Интервью, Интервью — 16 апреля 2020, 20:11

«Инcтаграм — это форма морального эксгибиционизма». Интервью с Павлом Артемьевым

Текст:
Ольга Родина
О сложных отношениях с соцсетями, новом альбоме и дяде Гене.

«Живая музыка, лирический рок, тексты не совсем сопливые. Светлая печаль», — так Павел Артемьев описывает творчество своей группы Artemiev. Паша — один из тех счастливчиков, что не работают на потребу публике, а занимается тем, что действительно нравится. Когда Артемьев ушел из «Корней», ему предлагали много, но он твердо решил не возвращаться в поп-музыку и никогда не петь «Ты узнаешь ее» и «25-й этаж». 

Впрочем, работы у певца меньше не стало: сегодня он преподает в школе современной музыки, пишет песни, снимается в кино и играет в театре. Обо всем этом и не только вокалист рассказал в интервью SRSLY. Внутри есть еще видеоверсия интервью.

Фото: Татьяна Дзельскалей
Павел с музыкантами группы Artemiev //Фото: Стефания Пипченко

Паша, в этом году твоему коллективу исполняется 10 лет. Планируешь отмечать с музыкантами юбилей?

Сейчас взяли паузу, чтобы записать материал, хотим выпустить новый (уже четвертый) альбом. Сделаем что-то энергичное и местами жизнерадостное. Людям и так фигово живется. Верим, что музыка может стать своего рода подспорьем. 

Какие у тебя самого поводы для грусти?

Я довольно меланхоличный человек. Люблю, когда все идет по плану, а вещи лежат на своих местах, но иной раз из колеи может выбить даже какая-то мелочь. Но я провожу работу над собой и стараюсь реже реагировать.


Artemiev — это дань твоему тщеславию?

Сначала группа называлась «21 грамм» — говорят, столько весит человеческая душа. Мы тогда даже один концерт отработали. Потом нашел в интернете массу коллективов с аналогичным названием, так что музыканты — они же мои друзья, семья, если хотите — уговорили изменить на Artemiev.

Кого из российских рок-музыкантов слушаешь?

Запойно никого. А вообще с большим пиететом отношусь к группам «Сплин», «ДДТ», Борису Гребенщикову. В детстве любил творчество Земфиры, «Мумий Тролля».

А если попросят на каком-нибудь корпоративе исполнить что-то из репертуара группы «Корни» (например, «Ты узнаешь ее» или «25-й этаж»), сделаешь?

Не пою эти песни. Подобные предложения периодически поступают, но за последние десять лет ни разу не приходилось соглашаться. Вообще стараюсь обходить их стороной.

Совсем не ассоциируешь себя с поп-музыкой?

Просто считаю, что тот опыт остался в прошлом. Меня по-прежнему отмечают в соцсетях, если выкладывают какие-то клипы группы «Корни», но я смотрю на Пашу Артемьева тех лет и вижу совсем другого человека, которого уже плохо знаю. Не буду спорить, что у группы «Корни» есть очень хорошие песни — как те, которые ты озвучила. Игорь Матвиенко действительно гений, крутейший композитор и продюсер. Но петь что-то из старого репертуара больше не хочу.

Фото: Нина Сизова
Фото: Нина Сизова

После «Корней» в поп-проекты не зазывали?

Разговоры бывали, но пресекал на корню.

А с ребятами общаешься?

С Сашей Асташёнком видимся и созваниваемся. Так вышло, что вместе ушли из коллектива. С остальными почти не встречаемся, но обязательно поздравляем друг друга с днями рождения и Новым годом.

Кто составляет твой ближний круг? Знаю, что давно дружишь с Ваней Макаревичем.

Да. На самом деле, у меня как были друзья до попадания в телевизионное поле, так и остались. Очень этому рад. У меня есть приятели и из театральной среды, я дружу со своими музыкантами. А так, чтобы из категории «селебрити» — нет. Мне всегда там было некомфортно.

Почему?

Не очень симпатичны мероприятия, куда люди приходят «помелькать», где обязательно нужно стоять и улыбаться на камеру. Как-то не по душе. Всегда возникало желание поскорее свалить. Прибежать и быстро убежать. Не мое. Или нужно крепко принять на грудь, чтобы это выдержать. 

А где тебе комфортно?

На сцене, в студии, дома в кровати, на море.  

Знаю, что ты пишешь музыку для телевизионных проектов и кино…

Несколько раз мои композиции становились саундтреками разных картин. Кстати, осенью планируется выход фильма в прокат, но пока я знаю только рабочее название картины: «Экспонат». Там же будет и моя песня «Полегче» из альбома «Сизигия». В фильме мы с Антоном, гитаристом нашей группы, даже снялись в смешных камео. Вообще это дико интересно.

Еще ты любишь театр. В каких постановках занят? 

В театре «Практика» у меня роли в двух спектаклях: «Петр и Феврония» и «Бабушки». Их ставит Светлана Землякова. 

В какой роли хотел бы попробовать себя?

Такой нет, а вот режиссерские планы имеются. Мечтаю снять кино, но нужно набрать «жирок». А вообще мне интересны надломленные персонажи с борьбой внутри. Например, очень люблю произведения Федора Достоевского: «Идиот», «Братья Карамазовы»… 

В этом году группа Artemiev отмечает десятилетие //Фото: Анисия Кузьмина

Ты преподаешь в школе современной музыки Moscow Music School, руководишь курсом…

Уже два года! Мой курс называется Songwriting and Music Perfomance. Преподаю написание песен. Скоро будут первые выпускники.

