Интервью, Интервью — 11 января 2024, 12:00

«Боготворю людей, которые умеют что-то делать лучше меня». Интервью с Леонидом Якубовичем

14 декабря в российских кинотеатрах вышел фильм «Честный развод. Бенефис», а теперь он доступен к просмотру в онлайн-кинотеатрах PREMIER, Okko, Wink и KION. Одну из главных ролей в картине сыграл Леонид Якубович. Сейчас он задействован в театре, ведет подкаст об авиации, летает и живет свою лучшую жизнь. Поговорили с Леонидом Аркадьевичем о любимом кино, новогодних салатах, возрождении смокингов в СССР, ошибках прошлого и надежде на будущее.
Здравствуйте! Как настроение?

Идеально! Только приехал домой. Было две встречи, потом съездил в тренажерный зал привести себя в порядок. Вечером еще встреча. Жизнь кипит: у меня две премьеры в театре, премьера кино, в январе выходит подарочное издание моих книг, объединенных в два тома.

Недавно прошла премьера фильма «Честный развод. Бенефис», где вы исполнили главную роль. Как вам кино?

Я был на премьерном показе со съемочной группой. Мне трудно оценивать, но это комедийная мелодрама, милая спокойная картина, которую с удовольствием будут смотреть дома.


Как решились на участие в «Честном разводе»? 

Я сомневался. Но, как и любой актер, я готов выполнить любую работу, сыграть любую роль в меру своих способностей, отдавая себе отчет, насколько я справлюсь с поставленной задачей. Я попросил чуть подправить сценарий — так, чтобы моя предыдущая роль ведущего на телевидении не помешала восприятию нового образа. Поэтому мы вместе с продюсером и режиссером правили под меня текст. 

Как вам атмосфера на площадке? Сложно было сниматься в таком большом проекте?

Кино — штука чрезвычайно сложная. Для актеров это трудное психологическое состояние, в отличие от театра — там ты входишь в образ и два часа работаешь, отключаясь от всего остального. В кино надо привыкнуть к бесконечным паузам, перерывам — иногда длиной в несколько минут, иногда в день или месяц. Невероятно тяжелая работа.

Кино не дает расслабиться — крупный план, глаза не соврут ни на йоту.

Можно как угодно играться голосом, мимикой, жестами, размахивать руками — если глаза пустые, это видно сразу. Надо привыкать. Во всей этой истории существует только один человек, который знает, что из этого получится, — это режиссер. Нужно либо не участвовать в проекте, либо довериться ему и бездумно пуститься в плавание. 

Самое главное — вы получили удовольствие от съемок?

На площадке была доброжелательная атмосфера. От начала и до конца съемок, 29 дней — просто удивительно. Ни одного отрицательного момента. И актеры, и группа, и режиссер, и помощник режиссера — все было замечательно! Мне понравилось. 


Вам комфортно смотреть на себя на экране?

Я себе не очень нравлюсь. У меня всегда ощущение, что можно было сделать лучше. Поэтому никогда не видел «Поле чудес». Кино со своим участием видел только то, что мне нравилось: фильм «Дедушка моей мечты» был симпатичен, «Убить карпа» тоже, где мы с Любушкой Полищук. Она очаровательная, такую актрису потеряли! Великая русская артистка. И в «Честном разводе» ребята уж больно хорошие. Александр Робак удивителен, божий дар человеку дан. А у Агаты Муцениеце глаза такие выразительные, что утонуть можно. 

Как относитесь к современному российскому и зарубежному кино?

Не очень, но это только мое мнение. Большинство советских фильмов — по качеству, психологии, актерству и таланту режиссуры — выше, чем все, что снимается сегодня. Сейчас тоже есть замечательные фильмы, кто спорит, — Алексея Германа-старшего, например. Его сын, Алексей Алексеевич Герман, снял фильм «Воздух» — говорят, здорово, и тема мне близка: кино про авиационный истребительный полк. Будет любопытно посмотреть. То, что снимает Павел Чухрай, — замечательно. Но в основной массе фильмы тех времен, несмотря на отсутствие аппаратуры, которая есть сегодня, были глубже. А что касается иностранных фильмов — трудно делить: количество ширпотреба там такое же. Другое дело, что они даже туда вкладывают гигантские деньги, поэтому боевики смотрятся на одном дыхании — сделаны ремесленно точно. Эта гигантская индустрия позволяет себе многомиллионные траты на пустышки, хотя некоторые картины вызывают восхищение. Когда-то я любил французские комедии — забавные, сделаны лихо. Сейчас американцы массой задавливают. Но это только мое мнение, никому его не навязываю. 

