Обзоры, Кино — 24 января 2024, 17:06

От «Таксиста» до «Настоящего детектива»: 10 выдающихся ролей Джоди Фостер

К выходу нового сезона «Настоящего детектива» выбрали топ-10 ролей Джоди Фостер, чтобы напомнить о непростом пути великой актрисы.

Джоди Фостер в кинобизнесе с трех лет — в десять лет дебютировала в большом кино, в 14 уже заполучила первую номинацию на «Оскара» за роль несовершеннолетней проститутки в фильме Мартина Скорсезе «Таксист». Так что, когда актриса делает замечание новому поколению юных актеров, она знает, о чем говорит. И уж точно не приходится сомневаться в том, что к выбору ролей Фостер подходит со знанием и опытом, которые многим большим актерам и в 50 лет не снились.

Не стала исключением и ее новая роль в четвертом сезоне сериала «Настоящий детектив». Критики ведущих мировых изданий считают, что именно благодаря «головокружительной» работе Фостер детективная антология вышла на качественно новый уровень, и иначе как Фостер-ревайвлом это явление не называют.

«Таксист» (Taxi Driver), 1976

Роль: Айрис, 12-летняя девочка-проститутка, сбежавшая от своего сутенера в исполнении Харви Кейтеля.

До съемок в культовом «Таксисте», знаковом фильме эпохи Нового Голливуда, задавшем моду на неонуаровую эстетику, Фостер уже снималась у Мартина Скорсезе в фильме «Алиса здесь больше не живет». Но, несмотря на это, работа над ролью в «Таксисте» стала для нее совершенно новым опытом. «Я думала, это будет похоже на все те роли, что я исполнила к тому моменту, — вспоминала актриса в 2016 году в интервью The Hollywood Reporter. — Но, когда попала на съемочную площадку, поняла, что мне предстоит создать свою героиню с нуля. Такого я еще никогда не делала. Меня попросили быть самой собой, и это повергло меня в шок». По воспоминаниям Фостер для W Magazine, Скорсезе плохо ладил с ней, и вся ответственность за общение с юной актрисой и донесение до нее указаний режиссера легла на плечи Роберта Де Ниро, исполнителя главной роли. 


«Он приводил меня на обед в разные кафе, и мы вместе пробегались по сценарию, — рассказывает Фостер о подготовке к этой роли. — Поначалу мне было дико скучно. Роберт в этот период был сильно зажат, стеснителен и скован в общении — сказывалось то, что он вжился в роль. Кажется, я часто закатывала глаза, потому что он был реально неуклюж и робок. Но эти посиделки в кафе сильно помогли мне понять актерскую импровизацию и процесс выстраивания персонажа». В результате Фостер была номинирована на свой первый «Оскар» в категории «Лучшая женская роль второго плана».   

Актриса признается, что Де Ниро стал для нее настоящим наставником — его советы во время работы над «Таксистом» сильно повлияли на всю ее дальнейшую карьеру. При просмотре взрослых ролей Фостер трудно не заметить, что ее фирменные открытость и сила проявили себя в полной мере уже в «Таксисте». 


«Багси Мэлоун» (Bugsy Malone), 1976

Роль: Таллула, певица в подпольном баре, сообщница гангстера по кличке Толстый Сэм и бывшая пассия заглавного героя — Багси Мэлоуна.

«К 13 годам в фильмографии Джоди Фостер было значительно больше фильмов, чем у меня к тому моменту. Так что, вероятно, она лучше разбиралась в кинопроизводстве», — вспоминает Алан Паркер в интервью The Guardian 2015 года. Если уж быть совсем точным, «Багси Мэлоун» был режиссерским кинодебютом Паркера, позже прославившегося «Стеной Pink Floyd» и «Сердцем ангела». До этого пародийного гангстерского мюзикла, в котором дети изображают бандитов, стреляющих друг в друга кремом для тортов, режиссер снял лишь парочку телевизионных картин.


