Интервью, Образ жизни — 10 июня 2024, 12:02

«Нужно просто садиться в новую вагонетку и ехать». Интервью с веб-дизайнером Евгенией Деминой о комиксах для нефтяных компаний, Печеньке и силе Байкала

Текст:
Аня Васянина,
старший редактор
Больше чем за 10 лет дизайнер Женя Демина прошла путь от разработки листовок и упаковок в институте до собственного цифрового агентства PRODOCLINE, у которого заказывают комиксы (и не только) большие госконторы, крупные библиотеки и всем известные бренды. Параллельно Женя развивала свой потенциал мемолога: с 2016 года ее паблик в ВК «Женька Печенька», где она публикует короткие трушные комиксы, живет активную жизнь, коллаборируется с другими популярными комиксистами и делает рекламные кейсы с Delivery Club, OZON, Tinkoff, «Ясно», SberPay.

SRSLY узнал, как Жене удается балансировать между управлением агентством и созданием оригинальных комиксов для души, а также расспросил о преимуществах ИИ и хоррор-стримах.

Привет! Давай начнем сначала: чем увлекалась в школе?

Я много рисовала. Было время, когда мои навыки в этом были востребованы настолько, что меня отпрашивали с уроков учителя. Также я увлекалась косплеем — одним из наиболее запоминающихся образов, в котором я выступала, был морячок из «Деревни дураков».

Личный архив Жени Деминой

Куда ты пошла учиться после школы?

В ИрНИТУ на кафедру дизайна. Я училась шесть лет, прям как медик. (Улыбается.) Помимо этого, осваивала фотографию, историю искусства, рисовала свои маленькие комиксы. 

Как было кафедре?

Моя прекрасная преподавательница по проектированию иногда давала нам маленькие задачи и даже немного платила. Это были, как правило, очень маленькие заказы на разработку листовок, упаковки и так далее. Ничего сложного, но в период молодости мы брались за такие задачи очень легко и с энтузиазмом — практика очень была нужна. Я помню, что делала маленький макет обуви из картона для визуализации вывески обувного магазина. Мне за него заплатили скромные две тысячи рублей, и я на эти деньги купила материалы для сдачи сессии. На кафедре дизайна учиться непросто — нужно покупать материалы самостоятельно, а они, как правило, стоят далеко недешево: картон нужен специальный, клей прозрачный, клеевой пистолет, ножи, карандаши специальные от 2H до 8B… И, помимо всего прочего, тебе никто помочь с учебой не может, так как либо все твои друзья-одногруппники заняты своими проектами, либо они просто друзья и понятия не имеют, как тебе помочь.

Где-то еще работала в период универа?

Да, и это было нелегко. Будучи студенткой, работала в иркутской студии анимации «Форсайт». Это была та работа, куда я бежала бегом, потому что это было очень интересно. Позже пришлось уйти, так как началась сессия. Еще была помощником маркетолога в Байкальском лимнологическом музее в Листвянке. Около недели я жила в домике рыбака (конструкция дома была создана на сваях, поэтому первым этажом считался второй). Когда ночи на Байкале были достаточно ясными, я открывала двери настежь, чтобы полюбоваться на звезды. Это был очень крутой опыт. 

Помню, что меня как-то подвозил до работы какой-то очень важный доктор наук, который приехал давать лекцию в музее в то время.

Расскажешь, что делала между учебой и собственным агентством?

Я сменила очень много работ — от типографии до работы в Центре проектно-изыскательских и строительно-реставрационных работ. В каждом месте я начинала изучение с нуля: в типографии научилась готовить макеты к печати, в студиях веб-дизайна — верстать сайты, в SMM-агентстве — работать с социальными сетями, делать контент, а в проектно-изыскательском центре — работать с проектной документацией. И, конечно же, я стала работать с людьми. Когда напрямую общаешься с заказчиком, приходится много думать о том, как подавать информацию, где настоять на своем, а где найти компромисс. Клиент часто не специалист в вопросе дизайна, поэтому ему и нужна помощь. 

Что тебе больше всего не нравилось в найме?

Наверное, отсутствие опыта. Мне, как правило, везло — я попадала в хорошие компании, где росла и училась. Меня выбивало из колеи, если я делала что-то непривычное. Сейчас же понимаю, что весь накопленный опыт помогает мне в моей деятельности сейчас. 


Расскажи про свое цифровое агентство PRODOCLINE? Что послужило главным толчком к его созданию?

В 2022 году я почувствовала, что уперлась в потолок, будучи на фрилансе. Я всегда хотела чего-то большего и поэтому открыла ИП. Как предприниматель, ты можешь расти бесконечно — потолка нет. Я чувствую себя очень свободной в том, как вести свою деятельность.

