Колонка, Музыка — 25 июля 2020, 09:41

Музыкальные фильмы на Beat Film Festival. Выбор Бориса Барабанова

Несмотря на сложности, вызванные пандемией коронавируса, ежегодный международный фестиваль документального кино о новой культуре Beat Film Festival в 2020 году все же состоится, причем сеансы пройдут не только онлайн, но и в кинотеатрах. Программа фестиваля рассчитана на две недели — с 1 по 14 августа. Борис Барабанов изучил расписание Beat Film Festival и обнаружил минимум три музыкальных фильма, которые необходимо посмотреть читателям SRSLY.

«Майкл Хатченс: Mystify!»

4, 7 августа — «Каро 11 Октябрь» 

Недооцененными часто называют группы малоизвестные, не получившие заслуженного паблисити. INXS — австралийская группа, чьи песни и клипы в 1980-е и 1990-е были такими же популярными, как хиты Мадонны и U2. Однако после трагической смерти фронтмена INXS Майкла Хатченса в 1997 году популярность группы пошла на убыль. При всем весе INXS вокруг этой группы так и не сформировался культ. Нет сомнений в том, что у INXS был свой саунд, он базировался на остро заточенных гитарных риффах, завораживающем вокале Хатченса и редких, но точных вторжениях саксофона. Но у INXS не было последователей. Не существует и «мифа INXS», подобного мифу Иэна Кертиса или Курта Кобейна. Несмотря на то, что группа гастролировала и выпустила два альбома с приглашенными вокалистами, в 2012 году ее история завершилась. 

В 2014 году вышел игровой сериал Never Tear Us Apart: Untold Story Of INXS, но за пределами Австралии о нем, по большому счету, никто не слышал. Фильм Ричарда Ловенстайна Mystify: Michael Hutchence стал первой лентой о певце, доступной широкой аудитории за пределами Зеленого континента.   

Beat Film Festival

В первые пятнадцать минут фильма нам сообщают о том, каким он парнем был — солнечным, веселым, с вечной улыбкой, таким, какой обязан нравиться миллионам. Прирожденный стадионный фронтмен. Рассказав скороговоркой о восхождении INXS к славе, режиссер Ричард Ловенстайн резко сбавляет темп и очень подробно рассказывает о семье Хатченса и о его романах. Это очень личное повествование, и, к счастью, многие хорошо знакомые публике люди разрешили использовать видео из своих архивов. Например, там есть нежнейшие и достаточно интимные кадры Кайли Миноуг. В Never Tear Us Apart: Untold Story Of INXS их роман описан  поверхностно и конъюнктурно. В Mystify милые детали вроде записочек, которые они оставляли друг другу в отелях по всему миру, дают зрителю больше, чем откровенные сцены из сериала. Об отношениях с Хеленой Кристенсен и Полой Йейтс также рассказано подробно, с домашней хроникой.

Хелена Кристенсен была свидетелем драки Майкла Хатченса с таксистом в Копенгагене, которая стала причиной последующих проблем со здоровьем. А Пола Йейтс попросту околдовала его, бывает и такое.   

Хатченс любил «Парфюмера» Патрика Зюскинда. В фильме есть фрагмент, где он читает целый кусок книги. Если бы его дочь, его единственная наследница, выпустила это чтение отдельным релизом, это был бы грандиозный подарок поклонникам. История Жана-Батиста Гренуя, обладавшего магической властью над толпой, перекликается с талантом Хатченса — повелителя стадионов.

В 1990 году, гуляя вместе с Хеленой Кристенсен по Копенгагену, Хатченс сцепился с таксистом, и тот нанес ему удары по голове, и в результате травмы певец потерял обоняние и способность различать вкус. С этим он прожил до конца дней, страдая от болей, разбираясь со своими женщинами, переживая приступы агрессии и мучаясь от спада популярности INXS. Вся вторая половина фильма — история медленного схождения героя в ад. Озвучена она, среди прочего, музыкой, которую он писал отдельно от группы, часто — совсем незнакомой публике. 


Swans: Where Does A Body End?

1 августа — «Каро 11 Октябрь», 12 августа — «Москино Музеон»  

Есть подозрение, что фильм Марко Порсиа Swans: Where Does A Body End? вызовет у фестивальной публики гораздо больший интерес, чем фильм о Майкле Хатченсе. Группу Swans, в отличие от INXS, никогда не крутили по радио и ТВ, но в Москве у нее имеется сплоченная и вовлеченная группировка поклонников, благодаря которой концерты Swans всегда проходили при полных залах. Правда, залы эти не то чтобы гигантские. Swans, собственно, никогда, даже в годы их весьма условного коммерческого успеха, не были стадионной группой. Лондонский концерт, который является кульминацией фильма, прошел в зале на 3000 зрителей.

