«
Фуриоса» — вероятно, самая ожидаемая премьера
Каннского кинофестиваля в 2024 году: не только среди седовласых критиков, но и зрителей, которые ждут текстов, отзывов и прочих писем с Лазурного Берега. «Дорога ярости», вышедшая чуть меньше десяти лет назад, в 2015-м, моментально стала культовой и буквально напрашивалась на продолжение — спин-офф или любое другое расширение мира.
Джордж Миллер вернулся в пустынный край горького бензина и торжества уродства, чтоб рассказать о рождении героини — Фуриосы. Женщина, состоящая поровну из решимости и гнева, стала полноправной партнеркой титульного персонажа (
Том Харди), а кое-где даже вышла на первый план — не в последнюю очередь благодаря суровой харизме
Шарлиз Терон. Миллер сделал ставку на феминистское переосмысление франшизы в эпоху #MeToo и, несомненно, выиграл, что культовый статус фильма лишь подтверждает. Теперь пришла пора узнать,
как закалялась стальная ярость.
Любой постапокалиптический мир — бескрайняя пастораль утраченного рая, который раем и не казался до гуманитарного краха цивилизации. Жанровые картины о зомби-армагеддоне обычно упоминают Христа, только если за штурвалом Снайдер:
Джордж Миллер, уравняв выживших с мертвецами в правах, тоже совершенно не скупится на библейские аллюзии с самого пролога. Юная Фуриоса (
Алила Браун) срывает яблоко в чудесном саду и видит, как очередные сектанты-мародеры подбираются поближе к оазису священной жизни, где царит плодородие и матриархат. Стремясь прикрыть пути к отступлению, бойкая девчонка с огненными волосами попадает в плен. Самой спастись не получается, остается ждать спасения извне — на зов тревожного свистка приходит мама, но казни не избежать. Самопровозглашенный правитель очередной кучки уцелевших Дементус (
Крис Хемсворт) учиняет показательную расправу — девочке в наследство после смерти матери достается жгучая боль в груди.
Про «
Фуриосу» легко писать и рассказывать поклонникам «Безумного Макса», которые бережно лелеют в сердце идею самого возвращения на песчаные трассы, проложенные ненавистью и агрессией. Можно сэкономить время читающим этот текст — вы получите ровно то, что ждете и что рисует воображение, подпитанное ностальгией.
Акценты останутся прежними, но сменится направление движения пульсирующей энергии. Если «Дорога ярости» бесконечно мчалась вперед, не сбавляя оборотов, то
внутренний ритм «Фуриосы» скорее похоже на броуновское движение на спидах, но с вертикальной ориентацией. Небо бороздят огромные ржавые краны — тяжелые крюки опускаются и поднимаются вверх и вниз, и то и дело кружат в вихре по кругу: тонкая и грациозная девчонка, выдающая себя за чумазого мальчишку, скачет по металлу босыми ногами и руководит траекторией ударов железа. Дух захватывает, глаза наполняются песком, а на объектив камеры хочется повесить дворники, которые будут смахивать ошметки чужой плоти и шестеренки механизмов. О той самой жизни до конца с тоской вспоминают лишь женщины, да и те горько ностальгируют молча. Мужчины озорно и с ребяческим куражом купаются в грязи, меняют средства передвижения и подпитываются безграничной властью среди полного ничего и нигде.
Тестостероновый запал высшей пробы в камуфляже из песка и пота демонстрирует
Крис Хэмсворт — актер, возможно, получил лучшую роль в карьере: зло в его исполнении энергично, банально, пустословно и сексуально. Партия же Фуриосы поделена на двоих: значительная часть хронометража отдана ясноокой Алиле Браун (юная актриса уже снималась у Миллера в «
Трех тысячах лет желаний», 2022) с пластикой дикого необузданного зверька. Чистая животная органика бьется в лапах похитителей и рвется к жизни, кромсает плоть и шнуры руками и зубами, боится предать родной рай и потерять маму.
Взросление пройдет с отпечатком тяги уже к смерти — возмездию и желанию умыться в крови убийцы матери. Рая больше нет!
Теперь, когда преданных фанатов можно отпустить в фойе томительного ожидания премьеры, продолжим разговор с незначительными спойлерами и куда меньшей концентрацией восторгов.
Джордж Миллер выдал второй раз выхолощенный временем концепт —
функциональную историю, где драматургия захлебывается в адреналине экшена, у которого то и дело сбивается дыхание. Немногословие Фуриосы, новость о котором завирусилась в медиа, больше похоже на сдавленную апатию. Молодая женщина должна была превратиться в килограммов 45 чистого гнева, который испепеляет все вокруг, но ощущение, что Миллер так и не доходит до очищающей яростью кульминации. А смиренно движется непоследовательными точками на маршруте — набитыми на руке Фуриосы звездами, указывающими дорогу к дому.
Съедающая изнутри ненависть приводит женщину к невозможности вернуть и вернуться, но
насилие и агрессия не разъедают душу. Напрашивается рискованное, но оправданное сравнение со второй частью игры
The Last of Us, которая вдумчиво демонстрирует разрушение идентичности и гуманистического начала чередой совершенных убийств.
Уничтожающий финал известен: полная капитуляция и трагическое отсутствие успокоения от долгожданного возмездия.
Фото: кадр из фильма «Фуриоса: Хроники безумного Макса»