Какой у тебя был первый большой проект?

Уже точно и не скажешь — их было очень много. Если говорить о создании брендинга, то это ферма по выращиванию микрозелени Garden — для этой компании был создан очень красивый стильный брендинг. А если говорить о комиксах, то комикс-байопик про поэта Иосифа Павловича Уткина. Мы с командой выиграли грант, и создали комикс на более, чем 160 страниц, в котором есть и Горький, и Маяковский, и Есенин. Это был проект 2023 года, один из наиболее крупных для меня.


Как ты производишь селект сотрудников? Какой у тебя главный критерий отбора? Менторишь ли ты их на начальных этапах?

Я работала с людьми с разным уровнем подготовки. Самый важный критерий — компетентность и желание работать. За два года я увидела, как под моим крылом растут и развиваются люди и кто в итоге из них вырастает — даже нулевые сотрудники дорастали до серьезных специалистов. Заметила свои ошибки, как бывшего сотрудника, со стороны. Начала понимать гораздо лучше своих бывших начальников. Видела и много некомпетентных вещей, но как правило, все непонимания решаются во время разговора.

Сколько в PRODOCLINE девушек, сколько парней? Вы собираетесь где-то или полностью работаете удаленно? Какие у вас правила в компании?

У нас только девочки, даже не знаю почему так произошло. Возможно, потому что с девушками я смогла выстроить прочную коммуникацию. Сейчас 50/50 — удаленно и в офисе. Главное правило — оставаться в коммуникации во время рабочего дня. И за два года работы я придерживалась и придерживаюсь правила — на выходных никого не трогать. Даже в декабре, когда у нас был настоящий аврал, я старалась построить работу таким образом, чтобы все могли нормально отдохнуть и провести время с семьей. Еще одно правило — взаимное уважение и субординация.  

Источник: ВК-паблик «Женька Печенька», @pechenya_comics

Президентский фонд культурных инициатив, «Росатом» — КАК? После какого кейса стали появляться такие заказы?

С самого старта моей деятельности как предпринимателя я вытянула золотой билет —  сделала комикс для Иркутской нефтяной компании (ИНК). Следом пошла череда проектов для крупнейшей библиотеки области — Молчановки. Следом появился проект для «Росатома», а также ролик для Lays — я участвовала в создании элементов анимации для него. Просто нужно делать работу качественно и каждый раз доказывать, что ты можешь гораздо больше.

Источник: соцсети Жени Деминой

Как вы приоритизируете запросы в агентстве? Часто отказываетесь от заказов? Как в целом происходит селект?

Приоритет отдается тем проектам, которые выгодны и/или уже проверены деловыми взаимоотношениями. За все время работы мы отказались только от 10% проектов ввиду отсутствия профильности или сомнительной выгоды. Например, от дизайна локации мемориала — клиенту нужно было благоустроить территорию захоронения

Какой процент кейсов ведешь конкретно ты, а какой процент делегируешь?

Мы пришли к системе, где я только контролирую процесс документации и в основном говорю, что и как поправить, если это потребуется. То есть 90/10. Бывают проекты, которые хочется целиком брать под свою работу, но это уже редкость — как правило, это очень и очень крупные проекты.

Самый любимый и самый нелюбимый этап работы над комиксом?

В работе с комиксами есть несколько этапов: 

1. Раскадровка сценария. Здесь важно определить визуальный стиль комикса, показать как персонажи будут коммуницировать друг с другом и учесть, что там также будут эффекты и баблы (облачка с текстом. — Прим. SRSLY).

2. Лайн комикса. После утверждения раскадровки с клиентом, мы переходим к этапу лайна — делаем чистовой рисунок линий наших персонажей и элементов окружения.

3. Базовый покрас. На этом этапе мы определяем цветовую гамму, которая встроится в основное изображение.

4. Этап доработки. После того, как основные элементы созданы на 90%, можно приступать к теням, бликам, эффектам текстур. Здесь же добавляется фон под персонажей.

5. Верстка. Это конечный этап, и на нем мы добавляем баблы и полностью рендерим либо в цифровой формат, либо под печать. Мы всегда готовим изображения достаточно большими, чтобы была возможность их масштабировать.

Самый любимый этап — перенос сценария в раскадровку, так как нужно работать головой. Самые, пожалуй, нелюбимые — лайн и базовый покрас. Это довольно монотонная работа, но важная. Этот этап я, как правило, делегирую. Недавно мы пришли к тому, что 90% работы над комиксом делают сотрудники.


