Интервью, Кино — 30 декабря 2023, 14:34

Луч солнца золотого. Интервью с Валентиной Ляпиной о «Бременских музыкантах», белых воронах и экстриме

1 января в прокат ворвутся «Бременские музыканты». Да-да, те самые бродячие артисты и балагуры, которые смех и радость приносят людям. Подарить новую жизнь культовому советскому мюзиклу решился Алексей Нужный — режиссер народных хитов «Я худею» и «Огонь». В знакомых с детства героев перевоплотилась целая плеяда звезд отечественного кино, включая Тихона Жизневского, Сергея Бурунова, Ирину Горбачеву и Константина Хабенского

Одну из главных ролей также исполнила Валентина Ляпина из сериала «Мир! Дружба! Жвачка!». В преддверии премьеры мы поговорили с актрисой о точках соприкосновения с ее героиней, исполнившейся мечте и нежелании засиживаться на одном месте.

Хочу начать с чистосердечного признания: я искренне жду этот фильм, потому что «Бременские музыканты» — один из самых любимых моих мультфильмов детства. Мне очень интересно узнать, как вы адаптировали эту историю в кино. У тебя самой есть какие-то детские впечатления или воспоминания, связанные с этим мультфильмом?

Да, конечно, я его в детстве тоже смотрела. Мы еще того поколения, которое смотрело и советские мультики (и нам они нравились!), и уже современные, про диснеевских принцесс. «Бременских музыкантов» я тоже всегда очень любила, а наша картина, скорее, по мотивам. Мне кажется, это даже круче, потому что она адаптирована под современного зрителя, в ней больше драматургии. Не в обиду авторам советского мультика, мы все его очень любим, но у нас немного другая история.

Кстати, ты упомянула диснеевских принцесс, и я вспомнила, что в детстве Принцесса из «Бременских» казалась мне совсем непохожей на них, даже во внешних своих проявлениях. В фильме образ твоей героини отличается от оригинала, как вы его создавали?

Мы придумали, что Принцесса, которую зритель видит в мультфильме, в нашем фильме становится такой только в конце. Она сначала должна пройти огромный путь, чтобы стать той, кого очень любят. В мультфильме, на самом деле, у нее очень мало каких-то проявлений, и мы решили в этом плане сделать разнообразнее, интереснее и показать ее суть. Не то, что вот она просто капризная, что у нее «состояние истерическое», как поет отец — нет. Показать причину, следствие, чтобы это была поучительная история и для детей, и для взрослых.


Я долго думала про ее побег из дворца. С одной стороны, его можно расценить как безумную любовь, но в то же время это просто высвобождение человека из замкнутого мира, в котором она постоянно жила. 

Да, у нас на этом все построено. Без спойлеров, аккуратно: она сбегает ради поиска себя, ради самовыражения. Принцесса — артистка по натуре. Она очень хочет выступать, а ее талант губят во дворце, ее душат, не дают реализовываться, поэтому она сбегает.

У нас Принцесса вообще не любит Трубадура. Она только в самом конце понимает, что это близкий ей по духу человек, когда Сыщик уже возвращает ее во дворец.

Возможно, я уже смотрю на сюжет как современный зритель и вижу в нем актуальные темы, о которых сейчас все говорят, но, на мой взгляд, там все-таки есть мотив сепарации от родителей. Король будто насильно заставляет дочь быть рядом с собой, а она, наоборот, хочет найти именно свой путь. В этом плане тебе история Принцессы не совсем близка, ведь у тебя с родителями всегда были хорошие отношения, они тебя поддерживают во всех творческих начинаниях, правильно? Ты же с самого детства снимаешься.

Да, это они дали мне возможность пробовать самое разное, что только есть, и понять себя. В 13 лет я уже поняла, кем хочу стать, и сейчас двигаюсь по этому пути. Конечно, мы всегда для своих родителей будем маленькими детьми, у которых меньше опыта, которые не до конца что-то понимают.

Главная проблема в этом отношении родителей к детям — в том, что им просто нужно отпускать, а не держаться так долго за своих детей, как за каких-то бестолковых людей.

Нужно просто дать им возможность получить свой опыт. 

В целом у меня очень хорошие отношения выстроены с родителями, они меня поддерживают и так далее. Но когда я съезжала из родительского дома, конечно, им тоже это трудно давалось, как и любому родителю.