«Она снималась в кино с трех лет, а незадолго до этого сыграла в нашумевшем "Таксисте" Скорсезе. И хотя она имела на это полное право, вовсе не была надменна и отлично ладила со всеми остальными детьми-актерами. Подозреваю, она наслаждалась тем, что была окружена исключительно сверстниками — ведь всю свою карьеру ей приходилось иметь дело только со взрослыми», — вспоминает Паркер.

За эту роль Фостер получила два приза Британской академии в категориях «Лучшая женская роль второго плана» и «Лучший новичок». 


«Девочка, что живет в конце улицы» (The Little Girl Who Lives Down the Lane), 1976

Роль: Ринн, подозрительно самостоятельная 13-летняя девочка, вместе со своим отцом-писателем, которого никто не видел, она переехала из Англии в американскую глушь.


«Работать с по-настоящему уникальным актером — это магия. Это как для скрипача играть на скрипке Страдивари, — описывает опыт работы с юной актрисой режиссер "Девочки, что живет в конце улицы" Николас Жесснер. — На самом деле Джоди сильно отличалась от героини, описанной в одноименном романе, который лег в основу фильма. Но это не было проблемой. Наоборот, благодарю своим таланту, уму, интуиции и рассудительности Джоди создала нового, удивительного персонажа, значительно более объемного. В 13 лет Джоди уже была совершенно оформившимся профессионалом».   


«Обвиняемые» (The Accused), 1988

Роль: Сара Тобиас, официантка, которая была изнасилована тремя мужчинами в баре на глазах остальных посетителей.

Окончив Йельский университет, Фостер (IQ актрисы — 132 балла) перешла к взрослым ролям. Причем взялась сразу за максимально сложного персонажа — жертву группового изнасилования. Дополнительная сложность заключалась еще и в том, что картина «Обвиняемые» была основана на реальном случае, который привлек самое широкое внимание со стороны СМИ и общественности в 1961 году. Нашумевшее дело 21-летней Шерил Араужо впервые обратило внимание общественности к проблеме виктимблейминга в отношении жертв изнасилования. Адвокат жертвы призвал помнить отважную девушку «не за то, что с ней случилось, а за то, что она послужила примером для других жертв изнасилования своей храбростью и отказом хранить молчание».


«Все хотели заполучить эту роль, — вспоминает актриса в интервью The Hollywood Reporter. — А я только что окончила университет, и не было никакой гарантии, что она мне достанется. Пришлось действительно постараться и обивать пороги, чтобы мной заинтересовались вновь». Фостер была вынуждена не только напоминать о себе студийным боссам, но и заново презентовать себя публике. Результат — первый в карьере актрисы «Оскар» в категории «Лучшая женская роль», а также еще куча разнообразных наград, включая «Золотой глобус».


«Молчание ягнят» (The Silence of the Lambs), 1991

Роль: Кларисса Старлинг, курсантка Академии ФБР, которая отважилась на общение с убийцей-каннибалом, чтобы помочь в поимке другого серийного убийцы, похищающего молодых женщин. 

Следующей роли Фостер суждено было стать знаковой в ее карьере. Именно благодаря отважной Клариссе Старлинг, решившейся на общение с маньяком-людоедом Ганнибалом Лектером в исполнении Энтони Хопкинса, актрису будет помнить широкий зритель. Впоследствии именно по роли в «Молчании ягнят» будут мерить все дальнейшие работы актрисы. 

Успех экранизации одноименного романа Томаса Харриса был поистине невероятным. Фильм стал третьим в истории, завоевавшим премию «Оскар» в пяти самых престижных номинациях. После него таких достижений больше не было ни у одного фильма. В прошлом десятилетии «Молчание ягнят» внесли в Национальный реестр фильмов Библиотеки Конгресса США как имеющий «культурное, историческое или эстетическое значение».


Фостер за свою работу получила второй подряд «Оскар» в категории «Лучшая женская роль». Это сделало ее первой актрисой в истории кино, получившей два «Оскара» до 30 лет.

