Интервью, Кино — 28 мая 2024, 15:29

Точно-точно продюсеры! Интервью с Данилой Волковым и Германом Артемовым из Concept Films

Антон Фомочкин поговорил с главными в видеопродакшене Concept Films Данилой Волковым и Германом Артемовым о том, как от совместного бара перейти к совместному продакшну, как роднит землячество и о вызовах, с которыми сталкиваются продюсеры (да, точно): от выпивающих на съемках собственного клипа артистов и взлома грузовика до родов косатки в прямом эфире.
Давайте начнем с истоков. Откуда вы оба — где учились и чем занимались до того, как организовали продакшн?

Данила Волков: Мы оба из прекрасного, славного города Воронеж. С 8−9-го класса я начал заниматься фотографией и видеосъемкой, тогда же понял, что мне все это очень нравится. Думал пойти либо в режиссуру, либо в операторское дело. В итоге поехал в Питер, отдал документы в СПбГИК и СПбГИКиТ и даже поступил на бюджет на кинооператорский, но мне что-то очень в Питере не понравилось, и я вернулся обратно в Воронеж. Там провел полгодика, проучившись на экономфаке, чтобы не терять время.

А в 19 лет так получилось, что я приехал в Москву и друзья познакомили меня с ребятами из Black Star. Буквально через неделю мне позвонили, говорят: «У нас есть для тебя работа» — а они к тому моменту уже видели, как я снимаю. Так я начал кататься по России, снимая концерты, музыкальные клипы, документальные ролики. После работы с лейблом поступил в Московскую школу кино. Отучился опять же на кинооператорском, но мне было интересно не только это, но и режиссировать, организовывать все процессы, контролировать съемки. Так я начал потихоньку собирать вокруг себя людей. Теперь передаю слово Герману!

Герман Артемов
Данила Волков


Герман Артемов: Родился я в Воронеже. Отучился там на журфаке. С юных лет работал в ресторанном бизнесе: сначала барменом, потом дорос до управляющего баром. Занимался организацией вечеринок и концертов. Работал с Мотом, Гариком Сукачевым, хором Турецкого, возил их в Воронеж, устраивал концерты — не только там, но и по всему Черноземью. Потом решил, что стоит переезжать в Москву. Там мы и познакомились с Данилой. Я пару раз помог на съемках, а потом мы открыли свой бар Roots, недалеко от нашего нынешнего офиса на Тверском бульваре. Два года он просуществовал. А после Данила организовал продакшн и взял меня к себе.

С чего начался ваш мэтч?

Данила: На самом деле, очень просто — землячество. У нас с Германом есть один общий друг, с которым мы оба давно знакомы. В Воронеже в принципе не так много деятельных людей, которые любят рисковать. Условно, 100 или 50 человек. А Герман к тому моменту уже занимался большими мероприятиями в довольно юном возрасте. Мне сразу было понятно, что он — человек дела! Мы поговорили, он замотивировался и переехал в Москву.

У нас действительно был бар. Мы построили его с нуля, чем очень гордимся — собрали всю команду, наняли лучших барменов и шеф-поваров. В общем, занимались абсолютно другим делом. Тогда, наверное, и поняли, что можем сотрудничать как партнеры. Продакшн появился в 2018 году и сначала располагался на кухне у меня дома. Первый офис мы сняли за три месяца до пандемии. Сначала у нас было пять человек в команде, потом, на пике — 50. Сейчас — золотой состав, порядка десяти.

У вас был момент, после знакомства — «Ой, да мы же в одну школу ходили», «Ой, в одних местах зависали»?

Данила: Конечно, ходили плюс-минус в одни и те же заведения, да и круг знакомств у нас общий. Потому ностальгия и общая среда, где мы выросли, дают какое-то понимание, философию жизни, которую мы оба разделяем. Землячество — оно все равно как было, так и будет — люди всегда подтягивали своих. Это нормальная, мне кажется, история. Да и Воронеж… Хоть и миллионник, но после Москвы ты туда приезжаешь как в санаторий, чтобы расслабиться, разгрузиться, потому что ритм другой. Это такой теплый город, и люди соответствуют.