Тебе близок характер Принцессы? Все-таки ее решительность, импульсивность и готовность бросить стабильную и понятную жизнь ради исполнения своей мечты — это выход из зоны комфорта и в то же время пропасть в неизвестность.

Конечно! Это абсолютно про меня, и я считаю, что так гораздо интересней.

Кадры из фильма «Бременские музыканты»

Ты рискованный человек? 

Да. Я верю в свою мечту, могу идти на многие жертвы ради реализации и делаю это.

Как ты себя на это настраиваешь? Рисковать же часто бывает очень страшно.

Страшно, согласна. Но когда ты понимаешь, ради чего рискуешь, когда тебя поддерживают твои близкие люди, становится чуть легче. Когда нет этой поддержки, то ты чувствуешь себя более одиноким волком таким, который уходит в темный лес. В целом я как-то с детства к этому привыкла, потому что в очень многих планах я всегда была не такая, как все.

Например? 

С детства я снимаюсь, всегда было ко мне предвзятое отношение в хорошую или в плохую сторону. Со стороны учителей, со стороны одноклассников, со стороны знакомых. От этого же вся жизнь меняется. Так как это уже долгий путь — 11 лет, я уже привыкла и понимаю, ради чего это все.


Это уже настолько закалило характер, что стало частью образа жизни. 

Я всегда была одинока в этом плане. У меня что-то происходило раньше, чем у моих сверстников. Что-то происходило гораздо позже, чем у них. Но я считаю, что это мой путь и все как надо идет.

Ты фаталистка, веришь в судьбу? Условно, что события, которые нам предначертаны, обязательно произойдут?

Я все-таки человек искусства, и у нас в российском кинематографе все зависит от нескольких вещей: от удачи, таланта и трудоспособности — это три главных фактора. Если убрать судьбу, то ничего не работает. Должны быть все три эти пункта.

Как минимум трудоспособности тебе точно не занимать, учитывая то количество проектов, в которых ты снимаешься.

Да, но с этим тоже нельзя перебарщивать. В какой-то момент я поняла, что не хочу сниматься в трех-четырех проектах параллельно, сейчас максимум два проекта могу брать. Не хочу с этим перебарщивать, потому что ты растрачиваешься, а ждешь чего-то совершенно другого, и потом у тебя просто на это не будет сил, чтобы реализовывать себя в чем-то более крутом.

Кадр из фильма «Бременские музыканты»

Про «Бременских» ты написала, что этот фильм для тебя важным этапом в жизни. Можешь поделиться, почему?

Во многих планах. Во-первых, это спустя долгий период первый такой проект, где задействовано огромное количество профессионалов. Здесь абсолютно все топовые актеры нашего кинематографа, и ты, находясь с ними в кадре, тоже выходишь на новый уровень, потому что не можешь подвести. Я этого и хотела! Очень хотела попробовать что-то новое, поработать с этими артистами. С кем-то я уже была знакома (по сути, только с Сергеем Александровичем Буруновым). 

И в актерском, и в человеческом плане я вышла на какой-то новый уровень для себя.

Надо соответствовать. (Смеется.)

Да, надо соответствовать, это правда. Кстати, это очень легко делается. Когда ты играешь с артистами определенного уровня, ты не можешь по-другому. А когда берешь какие-то более легкие для себя проекты, где еще не все до конца прочувствовали профессию, не знают все тонкости, это тоже сказывается, потому что порой мне приходилось вывозить все на себе. Это, конечно, очень чувствуется. 

В человеческом плане у меня появилось два очень близких по духу человека в моей жизни: Ира и Тихон. Они прекрасные, я им очень благодарна. Даже не только в работе с ними, а, наоборот, больше в личном общении я как будто прочувствовала их опыт. Они со мной делились, я с ними делилась, я вместе с ними его прожила и поняла что-то для себя.


У вас действительно гигантский звездный каст. Кажется, ты тоже неслучайно приняла участие в этом проекте, потому что тебя же постоянно добавляют во всякие списки в духе «Топ самых перспективных российских актеров». Работая со старшими коллегами, ты заметила какие-то различия между ними и твоим поколением 20-25-летних в плане подхода к профессии?

