Обзоры, Кино — 12 августа 2024, 15:16

Детка-Голливуд. Рассказываем о родстве «Максин ХХХ» и «Собирателя душ»

В летнем прокате две громкие хоррор-премьеры — заключительная часть Х-трилогии (предположительно), в которой Миа Гот методично стирает недоброжелателей в труху, и оккультный триллер с Николасом Кейджем, загримированным под покусанного пчелами барда с гайморитом. О том, что общего у этих, казалось бы, совершенно разных по тональности фильмов, рассказывает Антон Фомочкин.

1. Оказавшись главной хищницей на техасской ферме, где ворчливые старик со старухой решили вырезать заезжую съемочную группу непритязательной порнушки («Х», 2022), Максин Минкс (Миа Гот) возвращается в Лос-Анджелес, надеясь, что об это багровое пятно на ее биографии никто не поскользнется. Скрывать, однако, приходится не только убийство озабоченной бабушки-психопатки — истокам помешательства этой жемчужинки американского юга посвящена картина «Пэрл» (2022), но и свое прошлое. По пятам за Максин следует гадкий сыщик-шантажист (Кевин Бейкон), то и дело сверкающий при ухмылке золотыми коронками, и некий убийца в черных перчатках, садистски терзающий молодых девушек. Минкс, тем временем, берут сниматься в сиквеле слэшера «Пуританка», и ради этой роли она готова вприпрыжку идти по отрубленным головам — не поздоровится и недоброжелателям.

2. Как-то залипнув посреди улицы, агент ФБР Ли Харкер (Майка Монро) открывает в себе паранормальную чуйку — при розыске подозреваемого она безошибочно называет дом, где тот затаился. После нескольких тестов, в бюро девушку берут на карандаш, так как даже половинчатые сверхспособности — лучше, чем их отсутствие, и поручают легендарный висяк. За последние тридцать лет десять семей были забиты обезумевшими отцами (после чего те кончали с жизнью), а на месте преступлений неизменно находили зашифрованную весточку за авторством некоего Собирателя душ. Без исключений все девочки в списке жертв были 9-летними и родились 14-го числа. Близится день рождения и у Харкер, отчего ей как-то особенно беспокойно.

А теперь — подробнее.

На студийной экскурсии пришибленную вниманием сталкеров Максин водят из павильона в павильон. Предназначенные для ужастиков декорации нагоняют недобрые флешбэки — вот и в окнах одного из таких домишек (точь-в-точь роковая техасская развалюха) мелькает призрачный силуэт Пэрл. По соседству от мрачной постройки расположился мотель Бейтсов, ключевая декорация «Психо» (1960) Хичкока, главную роль в котором сыграл Энтони Перкинс — отец Осгуда Перкинса, снявшего «Собирателя». Впрочем, было бы до скрежета очевидно свести связь двух картин к этому совпадению. Что Перкинс, что поставивший «Максин» Тай Уэст, выйдя на непривычно широкую аудиторию, кажется, осознанно составили по сборнику золотых хитов. Но могло ли быть иначе, если форма, точнее, внешнее, в обоих случаях — лишь концептуальная уловка сродни зоне зрительского комфорта. 

Уэст с бульварно-безвкусной нежностью воспроизводит флуоресцентно-неоновые 80-е, изысканный маньеризм де Пальмы у него уживается с вульгарностью записного джалло. Очевидный финальный разворот издевательски отсылает к методичности жанра — для сверки можно начать ранним Бавой (Марио Бава — один из основателей жанра джалло. — Прим. SRSLY) или же, избрав путь наименьшего сопротивления, включить любой фильм Дарио Ардженто — нервического обладателя черных перчаток нетрудно угадать с начальных титров (а то и с финала «Х»). Уэст срывает злодейский капюшон, когда почти всех подозреваемых освежевали и вот-вот добьют оставшихся. Перкинса, в свою очередь, прет некое общее, застывшее и тягостное ощущение середины 90-х. «Молчание ягнят» (1990)? «Семь» (1995)? Всем попсовым аналогиям режиссер с удовольствием подыгрывает, ведь он, как и Уэст, и Максин, и даже Собиратель душ, знает наверняка: внимание — залог успеха. 

Мия Гот в фильме «Максин ХХХ»
Майка Монро в фильме «Собиратель душ»

И Перкинс и Уэст находят механику оккультизма в ремесле своих героинь.

Путь Максин ведет к горящим пальмам и показушной черной мессе, разыгранной как опереточный третьесортный хоррор наподобие того, в котором она снимается. Упрямая Минкс как минимум достойна славы «последней девушки» из ужастика, ведь никто лучше не сыграет то, что ты ранее пережила в реальности (такая метанадстройка). Весь Голливуд по Уэсту — сплошное лицедейство, где все играют роли в глобальном, ежедневном жертвоприношении. И не нужно средневековых кинжалов и прочей церемониальной ерунды: жертвы  — те, кого индустрия и этот равнодушный город перемалывают с костями, пуская пыль по ветру. Все везение — лишишься ли ты головы понарошку (задыхаясь от панички при взятии гипсового слепка) или ее снимут взаправду. 