Назовите классные места в Воронеже, которые вам самим нравятся.

Герман: Определенно бар Just. И еще... Как эта рюмочная называется?

Данила: Рюмочная «Культурно Коротко».

Герман: Кафе «Кружок».

Данила: И классное место, где русская еда. Как называется?

Герман: «Гармошка».

Данила: Да. Очень вкусная, очень классная русская кухня. Такая... Не старая, а как это…

Герман: Я могу назвать это воронежским «Кафе Пушкинъ».

Данила: Да-да-да. Очень похоже! Собственно, что еще в Воронеже можно посетить? Что там еще такого есть?

Герман: Куча классных парков.

Данила: Да! Воронеж — очень зеленый. Мы туда за это время свозили большое количество друзей из Москвы, и никого этот город не оставил прежним. В хорошем смысле. (Смеется.)

Когда вы занимались баром, кто за что отвечал?

Герман: Данила больше отвечал за творческую сторону проекта. Я занимался организацией, информационной деятельностью и связью внутри команды.

Данила: Это единственный опыт, который у меня к тому моменту был — я всегда понимал, что такое классный дизайн, как сделать крутое промо или найти классного диджея. В общем, я занимался маркетинговой и визуальной составляющей, коммуникацией между разными цехами, департаментами, с нашим партнером-инвестором. Привлечение людей, короче.



Сегодня как вы оцениваете этот опыт, что он вам дал?

Данила: Во-первых, мы можем сделать бар.

Герман: Если надо сделать бар — обращайтесь.

Данила: Или ресторан! Сложность еще была в том, что мы замахнулись на сердце Москвы — Тверская, 17. Нужно было держать марку.

Герман: И делали мы это на ура. Про нас писали и «Афиша», и всякие модненькие на тот момент издания.

Данила: И самое главное — в индустрии тоже все знали про этот бар. В барменской культуре, например. То есть ребята, условно говоря, из Новосиба, Казани, Питера знали про бар Roots в Москве, потому мы делали акцент именно на качественный, хороший алкоголь и авторские вещи.

Герман: Да, у нас была лаборатория в подвале, где мы готовили собственные спириты и на их основе — коктейли.

Данила: На базе бара мы поняли, что можем делать что-то еще. Хотя у нас, конечно же, остается мысль сделать когда-нибудь еще небольшое заведение, для узкого круга лиц — что-нибудь камерное, прикольное, авторское. Это может быть как бар, так и ресторанчик. Так что когда-нибудь попозже — приглашаем.

Что же тогда не выгорело с этой затеей?

Герман: Знаешь, на самом деле, все получилось, кроме коммуникации с нашим третьим партнером.

Данила: Мы по-разному смотрели на предприятие. Он, грубо говоря, хотел поставить караоке и кальян, а мы хотели держать высокий уровень кухни и бара. Соответственно, люди, которых мы собрали, тоже все хотели расти и делать что-то классное. А инвестор — вернуть деньги как можно быстрее…

Герман: И поить гостей виски с колой.

Данила: Надо было чуть-чуть ему подождать, и все бы случилось. А он хотел быстрее — что тоже хорошо — но нужно смотреть на перспективу, на путь, как нам кажется.

Окей, раз вы в теме. Во-первых — топ коктейлей, которые были придуманы в лаборатории. Во-вторых — топ ваших любимых коктейлей в принципе.

Данила: Насчет придуманного в наших лабораториях с ходу не могу вспомнить. Но хочу упомянуть Виталия Екименко. Он победитель различных Diageo (крупнейший мировой производитель алкогольных напитков премиум-класса, который проводит ежегодный конкурс батендеров. — Прим. SRSLY), всяких мировых и русских премий. У него сейчас в Москве свой бар Dry & Wet — довольно популярный, уже, наверное, лет пять качает. Вот Виталик был нашим бартендером, мы вместе с ним составляли всю карту. Я не помню, что он там делал уже, но то были вот эти авторские спириты. Условно говоря: какая-то водка на ежевике, что-то из лаванды — интересные такие сочетания. По поводу того, что мы любим из коктейлей — у меня-то по классике все: «Негрони» и пускай будет «Белый русский».