Насколько ты строгий преподаватель?

Все жалуются, что как раз совсем не такой.

Почему?

Я тоже удивляюсь. Радоваться надо. Мне не хочется ломать психику человеку. У нас в стране вообще принято мозги ученикам переделывать. Мне же нравится развивать хорошие качества в студентах.  

То есть не будешь людей до слез доводить?

Студентов — нет, не буду.  

А кого будешь? 

Если человек ведет себя плохо. Не люблю, когда врут, обижают слабых, пользуются положением в корыстных целях. Не переношу подонков всяких. 

Стараюсь ограждать себя от людей с нечистой совестью. Хотя и сам не святой. Глупости тоже совершаю.

Драться со всякими негодяями приходилось?

Конечно. Но в последний раз это было давно. Помню, что потасовка произошла на гастролях в Екатеринбурге из-за какой-то глупости. Дрались в школе с одноклассником Сашей, который сейчас играет в группе. Так что иногда кулаки способствуют улучшению отношений — если, конечно, вы не убивать друг друга собираетесь.

Существует ли человек, которого до сих пор не можешь простить?

К сожалению, да, и это большая моя проблема. Надеюсь, что все пройдет.

Кому завидуешь?

Есть такая штука — творческая зависть, но она может двигать, подстегивать. Иной раз выходит очень крутая песня, слушаешь и думаешь: «Почему не я это сделал?» А вообще не очень люблю это чувство. Оно как ревность, почти болезнь.

За какой поступок до сих пор испытываешь чувство стыда?

Ой, таких целая энциклопедия. В детстве во дворе мы тусовались на гаражах с другом Васьком. Не знаю, что там делал Геннадий Хазанов, но помню, что разглядывал какую-то стройку поблизости. Мы с Васьком пристали к нему как цыганята и орали: «Дядя Гена, дядя Гена!» А когда вырос, понял, насколько это стремно, когда к тебе так лезут.

Приходилось с кем-то встречаться из-за денег?

Ну если ты имеешь виду деловые встречи, то да. Во всех остальных смыслах — нет.

Паша, в прошлом ты изучал японский язык. Сейчас есть какие-то нестандартные увлечения?

Считаю, хобби нужны людям, которые недовольны собственной работой. Потому они вынуждены искать дело, чтобы отвлечься. Меня же все устраивает. Ну сериальчики люблю посмотреть, поиграть во всякие игры на телефоне. Ничего необычного. Хотя подожди… Недавно начал учить иврит, причем с помощью приложения в телефоне. Очень нравится.  


Здорово! А инстаграм много сил отнимает?

С соцсетями складываются довольно сложные отношения. Мне это дается с большим трудом. Честно говоря, нахожу инстаграм формой какого-то морального эксбиционизма. С другой стороны, в наше время подобные площадки — чуть ли не единственно действующий рупор и возможность связи со зрителем. Стараюсь воспринимать блог как работу. Даже создал рубрику «Бесполезные советы», которые раздаю подписчикам.

Девушки часто пишут?

Бывает, но обычно не отвечаю.

То есть не знакомишься в интернете?

В юности, когда интернет работал от шнура и издавал демонические звуки, я сидел в чате «Кроватка», общался с девчонками. Было забавно. Сейчас отвечаю подписчикам только в том случае, если они пишут что-то, касающееся творчества.   

В песне «Иди своей дорогой» из первого альбома твоей группы есть фраза про «воспевание одиночества». Любишь побыть один?

Считаю, что в одиночестве много благородства и честности. Зачастую наслаждаюсь этим состоянием. Так лучше пишется, сочиняется, думается. Конечно, у всего существуют свои пределы. Не надо превращаться в затворника и сидеть в немытой норе.   

Паша с музыкантами //Фото: Светлана Мишина

Сам занимаешься бытом?

Когда как. За уборку иногда плачу клининговым компаниям. А готовить умею все! И делаю это, как мне кажется, хорошо. На самом деле, очень люблю пожрать.

Прям тазами?

Да. Могу кастрюлю какой-нибудь пасты заточить. Вот недавно научился и сам сделал крем-брюле. Получилось бомбически вкусно, но жирновато. Конечно, так питаться каждый день не будешь.

Каким видишь себя через десять лет?

Я бы хотел быть счастливым и цельным.

А счастье для тебя это…

Когда все близкие здоровы и спокойны, когда я услышан и нужен в творческом плане. И обязательно есть повод продолжать.



Новости — 16:50, 19 сентября
Кинофестиваль «Маяк» объявил конкурсную программу
Новости — 14:45, 19 сентября
«Стальное сердце», «Майор Гром» и TIOT. Рассказываем, как прошел второй «Фандом Фест»
Новости — 12:25, 19 сентября
Цирк, балет и музыка: «Яндекс» и Imperial Orchestra покажут мистическое шоу по мотивам «Щелкунчика»
Новости — 19:13, 18 сентября
«Эмили в Париже» продлили на 5-й сезон
Кино — 19:04, 18 сентября
Как вынести креатив из мастерских в пространство города? Рассказывает руководитель Агентства креативных индустрий Гюльнара Агамова