Какой самый частый запрос у клиентов? Самая дичь, которую хотели в комиксах? Бывало ли, что все слетало в последний момент?

Запрос у клиентов — сделать подешевле и побыстрее. И, конечно, многое идет не так на разных этапах — например, клиент настаивает на суперсложной проработанной стилистике, как у «Марвел», но при этом хочет реализацию вчера. В эти моменты мы садимся с клиентом, чтобы обсудить сроки и суммы. 

Все можно реализовать, но надо в голове держать, что для нас приоритетно.

Ответственность за команду и продукт как-то влияет на твое ментальное здоровье? Как ты заботишься о себе?

Сильно влияет. Я только два года управляю процессами как руководитель, и это невероятно тяжело. Я взяла за правило не работать на выходных. Стараюсь переключаться с рисования на игры или на отдых без айпада. Хожу на массаж. И в горы. 

Как ты относишься к AI? Сейчас идет много споров, можно ли называть тех, кто искусственно генерирует арты, художниками.

Помню времена, когда говорили, что создавать комиксы в digital — это конец для деятельности художников. AI — это такой же инструмент, как и пакеты программ, в которых мы работали последние 20 лет. Прогресс неизбежен, хотим мы этого или нет. Нужно просто садиться в новую вагонетку и ехать на ней.

В каких областях своей работы ты могла бы использовать ИИ

Например, как референс. Этап согласования стилистики с клиентом важен, он должен знать, как будет выглядеть конечный продукт. Можно полностью всю работу подчинить ИИ, но все равно иллюстрации нужно дорабатывать, так как ИИ хоть и приближает их к совершенству, но не до конца.

В любой сфере надо постоянно поддерживать и растить свои компетенции. Как часто ты сверяешь свои реальные умения с рынком? Как апгрейдишь себя и своих коллег? Что читаешь, смотришь, слушаешь?

Каждый день появляется что-то новое в мире высоких технологий, поэтому, да, чтобы оставаться востребованным, нужно сверять свои ключевые навыки и расти. Сейчас я прохожу курс по Blender (программа для создания трехмерной компьютерной графики. — Прим. SRSLY) и нейросетям. ИИ не может полностью сделать комикс за человека, но я почти уверена, что этот день настанет. К этому моменту нужно освоить работу с ИИ настолько, чтобы оставаться востребованным специалистом. Художники в какой-то момент станут в большей степени операторами запросов, и это хорошо — мы сможем догнать время, делать работу еще быстрее, чем раньше. 

В твоем паблике «Женька Печенька» во ВКонтакте посты выходят почти каждый день. Как на такое количество хватает сил? Ты делаешь впрок и кидаешь в отложку, или есть что-то внезапное-ситуативное?

По-разному. В основном стараюсь делать на неделю вперед, но иногда в мой план вмешиваются трендовые вещи, которые нужно реализовать здесь и сейчас. Например, тренд «лизни лимон». 

Источник: ВК-паблик «Женька Печенька», @pechenya_comics

Ты делаешь какие-то большие собственные ориджиналы для души?

Ориджиналы — конечно, да. Я делаю комикс про рок-группу The Black Square. На данный момент вышло семь глав из первого тома.

Какие комиксы ты возишь на гик-фестивали? Оригинальные или коммерческие тоже? Какие это вообще фестивали? 

Печенька и TBS — мои постоянные спутники на всех конвентах. Ездить с коммерческими проектами я могу только в составе компании, которая этот комикс заказала. Например, после создания проекта для Иркутской библиотеки имени И.П. Уткина мы ездили с презентацией по разным организациям, представляя наш комикс. Среди организаций были техникумы, детские и подростковые лагеря, школы. 


Твоя героиня Чернушка вдохновлена «Унесенными призраками» Хаяо Миядзаки? Какие вообще у тебя любимые мультики и мультипликаторы?

Чернушка изначально имел более несформированную форму, для упрощения стилистики я сделала его больше похожим на оригинальных Чернушек. (Улыбается.)

Я, конечно, очень уважаю господина Миядзаки. Без него не сформировалась бы моя крепкая любовь к японской анимации. Также мне очень близки такие деятели анимации, как Альберто Мьельго (The Witness, эпизод Jibaro в анимационном сериале Love, Death & Robots), Рон Клементс и его «Великий мышиный сыщик», «Аладдин», «Планета сокровищ» и, конечно же, Дон Блут («Анастасия», «Секрет Н.И.М.Х.», «Все псы попадают в рай»). 


Какие жанры/тайтлы/героев комиксов выделяешь?