Герман: Мой любимый коктейль — «Крестный отец» с бурбоном. Это топ.

Герман на съемках рекламы


Давайте поговорим про Concept Films. Как бы сформулировали философию своего продакшна?

Данила: Во-первых, наверное, мы любим вызовы. Потому что на них растем, приобретаем крутой опыт. И в целом вся наша нынешняя команда этот интерес разделяет. У нас очень много опыта в экспедициях по России и за ее пределами. Мы любим открывать для себя мир, новые города, людей. Чем сложнее — тем интереснее. Что нам, к примеру, интересно в документальных проектах — они очень живые и искренние. В отличие от той же рекламы — не говорю, что реклама это плохо, просто ее производство это механический процесс: ряд согласований, ограниченная задача. А документалистика так интересна людям, потому что они устали от надуманного, пластмассового. People to people — от людей до людей. И во время съемок они тебя заряжают! Люди за камерой и перед ней — настоящие. В этом есть правда, как там у Данилы Багрова в «Брате»? «В чем сила»? Это именно такой русский контекст.

У людей есть запрос на правду, и сейчас его больше. Сила — в правде. Правда — в документалистике.


Герман: Да, еще дополню — очень приятно, что через наши проекты люди могут просвещаться, узнавать новое. Это, мне кажется, тоже суперважно.

Какими принципами вы руководствуетесь, когда берете нового человека в команду? Что в таком человеке должно быть, чтобы вы сконнектились?

Данила: Я так скажу: у нас продакшн дружеский. Что я имею в виду? Это интересная работа — 100%, она необычная, нестандартная. Ты сегодня можешь быть в Москве, послезавтра во Владивостоке, а еще через пять дней снимать что-либо в павильоне, где тебя окружает 200 человек. То есть это всегда классный опыт, но при этом связанный с перелетами, переездами, ночевками в каком-то отеле или какой-нибудь рыбацкой деревне.

Я к чему все это? Ты проводишь время с людьми, с которыми работаешь. Так, органично получается, что в нашей команде — люди, с которыми мы дружим. Мы не просто закрываем проекты, мы проводим время вместе. Недавно у нас был, например, ретрит-корпорат, чтобы зарядиться на год. Поехали в Суздаль, сняли там дом, взяли баньку. Нам интересно друг с другом общаться, отдыхать. Ведь для стрессоустойчивости в непростых условиях нужно понимание, а там где понимание — товарищество, потом и дружба. Ведь мы реально любим, что делаем. А в отношении съемок нужно быть в каком-то смысле фанатиком этого процесса. 

Выспимся в следующей жизни — наш девиз такой.


Герман: Да. Читатели должны знать, что последний вопрос на собеседовании, который мы обычно задаем — это «Твой знак зодиака?»

Данила: Это уже такой шуточный вопрос в конце. С очень серьезным лицом нужно спросить! Люди обычно напрягаются, а потом расслабляются.

Какой был самый сложный съемочный опыт? Не только в плане масштаба, но и того, что все пошло не так.

Данила: Наверное, начнем с хорошего. Первый большой проект, который мы делали — документалка об Узбекистане.

Герман: Мы буквально сняли визитную карточку для страны.

Данила на съемках документального фильма «Двери в Узбекистан»


Данила: Да, полнометражный документальный фильм, который идет больше часа. Это все было очень резво. Мы приехали туда снимать совсем другой проект, но так получилось, что познакомились с людьми, которые являлись первыми лицами страны. И у них появился интерес, когда мы предложили им снять красивый фильм-визитку, где были бы показаны ценности людей, масштаб культуры и истории Узбекистана. Потому что это — Великий шелковый путь, Тамерлан, древний народ, короче, есть что рассказать точно!

