Ответственные за буги российской инди-музыки Fire Granny после перерыва вернулись в строй: музыканты выпустили свой самый концептуальный альбом «Соня-9», который сами они описывают как «рок-хип-хоп-фанк-оперу с ироничными и актуальными стихами Алексея Олейникова про девятиклассницу Соню и ее внутренний мир». Вживую услышать новый альбом, а заодно немного классики от Fire Granny можно будет 14 февраля на концерте, который переносился целых два года и сейчас, наконец, состоится.
Чтобы поздравить бабулю с релизом и разузнать, как продвигается подготовка к концерту, побеседовали с братьями Алексеем и Александром Золотовицкими. Доставайте из закромов мемы со Стивом Бушеми и вспоминайте значение слова «хайп» — перед вами максимально молодежное интервью молодежного SRSLY!
Как у вас идет подготовка к концерту, которого, между прочим, некоторые ждут уже два года?
Саша Золотовицкий: Мы собирались уже целых два раза. Было классно, но много еще предстоит сделать.
Леша Золотовицкий: Мягко говоря.
Сразу видно — со всей ответственностью подошли к тому, чтобы вернуться на сцену…
Леша: Со всей ответственностью, но по мере возможности, потому что мы правда не играли полным составом два года, не считая пары небольших выступлений. Это не значит, что мы ничего не делали: у Саши вот вышел спектакль сейчас в МХТ, называется «Соня-9», мы к нему написали целый альбом, который выходит в феврале…
И еще у нас, если все будет хорошо, — а, конечно же, все будет хорошо, ведь все в мире говорит о том, что все будет хорошо, — выйдет еще один альбом с новыми песнями, где есть наши тексты.
Если все будет хорошо, все будет хорошо.
Саша: Еще пару раз встретиться и вообще просто поплывем.
Леша: На лодочке успеха.
Я правильно понимаю, что главным подарком всем, кто дождался нового концерта, будет «Соня-9»? Вы же презентуете альбом на концерте?
Леша: Да, мы сыграем все эти новые песни. Они занимают чуть ли не больше половины концерта.
Саша: Мне кажется, что они по звуку и вообще в целом очень отличаются от того, что мы делали раньше. В этом альбоме мало танцевальных песен, и упор сделан как раз на то, чтобы текст звучал. Не знаю, что из этого выйдет. Леша очень переживает, что стало мало танцевальных песен, но по-моему, это нормально.
Леша: Продолжается активное вытеснение буги в группе! Я пытаюсь это пресечь всеми силами. Зову людей, которым больше 50 лет, на наши концерты. Но еще посмотрим, сколько на концерт придет моего контингента.
Саша:
Надо просто признать, что мы стали старее и сентиментальнее. Нам тяжело и грустно, и невесело танцевать.
Леша: И просто нет физических сил играть быстротемповые вещи. И поэтому мы играем медленно на одном аккорде, потому что постарели. Особенно Олег (Гурин, участник группы Fire Granny. — Прим. SRSLY).
То есть еще немного и на вас публика будет собираться, чтобы слушать романсы?
Саша: К этому мы идем, все для этого делаем. Как Чак Берри, он уже не мог в том темпе играть под конец жизни, в котором играл раньше, вот так и мы.
Кстати, вопрос. Вы остались тем же составом? «Трио, переходящее в квартет»?
Саша: Мне кажется, оно уже перешло окончательно и бесповоротно.
Леша: Бесповоротно, потому что мы без Артема (Клименко, бас-гитарист. — Прим. SRSLY), как Артем без бороды.
Значит, у Артема повышение.
Леша: Более того, мы постепенно начинаем превращаться в квинтет, потому что Маша Лапшина на новом альбоме поет как минимум в двух треках. И мы постепенно начинаем осознавать, что наш вокал не настолько неземной, как нам казалось изначально, и Маша поет немного лучше нас, в чем вы сможете убедиться с выходом альбома.
А расскажите, как вообще появилась «Соня-9»? Я так понимаю, сначала были стихи Алексея Олейникова, потом комикс, потом спектакль… так?
Саша: Есть Алексей Олейников, он супер поэт и наш друг.
Леша: И драматург, и педагог, и писатель.
Саша: Да. Мы с ним подружились, на почве того, что нам очень нравятся его пьесы. И так уж мы с ним подружились, что он, мало того, что написал либретто к лешиному спектаклю в Большом театре, так еще и предложил нам к изданию его книги «Соня-9» написать песню «Колобок». Господи, сколько же лет назад это было?
Леша: Сейчас какой год? 2024-й?
Саша: Года два.
Леша: Четыре не хочешь?
Саша: Да не может быть.
Леша:
Вот оно, истинно молодежное выражение — «Быть того не может!»
