«Никола-Ленивец» — зачарованное место, где на исходе Масленичной недели древнеславянский фольклор изменяется до неузнаваемости и обретает новую жизнь в современных перформансах. Вот уже почти 20 лет парк называют «родиной большого огня». Ежегодно здесь проводятся масштабные гуляния с блинами, развлечениями и мастер-классами, а кульминацией мини-фестиваля становится сожжение огромного арт-объекта и коллективное очищение через искусство.
16 марта гости станут свидетелями очередного эффектного зрелища: в конце дня произойдет извержение «Черной горы» — картина, способная навсегда остаться в памяти. О том, что запало в душу с предыдущих празднований, SRSLY рассказала команда фееричного события.
Евгения Сенницкая, руководитель digital-направления «Никола-Ленивец»:
2001 год, Вавилонская башня из сена (на ее месте сейчас стоит Маяк). Мне 11 лет. Я впервые увидела, как горит искусство. Впечатление было настолько сильным, что отпечаталось на всю жизнь. Еще и Герман Виноградов (художник-перформансист, без которого не обходился ни один праздник. — Прим. SRSLY) в костюме Адама добавил огонька. Все было в новинку, действие не укладывалась в привычном сознании.
Забавно, нас было тогда человек 20, не больше. Кто бы мог подумать, что спустя 20 лет на это событие будет не достать билеты, о фестивале будут писать во всех газетах, снимать фильмы и репортажи? Традиция зарождалась на наших глазах, хотя тогда это было просто решением проблемы утилизации: арт-объект был из сена, оно начало гнить. Предшественники-снеговики как-то самим справились, а вот с башнями было сложнее. Так объекты начали сжигать (но еще не каждый год, а когда приходило время). И только потом уже стали сжигать проекты, которые специально создавались для Масленичного огня, и он стал уже не средством утилизации, а соавтором художника.
Юлия Кремень-Косякова, экскурсовод и куратор Масленичного городка:
Это была первая Масленица, на которой я руководила городком, мы еще только развивали наше событие. В 2017 году мы делали городок на футбольном поле и притащили рабочую модель Жар-Птицы, было потрясающе.
Но больше всего почему-то с той Масленицы мне запомнилось, как порвался канат. Конечно, мы брали канат хороший, толстый, новый, очень длинный, чтобы много гостей встало, посередине сделали флажок. Скомандовали «Раз! Два! Три! Поехали!». Тут я обернулась, а гости летят в разные стороны. Это было невероятно смешно, потому что огромную кучу людей разбросало, но все были очень рады. И я объявила: «Всем по блинкойну!». Все ушли довольные с этой забавы, а потом я узнала, что перед этим другие гости привязали канат к столбу, на который залезают за призами. Он в итоге не сдюжил и лопнул. И уже завязанный канат подарил мне эту потрясающую картину, которая на всю жизнь со мной.