В Узбекистане мы провели в общей сложности порядка двух с половиной месяцев. Сначала объездили всю страну небольшой группой — Самарканд, Хива, Нукус. В общем, прошлись по всем главным достопримечательностям. Искали людей, которые занимаются ремеслом, передают свои знания из поколения в поколение.



Спасибо государству Узбекистан, что дали нам такую возможность, потому что ради наших съемок, например, в Самарканде закрывали Голубую мечеть (ту самую, мечеть Биби Ханым — Прим. SRSLY). Мы снимали три-четыре часа, и, чтобы ты понимал, на выходе стояла толпа из 300 человек, которые ждали, когда ее откроют. Так что у нас был ряд возможностей, чтобы снимать все, что захотим… В пределах дозволенного. Что бы еще рассказать?

Герман: Давай расскажем про проект в коллабе с ВК и Третьяковской галереей.

Данила: Да! Мы воссоздали восемь картин. Готовились, наверное, несколько месяцев. Там есть такой момент: оказывается, внутри галереи у одного человека — хранителя картин — может быть под надзором до сотни полотен, за которые он отвечает. Наша задача состояла в том, чтобы визуализировать эти картины, оживить их. И самым сложным было — остаться достоверным в деталях. Скрупулезно согласовывали все — от цвета глаз героя до каждой пуговки. Любые детали. Зато прикоснулись к большому искусству. В этом есть классная ценность — привлечь молодое поколение, которое картина может заинтересовать в формате вертикального видео. Классный проект, нам он очень нравится.



Еще проект, который мы очень любим — в конце прошлого года началась работа над документальным сериалом о косатке из «Москвариума». Она была беременна, и поступило предложение снять об этом реалити-сериал. И про «Москвариум», и про людей, и про саму касатку. Собственно, апогеем всего этого было ожидание родов. Мы снимали в онлайн-режиме — серии выходили каждую неделю на сайте «Москвариума» с ноября по декабрь. Косатка должна была родить, по-моему, 27 декабря, и, хоть мы и планировали провести Новый год не на работе, но понимали, что для нас съемки важнее. И если бы она рожала 1 января, мы бы сидели там и ждали. Это первый раз в истории России, когда косатка родилась в неволе. В мире это тоже какой-то там 15-й или 20-й раз вообще за всю историю.

Герман: И, в конце концов, мы увидели, как рожает кит-убийца. Это, конечно, вау! Скорее всего, не так много людей на свете могут этим похвастаться (Смеется.).

Данила на съемках документального сериала «Ная» в «Москвариуме»


Данила: Да, мы увидели, как косатенок родился. Об этом везде говорили в СМИ. И мы хотим сделать из этого большой документальный фильм. В общем, это очень было мило и необычно увидеть того малыша (интервью писалось до того, как косатенок, к сожалению, скончался. — Прим. SRSLY).

И вишенка на торте — хоррор «Дети Леса». Первый художественный фильм, который мы сняли. По уровню сложности и детализации — самый сложный наш проект на данный момент. Для многих это был дебют, но все прыгали выше головы. У нас вообще была задача не брать людей, которых нужно заставлять что-либо делать. Мы собрали отличную команду, и она отдалась процессу на полную катушку. К съемкам готовились полгода, наверное. Может, больше. У нас было 15−16 съемочных дней. Это новый уровень для продакшена. Дальше тоже хотим идти в создание сериалов, кино.

Так что же самое дикое было у вас на сменах?

Герман: Была одна прекрасная смена. Не буду называть бренд, но это была реклама для большого банка.

Данила: Достаточно крупный проект. В нем участвовали два артиста, которых знает вся страна.

Герман: И когда эти артисты приехали на площадку, у нас ничего не было готово.

Данила: Не то чтобы ничего, но отсутствовала важная вещь — это свет, без которого снимать невозможно.

Герман: У машины со светом просто заклинило дверь, и она не открывалась.