Я очень люблю ежедневные комиксы от Сары Андерсен «Время мазни» (Sarah's Scribbles) или Doodle Time, комиксы малазийской художницы Фишболл «Мой огромный парень-нерд» (My Giant Nerd Boyfriend) — читаю его на платформе Webtoon и в русском переводе, Strange Planet от Нейтана В. Пайла — они доступны в русском переводе от издательства Like Book. А также обожаю всем сердцем Belzebubs от финского художника Юсси JP Ахонена

Источник: ВК-паблик «Belzebubs | Комиксы», @belzebubs.comics

У тебя были коллабы с кучей крутых иллюстраторов (Саша Лимонъ, Gudim, Слава Zinoink, Мурчальня, Букашки), с кем бы еще хотела сделать совместки?

У нас сложилось теплое комьюнити среди художников комиксов — около 70 человек со всей России, в пабликах от 10 000 до 200 000 человек, со средним ER в пределах 10-20%. Хочется делать совместки с Пройдемтес, VKAS, BirdBorn, Ариной Фостерс, Cards and Care… Много с кем хочется, на самом деле, и думаю новые коллабы не за горами! 


Ты занимаешься пабликом со своим мужем — за что он у тебя отвечает?

Толя отвечает за всестороннее продвижение — таргетированную рекламу, переговоры с рекламодателями, разработку стратегии. Без него мы бы не доросли до 16 тысяч человек!

Видела, что ты ведешь игровые хоррор-стримы, какие у тебя любимые игры? Ты любишь только сама играть или смотришь и прохождение тоже?

Так как моя работа в основном связана с работой руками, голова бывает не занята ничем. Поэтому я до недавнего времени только смотрела прохождения от Куплинова или Артура Блэка. Но вот уже месяца три-четыре я активно играю в Assassin's Creed (прошла вторую часть и все дополнения к ней, а сейчас прохожу третью), а для подписчиков мы прошли хоррор Little Nightmares. Буквально пару дней назад пришла посылка от нашей прекрасной подписчицы с коллекционкой Little Nightmares 2. Так что не за горами прохождение второй части!


Помимо того, что игры — это классный досуг с моментальным выбросом дофамина, игры интересно изучать: как они работают, какие механики используются в игре, как их создают. У меня был опыт, когда я делала элементы интерфейса для игры Orange Cast — ее можно найти в Steam. Также я и моя команда создавали иллюстрации локаций для геймификации на сайте FirstVDS (популярный хостинг-провайдер. — Прим. SRSLY) — тоже был интересный опыт. Кто знает, может, удастся еще поработать в игровой индустрии?

Почему ты остаешься в Иркутске, не было мысли переехать в столицы? Как строится работа с учетом разных часовых поясов?

Мысль была, и я даже пыталась. Москва и Питер будоражат своими масштабами — как пространством, так и количеством возможностей. Но в век интернета ты можешь жить там, где хочешь, и работать, в том числе с крупными московскими и питерскими компаниями. Плюс — световой день у нас начинается раньше, а значит, мы можем чуть раньше 18:00 по МСК сдавать проекты. 

Жизнь в Иркутске доступна, у нас солнечный регион и Байкал рядом. Зима довольно холодная, но у нас есть унты! 


Сколько раз ты была на Байкале? Можно сказать, что это твое место силы?

Батюшка Байкал — суровый старик, но к нему у иркутян особое отношение. Каждый раз, оказавшись в лодке на воде, я ощущаю, какое богатство скрыто под волнами — тонны чистейшей пресной воды, уникальные животные, живущие под и над водой, воздух, пахнущий шишками… Байкал — наше сокровище, и я рада иметь возможность ездить к нему хотя бы раз в сезон. Байкал бывает суров лишь к тем, кто не уважает его силу. Если быть почтительным, то он раскроет все сокровища своих просторов.

Какие штуки ты делаешь чисто для души? Как разгружаешься?

Как оказалось, игры — это наилучший способ переключиться. Хожу в походы. Ну, и массаж, конечно — тем, у кого в основном сидячая работа, обязательно нужно посещать массажиста.



Фото: личный архив Жени Деминой
Образ жизни — 12:21, 23 ноября
Что бы посмотреть? «Контакты. Игра», «Читатели» и другие новые шоу
Новости — 16:05, 22 ноября
Стивен Кинг анонсировал новую книгу — в ней вернется Холли Гибни
Новости — 13:40, 22 ноября
Новый роман по «Ведьмаку» будет про юного Геральта
Кино — 13:10, 22 ноября
«Сердце должно гореть у всех». Олег Савостюк — о сериале «Дайте шоу», парадоксальности страхов и воспитании внутреннего критика
Новости — 11:31, 22 ноября
Электроника и этно-мотивы: дуэт LAVBLAST выпустил второй альбом More