Саша: В общем, когда мы написали «Колобка» нам сразу захотелось сделать спектакль. Не знаю, как Леше, но мне очень хотелось. И вот я ходил по театрам и предлагал этот материал, но многие театры боялись такого эксперимента. Все-таки не сюжетная литература, стихи, и непонятная музыка, — а где действие? И стихи там не совсем детские, потому что Леша Олейников не церемонится с подростками.
Леша: Это острая подростковая современная поэзия.
Саша: Собственно, так я ходил с материалом два года, и в итоге МХТ решился…
Леша: Очень смелый театр.
Саша: Да, весьма. И нам с самого начала хотелось сделать так, чтобы это был и спектакль, и альбом, — все объединено. Так оно и вышло. Уж очень нам близка лешина поэзия.
Леша: Не моя, не моя, Леши Олейникова.
Саша: Да, не лешина. Лешина поэзия нам не нравится.
Леша: Максимально далека от нас.
Саша: А вот Леши Олейникова, да. Это прям наша тема. И мне кажется, что это своеобразное возрождение крутой подростковой детской литературы, которая у нас была когда-то.
Леша: И это наш самый большой и концептуальный альбом за всю историю группы.
У вас целая мультивселенная Сони…
Леша: Так и есть и нам это очень приятно. Кстати, тут давеча написали студенты, которые учатся на аниматоров, что они хотят сделать учебную работу с использованием наших песен. На нас вообще много снимают мультиков, и меня это очень радует.
А чем вас вообще зацепила история про девочку-подростка? Как будто не самая очевидная тема, которая может, не знаю, может быть интересна, может...
Леша: Мы очень любим, очень любим девочек-подростков.
Прозвучало так себе, прямо скажем…
Леша: Вот вам и заголовочек.
Ну все, прощаемся.
Леша: Да, спасибо, до свидания.
Нет, ну серьезно.
Леша: Изначально мы с Сашей на карантине записали несколько треков пьесы Леши Олейникова «Хлебозавод» для театра «Практика». Это довольно страшная дэвидолинчевская пьеса про то, как школьный класс пошел на хлебозавод, на экскурсию, и их превратили в хлеб. Стихи и сама пьеса были впечатляющими и мы как-то к Леше — еще одно молодежное слово — прикипели. Стали следить за его творчеством, а он судя по всему, — за нашим. Так и закрутилось, и теперь мы с ним творческие друзьяшки. А еще музыкальные амбассадоры Алексея Николаевича.
Саша: Для меня «Соня» как персонаж созвучна героине из мультика «Дарья». Был такой на MTV, я его очень любил.
Леша: Предвестница «Коня БоДжека».
Саша: Да-да-да, и «Конь БоДжек» тоже. Мне кажется, что это по духу все близко — грустное, инфантильное, смешное. А эти три слова — «грустно», «инфантильно» и «смешно» — это наше...
Леша: Это на нашем семейном гербе написано. Там огромная свиная рулька нарисована, а внизу вот эти слова.
Как вообще музыка и театр уживаются в вашей жизни? Как расставлены приоритеты и распределены силы?
Леша: Саша, как более смелый и пробивной молодой парень, полноценно совместил это в спектакле «Соня-9». Я ставил музыкальные спектакли и совсем недавно выпустил мюзикл, но никогда не использовал нашу музыку. А Саша в своем спектакле смог соединить все вместе, и это круто. Посмотрим, что будет дальше.
Саша:
Мне нравится, когда нет ничего первичного или вторичного.
У меня всегда была заветная мечта, чтобы рамок не было, чтобы творчество лилось рекой. Так ведь говорит молодежь?
Леша: Конечно.
Да-да, именно так.
Саша: Я мечтал объединить все — и свою музыку, и свою режиссуру, и чтобы играли мои друзья, и чтобы это было такое какое-то классное комьюнити. «Соня-9» оказалась максимально подходящим для этого материалом. Если этот спектакль хорошо пройдет, я бы, на самом деле, это и повторил бы, и приумножил.
Хотя, как мы часто говорим, очень не хочется становиться театральной группой. И нам в этом помогает Артем…
Леша: Который убивает театральность на корню.
Саша: Да. Из нас четверых он — единственный человек с крутым музыкальным образованием, который супер шарит и понимает, как все должно быть.
Леша: И ничем, кроме музыки, не занимается.
Саша: Даже не знаю, Алексей, не испортим ли мы собой профессионализм Артема и не подпортим ли его репутацию.
Леша: Которая и так уже знатно подпорчена.
То есть у вас уже есть ответственность за буги, ответственность за то, чтобы вы не стали театральной группой. Система сдержек и противовесов в действии.
Саша: Я ответственный за мемы!
Солидно. Самая молодежная должность, я так понимаю, да?
Саша: Да. И тикток. Показываю парням хорошие тиктоки.
