Рецензии, Кино — 25 сентября 2024, 14:33

Красота требует мутаций. Рецензия на фильм «Субстанция»

В официальном российском прокате — один из триумфаторов недавнего Каннского кинофестиваля (приз за лучший сценарий) — «Субстанция» Корали Фаржа. По жанру — боди-хоррор, типичный представитель класса «Б». Но на деле радикальный, актуальный и очень смешной творческий аттракцион. Подробно рассказывает о фильме и советует бежать на него в кино Эдуард Голубев.
Известной в прошлом актрисе, а ныне ведущей фитнес-шоу Элизабет Спаркл (Деми Мур) исполняется 60 лет. Прямо в день рождения ее гонят со съемок и объявляют кастинг, чтобы найти новую звезду «помоложе и погорячее». Тогда женщина решается на отчаянный шаг — принять участие в программе «Субстанция», цель которой изменить ДНК человека, чтобы явить миру «лучшую версию себя». Ею оказывается молодая красавица Сью (Маргарет Куолли), которую Элизабет буквально рожает через спину. Вместе они одно целое и по условиям программы должны меняться раз в неделю, чтобы подпитывать друг друга, — иначе произойдет нечто страшное. Разумеется, все идет не по плану. Видя молниеносный успех Сью, Элизабет впадает в депрессию. А Сью быстро начинает испытывать отвращение к своей «старой» версии.  

В последний раз напомним, что «Субстанция» — это экстремальный боди-хоррор про гной, кровь и телесные мутации. Слабонервным не смотреть! Однако, если вы готовы перетерпеть вонзающиеся в плоть иглы, хруст костей и — особенно — последние 20 минут, где происходит буквально черт-те что, — то увидите, возможно, самый яркий фильм года. И точно самый запоминающийся. 

Это даже немного странно. Ибо режиссерка Корали Фаржа как автор далеко не оригинальна. Ее дебют «Выжившая» (2017) — перифраз «Я плюю на ваши могилы» (2010) и прочих rape-revenge-фильмов про женщину-жертву, которая вынуждена стать охотницей. С точки зрения текста, да и исполнения — «Субстанция» тоже полна референсов. Схожая одержимость молодостью была у Дориана Грея или в «Смерть ей к лицу» (1992). Изнанка индустрии красоты, жертвой которой становится женское тело, — привет «Неоновому демону» (2016). При этом Фаржа не боится не только работать на уже вспаханном поле. Она осознанно цитирует и часто подтрунивает над классикой. Фильм буквально по-тарантиновски распирается от отсылок: на «Сияние» (1980), «Муху» (1986), «Кэрри» (1976), «Реаниматора» (1985), «Месть нерожденному» (2007). Самая эффектная и мерзкая сцена в «Субстанции» вообще подсмотрена из «Общества» (1989) Брайана Юзна.  

Деми Мур и Маргарет Куолли в фильме «Субстанция»

Однако то, что в «Выжившей» Фаржа выглядело как эксплуатация, в «Субстанции» ощущается удачным метаприколом.

Ведь боди-хоррор — традиционно мужской жанр с так называемыми «отцами» в виде Карпентера («Хэллоуин»), Кроненберга («Обед нагишом»), Ларри Коэна («Оно живо»), Стюарта Гордона («Извне»), того же Юзна. Их мужскому взгляду Фаржа и противостоит, миксуя проверенные ходы с собственным видением и незаемной визуальной энергией

Минимализм интерьеров (все как будто из глянцевой подборки Pinterest) она скрещивает с чрезмерностью внешних деталей. Скажем так, череда зумов на задницы Мур и Куолли в «Субстанции» играет главенствующую драматургическую роль. Крупные, отлично выстроенные планы — с будто искажающим реальность «рыбьим глазом». Так Фаржа передает атмосферу удушающей тревоги — редкий для жанра, но такой важный для построения эмоционального контекста инструмент. Психологический надрыв ищущей морщины, переедающей и перекрашивающейся по десять раз героини Мур — с лютым черным юмором. 

Издеваются, как можно догадаться, над похотливыми мужланами. Хотя феминистка Фаржа не удержалась, чтобы не кольнуть типичных патриархалок. Лоснящиеся старики-акционеры (все белые!), мерзкий продюсер Харви (маленькая, но невероятно эффектная роль Денниса Куэйда, в которой Вайнштейн не называется, но узнается) — их общее мнение деформирует взгляд женщины на себя, заставляя затем деформировать свое тело. 

И да, возможно, это идея не для двух с половиной часового фильма, а для эпизода в антологии а-ля «Черное зеркало». С другой стороны, «Субстанция» даже со всеми своими внутренними повторами и небольшим запинанием перед финальным безумием — отлично развлекает и дарит мысли на подумать. Например, о том, как может измениться разум под влиянием новой телесной оболочки. А то, как фильм сыгран, — заслуживает отдельного абзаца

Режиссер «Субстанции» Корали Фаржа
Деннис Куэйд и Деми Мур на съемках «Субстанции»

После того, как Мур прокатили с «Оскаром» в 1998 году за «Солдата Джейн», это ее второй в жизни шанс получить статуэтку. И видно, что Деми пошла ва-банк. Путь от успешной красотки до практически ходячего трупа — задача куда более амбициозная, чем все, что делала актриса до «Субстанции». И она с ней справилась! За изменениями Мур следишь буквально с замиранием сердца. Над ней и смеешься, и глубоко сочувствуешь. Куолли тоже молодец, но и сценарно, и по игре она остается в тени Деми, репрезентуя собой ожившую сексуальную фантазию, а не личность. 

В итоге «Субстанция» — главный аттракцион момента и, что называется, instant classic («мгновенная классика»). Его можно было бы даже назвать фильмом для всех, если бы не жанр. Однако мало какое кино, прибегая к столь уродливым формам, оставляет на душе так много удовольствия и даже позитива, что ли. 

[STAT_ART_4]

Фото: кадр из фильма «Субстанция»
Новости — 17:40, 25 сентября
Стартовали съемки 3-го сезона сериала «Почка» с Любовью Аксеновой
Новости — 15:36, 25 сентября
«Яндекс Музыка» запустила «Трейлеры» — миксы с отрывками из треков
Новости — 13:30, 25 сентября
Марго Робби и Джейкоб Элорди сыграют в новой экранизации «Грозового перевала»
Новости — 11:18, 25 сентября
Леди Гага анонсировала Harlequin — альбом, приуроченный к выходу второго «Джокера»
Новости — 16:45, 24 сентября
Диджитал = свобода творчества? Разбираемся, как устроена цифровая мода