Я думаю, все очень индивидуально. Есть исключения из правил и там, и там, потому что я не могу, например, отнести себя прямо к своему поколению и сказать, что я олицетворение тех, кто родился после 2000-х. Нет, совершенно. Мне кажется, что те, кто выбивается в топ, — исключения из правил, они всегда белые вороны.

Насколько я понимаю, в фильме сохранилась оригинальная музыка и добавлены новые песни. Ты сама любишь петь, рада тому, что получилось попробовать себя в мюзикле?

Да, конечно! За год до кастинга в «Бременские» я летела в самолете и загадала: «Я очень хочу сыграть в мюзикле! Я очень хочу петь, танцевать в кадре, потому что просто обожаю это с самого детства». Даже в профессиональном плане это совершенно другой опыт. Это другой способ выражения абсолютно всего. Я была очень рада.

Когда я получила предложение, я поняла, что роль будет моя и точка.

Песни у нас есть оригинальные. Думаю, будет классный эффект и очень надеюсь, что зрители будут подпевать, потому что я лично точно буду подпевать. Есть парочка песен, которые написал Максим Фадеев. Они немного в другую сторону, уже более современную. В этом плане картина совмещает и оригинал, и более современный взгляд. Что мне понравилось больше всего — это то, что я пела все сама. Во всех песнях все партии полностью мои. Я даже переспрашивала — все остается именно моим, потому что порой кого-то могут немного подавтотюнить, подпеть что-то, но у меня такого нет.


Фильм вообще анонсировали в прошлом году, а про твое утверждение рассказали только летом, правильно?

Да, когда съемки начались. Меня утвердили самую последнюю из всех актеров. Я на пробы ходила в феврале и второй раз в мае, после чего меня утвердили, а в июне начались съемки. 

Игорь Гринякин, наш оператор, в крайнюю смену в экспедиции, когда мы все сидели, праздновали и ели дагестанские арбузы, спросил Алексея: «Леш, расскажи, пожалуйста, почему именно Валя?». И Алексей рассказал, что на самом деле, когда первый раз мы попробовались, он такой: «О, класс, это она! Только единственное — надо перекраситься». Когда мне это сказали, у меня уже был подписан договор с «Этерной», и я не могла быть блондинкой совершенно, потому что в этом сезоне все построено на том, что там все рыжие. Мы говорим по факту: «Извините, у нас подписан договор, мы не можем краситься». Плюс, честно говоря, мне очень жалко мой цвет волос, потому что он натуральный, неповторимый и фиг потом его вернешь. 

Когда мы сказали, что не можем, но предложили парики как альтернативу, Алексей сказал: «Ну ладно, значит, пока еще посмотрю кого-нибудь». Еще несколько месяцев он смотрел, искал и в результате вернулся к моему варианту, потому что как-то я ему так запомнилась, нащупала на пробах что-то такое очень близкое и, видимо, неповторимое.

Валя и Тихон Жизневский в фильме «Бременские музыканты»

Суть в том, что я всегда ощущала себя Принцессой! (Смеется.) Эта роль мне очень близка. Понятное дело, что это определенные обстоятельства, и они всегда будут отличаться. Но я максимально кайфовала на съемках, потому что я просто выводила свой личный характер, порой как-то совсем уходя в гиперболизацию. Есть еще такая фишка, что присутствует мультяшность в нашей игре. Это специально такой эффект, чтобы у зрителя как раз-таки возникали отсылки к мультфильму.

Понятно, потому что это все-таки такая жанровая штука. 

Да. Все-таки у нас животные разговаривают и так далее. Понятное дело, что мы не преподносим это как настоящую историю. Наоборот, это определенно сказка.

При подготовке к ролям ты обычно собираешь плейлисты. Делала ли ты какую-то подборку для Принцессы? 

Конечно, ко всем ролям я это делаю, и к Принцессе тоже. Мне это очень помогало. В этот раз в моем плейлисте были саундтреки из самых разных мультфильмов и мюзиклов, потому что это очень атмосферно меня настраивало.

Какие мюзиклы тебе нравятся?

Во время съемок и при подготовке я пересматривала самые разные мюзиклы. Очень люблю «Ла-Ла Ленд»! Это топовый пример мюзикла, где все на высшем уровне: и песни, и танцы. Сцены построены и на диалогах, и на диалогах во время танцев — у нас тоже есть такие приемы. Это очень трудно. Очень долгие репетиции у нас были, но в результате получились одни из моих любимых сцен.