Данила: В общем, у этого грузовика собралось человек тридцать. Люди начали использовать ломы. Ручную силу. Русский мат. Но заклинило электричество, и эта дверца не открывалась. А там большой павильон. Нужно было вешать свет, времени мало.

Герман: В итоге кузов взломали как консервную банку.

Данила: Смена и так должна была быть суточной, а оказалась 30-часовой. Соответственно, все это был кромешный ад снизу доверху. Но мы выстояли, сняли проект, все окей. И еще если из какого-то кринжа…

Данила на съемках короткометражного рекламного фильма в Красной Поляне


Герман: Был клип для очень популярной артистки. И она решила немножечко выпить во время съемочного процесса.

Данила: Ну, как немножечко…

Герман: Около 12 бутылок шампанского вместе со своими подругами. И в процессе поняла, что режиссировать клип будет тоже она. Мы в итоге просто сели и наблюдали за процессом.

Данила: Да, она начала управлять оператором. Вышла и каталась с ним на тележке. И параллельно продолжала себя потихонечку…

Герман: Уничтожать.

Данила: В общем, мы оказались у нее в рабстве, потому что никто ничего особо сказать не мог. Ее менеджеры просто пожимали плечами, а мы думали: «Когда это все закончится?» Это был шабаш! Кстати, по итогу все равно клип вышел, все получилось. Через боль и слезы. В моменте это было очень несмешно, но сейчас кажется забавным, мы всегда об этом вспоминаем.

Раз прозвучало слово «шабаш», интересно узнать — а в хоррорах сечете?

Герман: Мне нравился этот жанр, но в хорроре сложно придумать что-то совсем новое. Но привнести что-то свое — это круто. Как раз этим новым и могут стать близкие каждому сказки и страшилки, которые мы слышали с самого детства. А вообще, «Изгоняющий дьявола» 1973 года — топ!

Данила: Я, на самом деле, не сильно в хоррорах секу, но очень люблю визуальное кино. И хоррор как раз таки дает возможность сделать что-то интересное, яркое, динамичное. Я смотрел, конечно, какие-то фильмы, но у меня любви особо к этому жанру не было. А теперь за счет того, что мы сделали («Дети Леса») — появилась! Тем более мы получили такой опыт — значит, надо его проецировать дальше.

Герман на съемках рекламы в Кабардино-Балкарской республике
Съемки полнометражного хоррора «Дети Леса: Мельник»


Если с Питером вы характерами не сошлись, то Москва, получается, это ваш город?

Данила: Для меня — да. Это такая паутина различных событий, и, естественно, где, если не в Москве, она соткана лучше всего в России? В Москве движок, всегда что-то происходит 24/7. В плане продакшна, в плане съемок можно в любой момент найти все. Хоть слона! Мы называем столицу — Мос-Анджелес. Вот у нас офис на Тверской, и мы сверху на ближайшие улицы смотрим. Через день летом и осенью прошлого года видели съемки. Раньше как будто бы такого не было. Круто, что киноиндустрия в России развивается, растет — мы это видим и чувствуем.

Самый главный, важный и заключительный вопрос. (Пауза.) Кто вы по знаку зодиака?

(Смеются.)

Данила: Я Козерог.

Герман: А я Стрелец.

Данила: Но обычно он говорит, что не Стрелец, а Змееносец.


Фото: Артем Дербенев, @artemderbenev
Новости — 16:50, 19 сентября
Кинофестиваль «Маяк» объявил конкурсную программу
Новости — 14:45, 19 сентября
«Стальное сердце», «Майор Гром» и TIOT. Рассказываем, как прошел второй «Фандом Фест»
Новости — 12:25, 19 сентября
Цирк, балет и музыка: «Яндекс» и Imperial Orchestra покажут мистическое шоу по мотивам «Щелкунчика»
Новости — 19:13, 18 сентября
«Эмили в Париже» продлили на 5-й сезон
Кино — 19:04, 18 сентября
Как вынести креатив из мастерских в пространство города? Рассказывает руководитель Агентства креативных индустрий Гюльнара Агамова