«За свою карьеру я сыграла много жертв — это большая часть всемирной женской истории. Но для меня было важно — в качестве процесса исцеления или взросления — наконец-то сыграть женщину, которая спасает женщин», — сказала Фостер о роли в «Молчании ягнят» во время пресс-конференции на Лондонском кинофестивале (BFI London Film Festival) в 2017 году.


«Нелл» (Nell), 1994

Роль: Нелл, девушка, прожившая всю жизнь в изоляции в лесу и создавшая свой собственный язык.

Картина основана на пьесе Марка Хэндли «Идиоглоссия» (Idioglossia). Вынесенный в название медицинский термин означает изобретение человеком собственного языка, понятного только ему самому. За роль в «Нелл» Фостер вновь была номинирована на «Оскар», но награду получила Джессика Лэнг за фильм «Голубые небеса».

Умельцы на YouTube собрали сцены из фильма, где заглавная героиня говорит на придуманном ею языке, и комментаторы под роликом разделились на два типа: одни считают, что это дико смешно, а другие называют Фостер великой актрисой. Решайте сами, с кем вы! 


«Непохожесть, инаковость — это то, что для меня очень важно. Меня всегда привлекали персонажи, которые живут жизнью, которую я никогда не смогу себе позволить. Люди, которые выживают и не позволяют миру менять их. Надеюсь, этот фильм поможет отличающимся от большинства зрителям найти в себе храбрость и принять свою непохожесть», — заявила Фостер во время выхода «Нелл» на экраны.


«Мэверик» (Maverick), 1994

Роль: Аннабель Брэнсфорд, аферистка, мошенница-виртуоз, которая объединяет усилия с главным героем, чтобы принять участие в покерном турнире с очень высокими ставками.  

Устав от серьезных ролей, Фостер решает поэкспериментировать с комедийным жанром, и вновь — попадание в яблочко! Казалось бы — всего лишь беззаботная авантюрная комедия, киноверсия популярного в середине прошлого века телесериала, но поверьте — такой Джоди Фостер вы не видели ни до, ни после. Да, все внимание здесь сфокусировано на исполнителе заглавной роли — дико популярном в том время Мэле Гибсоне. Но обратите внимание на Фостер, когда в следующий раз наткнетесь на фильм, — это первоклассная работа от начала и до конца.

Аферистка Анабелль — пожалуй, единственная комедийная роль во взрослой фильмографии актрисы. Если бы это была ее первая роль, многие запросто подумали бы, что перед ними кинодебют какой-то успешного стендапера — настолько она здесь хороша!


«Мне понравилось играть Анабелль, — признавалась актриса в интервью того времени. — Благодаря ей у меня появился шанс дать выход своему чувству юмора, который — надо признать — бывает порой грязноватым, совсем не таким милым, как у Мэла Гибсона. Мне понравилось развенчивать миф о роковой женщине — Анабелль вроде бы со всем соглашается, выглядит беспомощной и пассивной, а на самом деле всех вокруг использует. Съемки в "Мэверике" — самый счастливый рабочий процесс в моей карьере».  

«Не понимаю, как можно не подружиться с Джоди Фостер», — заявил как-то Гибсон в своих правилах жизни для журнала Esquire. В начале 2010-х актер сыграл в одной из режиссерских работ Фостер — драмеди «Бобер» о преодолении депрессии с помощью плюшевой игрушки.


«Контакт» (Contact), 1997

Роль: Элли Эрроуэй, радиоастроном, которая обнаруживает существование внеземной разумной жизни.

«Мне нечасто удается найти роли, в которые я влюблюсь, — говорила Фостер в дни релиза сай-фай-драмы Роберта Земекиса "Контакт". — Мне нужно почувствовать личную связь с материалом. А такое встречается все реже».