В интернете недавно был популярен тренд — «Укажите шесть фильмов, чтобы узнать вас поближе». Какие фильмы назвали бы вы?

Есть фильм, который я один раз увидел и заболел на всю жизнь, — «Весь этот джаз» Боба Фосса. Он у меня дома лежит, ставлю, когда бывает невмоготу. Почти наизусть знаю. Конечно, «Крестный отец», «Человек дождя» — с ума можно сойти, «Молчание ягнят» — работы потрясающие. А наши — «Покаяние», «Мимино», «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» — такой глубины и долгого потрясения я давно не испытывал. Все фильмы Бондарчука-старшего — просто сумасшедший дом. Ранние фильмы Никиты Михалкова поразительные. По точности восприятия и игры — «В бой идут одни старики», «Освобождение» Озерова — гигантская киноэпопея, удивительно, как ее сняли. В 1960 году вышел один из первых американских фильмов, которые попали на советский экран, — «Великолепная семерка». Ширпотреб совершеннейший, но снято феноменально. Я помню, как люди выходили из кинотеатра и входили обратно, очереди по кругу ходили. Сам смотрел раз пять. Я не представляю фильма, на который люди будут ходить по нескольку раз сегодня. Может, потому что все можно посмотреть в интернете. 

Но, по моим чувствам, смотреть картины в кинотеатре — совсем другие ощущения.


Пугает ли вас, когда в кинопроизводстве используют искусственный интеллект?

Я совершенно не понимаю, как это делается, могу только восхищенно выпячивать глаза. Мне слишком много лет, чтобы мне это нравилось. Для меня живое, человеческое ближе любой подделки. Может, кто-то к этому привыкнет — я нет. Не успею. Это замечательно — это естественный процесс, развитие, движение вперед, вбок, в сторону. Главное, чтобы не назад. Но к чему это приведет — предсказать невозможно. Мы страшно заторопились. Почему-то решили, что все понимаем. Ко всему надо относиться осторожно: миллиметр, шаг за шагом, а не прыжками вперед. Мы почти ничего не знаем о Земле, на которой живем. Понятия не имеем, что в океане происходит. 

Настораживает соревновательный момент — кто быстрей кого. Это неправильно: быстрее всех все равно человечество.

Соперничество нас завело не туда. Первый — не значит лучший. Надо быть осторожнее. 

Недавно переводила интервью актера Николаса Кейджа, он сказал, что его жизненная философия «Я — ученик, не учитель». Он 40 лет в индустрии, но не поучает молодых артистов, а учится у них. Разделяете ли вы такое мнение?

У него поразительное количество фильмов! Не могу сказать, что они выдающиеся, но он в них на своем месте. Насчет философии — я всегда говорил, что я ведомый. Боготворю людей, которые умеют что-то делать лучше меня. Преклоняюсь перед ними — кто учил меня летать, стоять перед камерой, выходить на корт, сидеть за рулем автомобиля. Всему, что мы делаем в жизни, мы у кого-то научились. Вокруг огромное количество людей, которые могут тебя чему-то научить. И это прекрасно. 

Узнала, что вы участвовали в первых Всемирных авиакосмических олимпийских играх в Турции в 1997 году, вели первый в России конкурс красоты и делали много других резонансных первых вещей. 

Да, я был автором сценария и ведущим первого российского конкурса красоты. И, как сказали американцы, — я возродил смокинг в СССР, после меня все стали их носить. В 1991 году я был в числе тех, кто возродил бильярд: мы таскали подарки в маленькую бильярдную в Питере, устраивали соревнования, я ездил с лекциями. Еще я был первым курсантом, кто в 1994 получил лицензию пилота. 25 лет назад в «Поле чудес» мы организовали «Елку желаний» — под Новый год исполняли три желания. Сегодня ее все делают. Мне это безумно греет душу — хоть немножечко я не зря прожил эту жизнь. Я доволен.


Чем из вышеперечисленного особенно гордитесь?

У меня сын, дочь и внучка. (Смеется.) Это лучшее, что я сделал на этом свете.

Сожалеете о чем-нибудь?

Нельзя ходить задом наперед. Есть вещи, о которых я жалею и которые можно исправить — я пытаюсь это делать. А о том, которые исправить нельзя, я давно забыл. Какой смысл? Во всем должен быть маленький, но смысл. Или удовольствие.