Where Does a Body End? (Trailer @ Beat Film Festival 2020)

Концерты Swans представлены в ленте как ритуальные действа, лишенные при этом связи с какой бы то ни было религией или культом. Лидеру Swans Майклу Джире подходит определение «шаман», но каких именно духов он вызывает? Вероятнее всего, ответ стоит искать в традиции «южной готики», близкой Дэвиду Линчу, для которого мистика американской провинции и темная сторона Голливуда — материи одного порядка. Да и сам Майкл Джира в неизменной стетсоновской шляпе выглядит, как старец-фермер, у которого на заднем дворе закопана парочка трупов. Недаром источниками вдохновения Swans он называет не рокеров, а телевизионных проповедников и блюзмена Хаулина Вульфа. Майкл Джира играет с опасными силами, но поле этой игры ограничено рамками его музыки. Как говорит в фильме один из его коллег по группе, Джира «не бесстрашный человек, но бесстрашный художник». 

Beat Film Festival

Биография Майкла Джиры полна историй, который заслужили поэтического воплощения. Мать — алкологичка. Сбежал из дома. Проехал автостопом из Германии в Израиль. Учился в школе изобразительных искусств в Калифорнии, прошел все круги нью-йоркского ада начала 1980-х. Есть о чем петь. Но Swans — это страшная медленная музыка, увязанная не столько с текстом, сколько с физиологией. Об этом сказано на афише фильма, хотя окончательного ответа на вопрос «Где заканчивается тело?» в нем нет. По меткому определению одного из посетителей первого российского концерта Swans, зрителей на нем словно три часа живьем закапывали в землю. При этом в репертуаре группы нет какой-то одной принципиально важной песни, ради которой стоит выстоять трехчасовый концерт или высидеть двухчасовой фильм. Разговор о Swans это, по сути, разговор об узлах ритма и шума, связывающих воедино всю легенду группы. Этого достаточно, чтобы сняться в фильме о Swans согласились Бликса Баргельд (Einstürzende Neubauten), Джим Склавунос (The Bad Seeds, Grinderman), Аманда Палмер, Дженни Бет (Savages), Карен О и участники Sonic Youth Ли Раналдо и Терстон  Мур.

Параллели между историями Swans и Sonic Youth — самое остроумное решение создателей Where Does A Body End? Движение от нью-йоркского андеграунда к мейнстриму и MTV, любовная история внутри истории группы (в Sonic Youth — Терстон Мур и Ким Гордон, в Swans — Майкл Джира и Джарбо), вхождение в лигу классиков и распад — все похоже и все по-своему.


«Сон Макса Рихтера»

6, 8, 11 августа — «Каро 11 Октябрь» 

Фильм Max Richter. Sleep снят в 2018 году в Лос-Анджелесе во время живого исполнения самого амбициозного произведения композитора Макса Рихтера. Sleep — это восемь с половиной часов «камерного эмбиента», сыгранного на струнных и клавишных при участии вокалистки-сопрано и выпущенного в виде альбома в 2015 году. Идея Макса Рихтера состояла в том, что слушать Sleep нужно в буквальном смысле во сне. Поэтому все исполнения опуса для публики предполагали установку на площадке раскладушек и прочий снотворный антураж. Лос-анджелесские концерты стали первым опытом исполнения Sleep под открытым небом. 560 раскладных кроватей были установлены в Гранд-парке напротив Los Angeles Music Center. Там же была размещена сцена для композитора и его коллег-инструменталистов.

Max Richter's SLEEP - Film (Official Trailer)

В фильме «Сон Макса Рихтера» режиссер Натали Джонс рассказывает историю создания проекта и рисует портрет композитора. Но гораздо интереснее, конечно, рассуждения героя о самой сути музыки и наблюдения за зрителями, которые приходят на импровизированный open-air с подушками, пледами и термосами. Безусловно, здесь есть простор для трактовок и пространных монологов. Что есть искусство, как не сон? И где граница между реальностью и произведением? Надевая наушники, мы надеемся таким образом обособиться от окружающего мира. Постель — это тоже пространство приватности. А что если мы все будем спать вместе, слушая одно и то же?

Beat Film Festival

Между делом фильм нивелирует все стереотипы, касающиеся так называемой «серьезной» музыки. Не стоит стыдиться того, что посреди классического концерта вас клонит в сон. Оказывается, бывают такие концерты, когда сон, наоборот, самый правильный способ коммуникации с произведением. Собственно, и сам фильм снят в расслабленной, успокаивающей манере. Не переживайте, на рассвете вас разбудят.

Новости — 16:50, 19 сентября
Кинофестиваль «Маяк» объявил конкурсную программу
Новости — 14:45, 19 сентября
«Стальное сердце», «Майор Гром» и TIOT. Рассказываем, как прошел второй «Фандом Фест»
Новости — 12:25, 19 сентября
Цирк, балет и музыка: «Яндекс» и Imperial Orchestra покажут мистическое шоу по мотивам «Щелкунчика»
Новости — 19:13, 18 сентября
«Эмили в Париже» продлили на 5-й сезон
Кино — 19:04, 18 сентября
Как вынести креатив из мастерских в пространство города? Рассказывает руководитель Агентства креативных индустрий Гюльнара Агамова