Роль смелой и упрямой ученой, вынужденной одновременно противостоять государственной бюрократической машине и религиозным фанатикам, чтобы открыть тайны Вселенной, идеально подошла Фостер. Как старая, давно затерявшаяся перчатка.


«Большинство актеров, с которыми я работал, — превосходны. Джоди Фостер или Том Хэнкс заставят работать все, что угодно, — уверял Земекис в рамках интервью Гильдии режиссеров Америки в 2013 году. — Я скажу им: "Простите, но мне нужно, чтобы вы сделали самую неестественную вещь и изогнули свое тело вот так, при этом произнося вот это фразу", и они ответят: "Да, я могу это сделать". С их помощью все это заработает как надо, у них не будет проблем с тем, чтобы сделать что-то неестественное. Потому что кинопроизводство — это самый неестественный процесс».


«Комната страха» (Panic Room), 2002

Роль: Мэг Олтман, недавно разведенная мать девочки-подростка в исполнении совсем юной Кристен Стюарт.

Самые запоминающиеся персонажи Фостер невероятно яростны. Но самой яростной, пожалуй, можно назвать ее мать-одиночку из «Комнаты страха» Дэвида Финчера. То, с какой яростью она защищает свою дочь от нагрянувших в их новый дом среди ночи грабителей, просто невозможно описать словами. Это надо видеть.


Как и героиня ее режиссерского дебюта «Маленький человек Тейт» (1991), Мэг Олтман сделает все, чтобы защитить своего ребенка. Дополнительные сложности в «Комнате страха» создает тот факт, что ребенок — диабетик, а лекарства находятся за пределами безопасной комнаты, в которой героини спряталась от незваных гостей.  

Чтобы взяться за эту роль, Фостер пришлось отказаться от давней мечты — возглавить жюри Каннского кинофестиваля. Эту оплошность она исправила в 2021-м, когда удостоилась почетной «Золотой пальмовой ветви» — высшей награды Каннского фестиваля, став в один ряд с такими мэтрами, как Жанна Моро и Бернардо Бертолуччи. 


«Резня» (Carnage), 2011

Роль: Пенелопа Лонгстрит, встревоженная родительница.

В «Резне» Романа Полански Фостер тоже играет свирепую родительницу, но совершенно иного толка. Вместе с мужем в исполнении Джона Си Райли ее героиня вынуждена отбиваться от нападок другой семейной пары (Кейт Уинслет и Кристоф Вальц) в клаустрофобном пространстве их небольшой квартиры.   

В основе черной комедии Полански — знаменитая язвительно-сатирическая пьеса «Бог резни», которую ставили и на Бродвее, и в Лондоне, и в «Современнике». Действие фильма, как и «Комнаты страха», происходит в одном замкнутом пространстве.

Цель встречи родителей — выяснить, кто виноват в драке их сыновей, случившейся накануне. Поначалу родители стараются соблюдать правила приличия, но с течением времени цивилизованный разговор переходит в перебранку. И с каждой минутой атмосфера все больше накаляется…

Несмотря на блестящих партнеров, Фостер удается создать, пожалуй, самого тонко проработанного персонажа. Наблюдать за метаморфозами ее героини, переходящей от спокойствия и уравновешенности к раздражению и ярости, — одно сплошное удовольствие.

Фото: Global Look Press
Новости — 19:13, 18 сентября
«Эмили в Париже» продлили на 5-й сезон
Кино — 19:04, 18 сентября
Как вынести креатив из мастерских в пространство города? Рассказывает руководитель Агентства креативных индустрий Гюльнара Агамова
Новости — 17:44, 18 сентября
Стало известно, когда выйдет роман Пелевина «Круть»
Новости — 16:22, 18 сентября
Утром йога, днем — браслетерия, вечером — музыка в горах. New Star Weekend выкатил таймлайн фестиваля
Новости — 15:19, 18 сентября
От сессии до сейшна. Куда ходили и ходят студенты — миллениально-зумерский гид от Антохи МС и Андрея Савочкина