустил свой первый альбом début.
Новости — 17:50, 11 октября
«Кончится лето» и «Джекпот»: II кинофестиваль «Маяк» объявил победителей
Новости — 15:48, 11 октября
Исповедь под мемфис-трэп: слушаем фит CAKEBOY & КлоуКома с Thomas Mraz
Новости — 11:44, 11 октября
У группы Intelligency вышел новый альбом The Ideals