Мне кажется, одна из самых сложных вещей в жизни — научиться прощать себя.

Прощать себя труднее всего. Хотя, сказать честно, ничего более легкого на свете нет. Есть вещи, которые простить себе нельзя. У каждого они бывают — маленькие и большие, обидное слово, жест, что-то не сделал или сделал не так. Жизнь — дорога не гладкая, каждый спотыкается. Все, что было, — было. Теперь надо смотреть, что будет, и каждый день доказывать свою первосортность. В любом деле. Все, что было вчера, не имеет значения.

Вы говорили в каком-то интервью, что ваша мама любила повторять: «Ваша пятая точка не может вами командовать».

Да, совершенно точно.


Вам нравится музыка?

Я люблю джаз. А из классической музыки на меня когда-то подействовало «Болеро» Равеля — я потом собирал пластинки разных дирижеров. Удивительный «Караван» на меня невероятно действует — когда нет настроения, ставлю пластинку и слушаю. В джазе такие соло, такие виртуозы! Дух захватывает.



Нам всем бывает грустно. Как вы обычно поднимаете себе настроение?

Первое, что делаю, — это запираюсь, чтобы не портить настроение другим. Потом иду в зал и занимаюсь там, в теннис играю или иду на авиационный тренажер. Или лечу в Беларусь к товарищам и там летаю на вертолете. Звоню близким людям, и мы собираемся вместе — сразу отпускает.

Что вы чувствуете, когда пилотируете самолет? Чем вас цепляет небо?

Как я могу передать вам вкус клубники? Это эмоция, которую словами описать невозможно. Не уверен, что даже стихи могут передать на сто процентов ощущения человека — наверное, только музыка. 

Небо — это что-то невероятное. Это кусок жизни. Я скучаю по нему каждый день, каждую минуту, каждый час. 

Так, как скучаю без кабинета своего ночью, без сцены, некоторых вещей, которые составляют мою жизнь. Без них я не могу существовать.

Вы трудоголик?

Нет. Я всполох. Могу что-то сделать мгновенно, работать над чем-то в течение какого-то времени, но постоянно — нет. Уже теперь нет.

Как прошел ваш 2023 год?

Ничего экстраординарного. Но были грустные моменты — много людей потерял. Они исчезают. Хотя, как мне однажды сказал священник, это эгоистично: мы плачем о потерях, и не думаем, что человек в свет ушел. Может, ему там лучше? Если вы в это верите. А все остальное — как было, так и было. Живу, как жил, и хочу так жить дальше. 

Сохраняется ли у вас праздничное, новогоднее настроение?

У меня оно всегда есть, и не в Новый год тоже. Я заранее составил рецепты того, что будет на столе. Готовил как всегда сам — знал, кто придет за мой новогодний стол. Стоял у плиты лет 65, для меня это удовольствие, очень люблю готовить.


Актуальный вопрос: какой ваш любимый новогодний салат?

Люблю грузинский салат. Все, что дома есть, настрогать в салатницу, со сметаной перемешать — огурцы, кинза, лук. Вообще люблю грузинскую кухню. Грузия — любимая страна. Мой медовый месяц там был, огромное количество друзей оттуда. Я редко кому завидовал, но грузинам и японцам завидую. У них есть традиции, за которые они цепляются, сдирая руки в кровь. Грузины поэтому так гордо себя несут, для них мать — это мать, честь — это честь. И это не показная история, хотя иногда немного театрально. Они так воспитаны. 

Если бы вы были десертом, то каким?

Здесь вы не попали — я бесконечно далек от десертов. Готов променять любой торт на соленый огурец. (Смеется.) Вот это люблю!

Фото: пресс-служба
Новости — 16:50, 19 сентября
Кинофестиваль «Маяк» объявил конкурсную программу
Новости — 14:45, 19 сентября
«Стальное сердце», «Майор Гром» и TIOT. Рассказываем, как прошел второй «Фандом Фест»
Новости — 12:25, 19 сентября
Цирк, балет и музыка: «Яндекс» и Imperial Orchestra покажут мистическое шоу по мотивам «Щелкунчика»
Новости — 19:13, 18 сентября
«Эмили в Париже» продлили на 5-й сезон
Кино — 19:04, 18 сентября
Как вынести креатив из мастерских в пространство города? Рассказывает руководитель Агентства креативных индустрий Гюльнара Агамова