2023-й подарил нам огромное количество мощных актерских перфомансов, поэтому последующий пункт — «пары» — можно рассматривать, как продолжение перечисления выдающихся работ. Но в качестве breakthrough хочется выделить самые крутые актерские перевоплощения. Главное, пожалуй, принадлежит Эмме Стоун в роли Беллы Бакстер — барби-франкенштейна из безумной сказки Йоргоса Лантимоса «Бедные-несчастные».
Следом важно отметить два по-настоящему голливудских перевоплощения двух прекрасных российских артистов, Никиты Волкова и Сергея Волкова в «Крецуле» — драме о слепом дзюдоисте и его верном друге. Оба невероятно круто простроили рисунок роли и добавили к эмоциональным штрихам и характерам своих героев еще и физические изменения. Впечатляющий подход.
И в завершении упомяну триумвират Тай Шеридан – Шон Пенн – Майкл Питт из несправедливо заклеванной критиками драмы «Черные мухи» (основной конкурс Каннского фестиваля), действие которой происходит в Нью-Йорке девяностых. Все трое играют парамедиков, мучающихся от экзистенциальных вопросов своего предназначения в профессии. Для Питта это и вовсе триумфальное возвращение карьеры, оставшееся незамеченным.
Главные экранные пары 2023 года — это восемь блистательных актерских перформансов. «Предчувствие» Бертрана Бонелло: Габриэль (Леа Сейду) и Луи (Джордж МакКей) встречают друг друга в разных жизнях и пытаются понять, как быть с этим наваждением. «Май, декабрь» Тодда Хейнса: актриса Элизабет (Натали Портман) знакомится с домохозякой Грейси (Джулианна Мур), которую она должна сыграть в грядущем фильме, встреча стирает личные границы обеих и превращается в психологические кошки-мышки в лучших традициях Хичкока и Кассаветиса.
«Бедные-несчастные» Йоргоса Лантимоса: уморительный аферист Дункан (Марк Руффало) и жертва биологического эксперимента Белла (Эмма Стоун). Однозначно один из самых ярких тандемов десятилетия. И, наконец, «Память» Мишеля Франко: соцработница Сильвия (Джессика Честейн) влюбляется в больного деменцией Сола (Питер Сарсгаард) в самом нежном и светлом фильме удивительного автора.
Кен. Кен. Кен. Воплощенная в пластмассе маскулинность, обреченная на крах своих идеалов. Блистательная работа Райана Гослинга, в одночасье ставшая поп-культурным монументом. Американский психопат 20-х: Патрик Бэйтман, зависимый от своей невзаимной любви, ложных ролевых паттернов, банок с протеином и пимповской шубы.
Янник из одноименной сатиры Квентина Дюпье. Молодой человек приходит на дурацкую комедийную театральную постановку про мужа-рогоносца и поначалу устраивает пикировку с актерами прямо из зала, а затем и вовсе сам садится на сцену и пишет пьесу (немногим лучше), которую впоследствии заставляет актеров тут же ее играть. Саспенс нешуточный, а злое обаяние актера Рафаэля Кеннара, действительно делает его одним из самых ярких антагонистов года.
Трио мастеров мирового кино. Стефан Бризе, наконец вернулся к своему кинематографу властвующего лиризма в лучшем фильме 2023-го («(Не)бывшие»). Поль Веккиали (ушедший в начале года) снял прощальную картину о любви во времени («Здравствуй, речь»). Йоргос Лантимос достиг вершины своего творчества, экранизировав роман Аласдера Грея («Бедные-несчастные»).
Двое визионеров, неожиданно отметившихся в 2023 году, — это Джеймс Ганн и Мишель Гондри. Ганн подарил нам лучший марвеловский фильм со времен первого «Железного человека». На минуточку — лучший за пятнадцать лет. Доказав, что «Стражи» — самый нежный и живой франчайз студии. А Гондри, не снимавший полнометражное кино восемь лет, вернулся с хаотической комедией о режиссере-невротике, собравшей все главные режиссерские приемы, мотивы и переживания.
«Я — капитан» Маттео Гарроне. Заслуженный автор итальянского кино снял white gazed torture porn, упакованный в формат развлекательного кино. Неожиданно фальшивое, состоящее из сплошных запрещенных приемов произведение, казалось бы, построенное на излюбленных автором тропах.
Однако сказочные мотивы и человеческая жестокость сталкиваются в непростительном жанре магического реализма, который Гарроне для себя, открывать, пожалуй, не стоило.
«Красное небо» Кристина Петцольда. Разумеется, в 2023 были куда более сильные, красивые и неожиданные финалы. Но стоит оговориться, что речь идет не столько о финале, как о треке, звучащем на титрах. Именно он пересобирает картину и позволяет ей заиграть новыми смыслами.
Редкий случай современного кино — катарсис от филигранно подобранной музыки на титрах.
«(Не)бывшие» + «Память»
8 сентября — удивительный день 2023 года и главный на Венецианском кинофестивале. Два утренних сеанса встык, заключительные картины конкурса: «Память» Мишеля Франко и «(Не)бывшие» Стефана Бризе. Эмоциональный взрыв с небольшим перерывом между.
И после — две пресс-конференции, с Мишелем Франко, Джессикой Честейн, Питером Сарсгаардом и со Стефаном Бризе, Гийомом Кане и Альбой Рорвахер.
События «Форсажа 10» разворачиваются в Риме. Доминик Торретто и компашка подчистую разносят великую испанскую лестницу. Ситуация — попасть на сеанс в Риме после прогулки по испанской лестнице. Восхитительный эффект погружения и детский восторг.
Я понятия не имел, что в фильме мне покажут Рим! Отдельная радость — обсуждать злодейское великолепие Джейсона Момоа по телефону с Антоном Фомочкиным после просмотра по дороге домой. А как он ездит! А какие у него ногти! Ну, и уделал же он Торретто!
Один из самых долгих дней Венецианского кинофестиваля (5 сеансов за день!) ознаменовался показом сумасшедшего видеоарта, снятого на камеры инфракрасного видения от Хармони Корина.
Один из любимых видов киноопыта. Фильм-сон, стирающий границы реального и воображаемого. И самое главное, кажется, фильм так и останется мифом фестивального дворца. О его релизе по-прежнему никакой информации.