Кадр из фильма «Максин ХХХ»
Кадр из фильма «Собиратель душ»

Как и «Максин», «Собиратель» — размышление об актерской сверхзадаче, хоррор в обоих случаях лишь инструмент. Перкинс продолжает вспоминать отца, топить своих героев в одиночестве, а семьи — в горе. Алтарь есть как у седого крипового шамана, так и у сотрудников бюро. У одного в идолах Марк Болан (фронтмен рок-группы T. Rex. — Прим. SRSLY). У других на стене прописался президенствующий на тот момент Билл Клинтон. Собиратель с педантичной аккуратностью выводит шифры и малюет куклам лица. Агент Харкер из улик, фотокарточек и прочих заметок собирает на полу офиса полукруг, со стороны напоминающий рунический узор, обращенный к другим силам. Вся эта атрибутика придает повседневности героев Перкинса хоть какой-то примерный смысл

У Уэста же каждый действует по распределению амплуа. Приставучий частный детектив косплеит Джейка Гиттеса (Джек Николсон) из «Китайского квартала». Режиссер второй «Пуританки» (Элизабет Дебики) в приступе ласковой диктатуры, что школьный завуч, поучает Максин о необходимости рвать жилы и не п@#$%&*ь шанс. Даже токсично-маскулинный коп (Бобби Каннавале) наезжает на свидетелей, потому что так положено по статусу, а вообще, он всегда хотел быть актером… Вот и играет в стража порядка как может. Конечно, в пылу еженочного маскарада в безобидной жилетке Бастера Китона может разгуливать и ублюдок-насильник, но не для этого маньяка Максин цвела — за что обидчик и поплатится втоптанным в асфальт мужским самолюбием. 


Вторя неряшливому фетишисту Собирателю душ, Перкинс проецирует на здешнее расследование свои маленькие слабости. Болтающая по телефону девушка не замечает, как по коридору шастает нечто/некто. Было в «Прелести, живущей в доме» (тот же Осгуд Перкинс, но 2016 года). Пояснительный флешбэк о самом гадком оформлен под сказочный нарратив. Под это у него были отведены целые «Гретель и Гензель» (2020). И, конечно же, межсезонье — зябкое, неопределенное никогда. Перкинс уже четвертый раз пересобирает «Февраль» (2015), свой самый цельный, гнетущий, пугающий и сильный фильм. Тот мир, промозглый и пасмурный, побуждал поежиться в кресле куда эффективнее любого экранного убийства. 

Все мы оказываемся под влиянием. До того повторявшая аффирмации о своей звездности Максин перестает глядеть в зеркало и прет тараном на кастинге, чтобы то же самое ей наговорила Режиссер. Кто-то также нашептывает руководство к действию Собирателю, и взявшимся за топор отцам. И даже бюро приказывает Харкер, что делать — ее воля, выбрать, куда смотреть, и в приступе панички считать удары своего взволнованного сердечка. В детстве Ли тоже хотела стать актрисой, и с этой перспективы она полый сосуд — застенчивая, кроткая, застывшая, только губы подрагивают. Но любой ведомый человек, как и вжившийся в образ артист, в какой-то момент оказывается у разбитого корыта. Немой вопрос «что дальше?» — коронка Перкинса. Тем заканчивались и «Февраль», и «Собиратель душ». Что есть человек без идеи? Та же кукла. А кто заполнит ее, бес или ангел, хороший режиссер или плохой, — вопрос везения и обстоятельств. 

Мия Гот на съемках «Максин ХХХ»
Осгуд Перкинс и Майка Монро на съемках «Собирателя душ»

Иногда полезнее читать молитвы, лишь бы найти хоть какое-то внутреннее содержание.

Харкер вот не читала, поэтому в конце концов исступленно зависает, всматриваясь в инфернальную пустоту. Другое дело Максин — если ее истовая вера в себя не свернет горы, то точно голливудские холмы. 

В черепушке детей, рукотворно смастеренных героем Кейджа в натуральную величину, спрятан пустой шарик. Этот предмет — хороший эквивалент тайны, манящей в новых фильмах Уэста и Перкинса. Одна беда: раньше бывало («Февраль», «Пэрл»), что эта окружность правда шептала что-то непостижимое. 

Фото: кадр из фильма «Максин ХХХ»
Новости — 17:00, 21 ноября
«Манифестировать» стало словом года по версии Кембриджского словаря
Новости — 14:50, 21 ноября
Netflix объявил дату премьеры сериала «Нулевой день» с Робертом Де Ниро
Новости — 12:38, 21 ноября
Джерард Батлер и Мейсон Теймз в трейлере ремейка «Как приручить дракона»
Новости — 19:40, 20 ноября
Оливия Родриго стала амбассадором бренда Lancôme
Новости — 16:00, 20 ноября
«Звук» обновил систему рекомендаций и представил кампанию с Сергеем Жуковым