Леша: Я ответственный за вайбер и гифки.
Саша: И открытки в вотсапе.
Чего ждать от вашей группы после выхода альбома? Вы же не будете пропадать еще на два года без концертов, правда?
Саша: Это одному богу известно.Будет вдохновение — не пропадем. Не будет — мы распадемся окончательно.
Леша: Последние два года были кризисными, для группы в том числе. Поэтому посмотрим, что будет дальше. Не исключено, что сейчас может быть какой-то такой большой итог. И дальше будут просто новые проекты.
Как бы вы описали себя свою группу, тем, кто вас еще не знает и никогда не слушал. Почему стоит приходить на концерт? И почему стоит включить «Соня-9»?
Саша: Ну, во-первых, потому что качает. Пара треков качает.
Леша: Идеально! (Смеется.) «”Соня-9” — пара треков качает!»
Саша: Как минимум пара треков, а возможно и все! Во-вторых, потому что это очень хорошая поэзия. Про музыку сказать не могу, но поэзия отличная. И… Леш, найди третью причину.
Леша: Тупо, весело, нестандартно.
Можете рассказать о каких-то своих будущих проектах, возможно, вне группы. Над чем вы сейчас работаете?
Саша: У меня выходит спектакль в конце февраля в пространстве «Внутри». Он по пьесе Павла Пряжко, которая называется «Мы уже здесь». Про то, как люди улетели жить на Марс, но у них в жизни ничего не поменялось. 29 февраля будет премьера. Надеюсь, что-нибудь получится…
Леша: Звучит оптимистично.
Саша: Ни в чем невозможно быть уверенным сегодня. Но мы будем надеяться, что все будет неплохо.
Fingers crossed.
Леша: А я… Последний спектакль, который сделал этой зимой — это озорная комедия в Будапеште. Поэтому приглашаю всех. Берите билет до Стамбула, в Стамбуле пересаживайтесь до Праги, из Праги можно поездом доехать до Будапешта, и вот вы уже на спектакле, он идет полтора часа. И потом можно смело ехать обратно с хорошим настроением. Будет, что обсудить. Всех приглашаю.
Оно того стоит, определенно!
Леша: Безусловно.
Представьте, что вы из далекого прошлого встречаете себя настоящих. Чтобы вы сказали себе из прошлого и что бы они ответили вам?
Леша: Мой бы точно сказал, что нужно доллары покупать: «Покупай доллары, если хочешь, чтобы у тебя не было рамок». Что еще… Думаю, сказал бы про музыку. За два года без концертов у меня лично накопилась ужасная тоска по живым выступлениям, я понял, что мне это необходимо. Какое же это спасение. И отдушина. Мы и так во всех интервью говорим, что для нас музыка – это отдушина, но вот без иронии это и правда так. Она помогает и поддерживает. дарит чувство единения. Я был бы рад, если наша музыка будет выполнять такую функцию и для других, и наш концерт, и наш новый альбом, и, конечно же, наши сериалы.
Саша: Многочисленные! (Смеется.)
Леша: Да-да. Такие как… И дальше: «Любовники: ответный удар», «Деревенская драма» и, конечно же, «Склифосовский 9».
Саш, как у тебя?
Саша: Не знаю… Мой человек сказал бы мне, что сейчас он пойдет и будет больше играть на барабанах, чем он играл тогда, чтобы не быть таким, как я, и научился бы получше играть. Ну, мне кажется, Леша все правильно сказал, что...
Леша: Доллары.
Саша: Доллары, да. Мне кажется, что я из прошлого бы просто офигел от того, что происходит для начала, и дважды бы подумал, что делать. Я абсолютно рационально смотрю на то, что творчество, и музыка, и театр — это то, что не может изменить мир. Но сделать его чуть-чуть приятнее, и на 45 минут, которые идет альбом, или на полтора часа, которые идет концерт, немного его как бы прикрасить.
Леша: Припудрить.
Саша: Молодежь так говорит, да? Правильно?
Леша: Да, припудрить эту дряблую и бледную щечку бытия.
Саша: Очень по-тиктоковски. Человек из прошлого был бы доволен, что мы продолжаем что-то делать, несмотря ни на что, и что мы нашли в себе силы спустя два года подняться, организоваться, выпустить альбом, свести его. Я тоже чувствовал огромную скучамбу, когда мы начали допиливать треки. А еще мне еще не хватает ощущения, когда у нас был концерт за концертом три месяца подряд, каждую неделю. Надеюсь, мы вернемся когда-нибудь к этому. Неизвестно, будет ли так, но я надеюсь, что да. Ждем.
Звучит жизнеутверждающе. Молодежно выражаясь, — вайбово.
Молодежность — это наша изюминка.
Окей, еще один вариант заголовка. Мне будет непросто выбрать.