В основном я смотрела мультфильмы и, конечно же, «Бременских». Не знаю, сколько раз я пересмотрела их. Раз 20! Порой я пересматривала их прямо на смене. Я старалась какие-то вещи копировать на 100%. Допустим, крик определенный или движение. То есть не танец сам, потому что танец у нас где-то частично остался оригинальным, где-то частично добавлено что-то новое, а вот именно движения, пластику самой героини. Для этого нужно было постоянно смотреть, репетировать и думать, в какие моменты, куда это можно гармонично и уместно вставить.

Как тебе вообще работалось с Алексеем Нужным? 

Я поняла, что это один из прям моих режиссеров. С ним было гиперкомфортно работать.

Просто по-человечески какой-то коннект случился?

Да. И это самое важное, особенно когда роль сложная. А она была для меня сложной, хотя я кайфовала от каждого сцены, от каждого момента. Но порой, особенно в начале, мне было трудно, потому что это был определенный поиск. Мы начинали, конечно же, как это принято в российском кино, с самых трудных сцен. (Смеется.)

Классика! 

Да. Сначала мы пристраивались друг к другу, находили определенный коннект. У Алексея, на самом деле, была гиперогромная зона ответственности. У нас же очень масштабные съемки: там и декорации масштабнейшие, и детали, и массовка порой по 200−300 человек. В общем, реально было сложно. Мы снимали очень постепенно. Я такое прям люблю, когда снимают максимум одну-две сцены в день. Зависит от хрона, конечно, но грубо говоря, максимум три-четыре минуты в день. Это очень влияет на результат, на подробность проработки. Учитывая такой жанр и такое количество людей, это нам очень шло на руку.

Кадры из фильма «Бременские музыканты»

Как ты думаешь, почему сейчас многим продюсерам, режиссерам так хочется делать сказки? С чем связан такой тренд? 

Это связано с тем, в какое время мы живем и с тем, что людям нужна надежда и вера в чудо.

Какая вообще царила атмосфера на площадке, учитывая то, что снимались Тихон Жизневский, Ирина Горбачева, Сергей Бурунов, а они создают впечатление очень веселых людей?

В первую очередь это огромные профессионалы своего дела. Конечно, в приоритете всегда был результат. Когда мы понимали, что двигаемся в нужном направлении, то могли как-то подрасслабиться, понять, что все идет как надо. Но изначально, когда шел определенный процесс поисков к каждый сцене, подробные репетиции, они проявляли весь свой профессионализм, характер и настойчивость. Пока не были уверены в том, что делают, они были максимально отстраненными профессионалами. И это, мне кажется, самое крутое, потому что если на площадке царит только расслабленность и веселуха, то крутое кино не снимешь.

Вы же снимали в очень красивых местах? Ты упомянула Дагестан, я слышала еще про Кавказ.

Мы объездили весь Кавказ за две недели. Последний день у нас был Дагестан, Махачкала, мы снимали на бархане. Это была, наверное, одна из сложнейших смен, потому что у нас же у всех ребят пластический грим и шерсть настоящая, а на вершине бархана жарко, мягко говоря. Наверх ведет длинная тропа, ребята шли в пластическом гриме все эти полтора километра, и это тоже не из легких испытаний. Но в остальном погода нам благоволила, очень повезло. Получились красивые кадры, когда мы сбегаем с этих песчаных гор.

Валя и Тихон Жизневский в фильме «Бременские музыканты»

В тему про разные места: ты теперь еще и ведущая, у тебя есть тревел-шоу. Ты до этого много путешествовала?

Я очень много путешествую благодаря съемкам, и в том числе за это очень люблю свою профессию. Мало куда я ездила именно по России, по пальцам можно пересчитать пару городов. В этом плане реально очень классно, что появилось тревел-шоу в моей жизни, потому что я вижу что-то новое совершенно, чего даже не ожидаю от нашей страны

У вас же там не только Россия, да? Первый выпуск был в Стамбуле.

Первый выпуск был из Стамбула, да, потом мы немного переформатировались. Я даже спрашивала, почему так произошло, потому что изначально мы говорили, что будем ездить по разным городам и странам. Насколько я поняла, это все из-за организационных моментов. Плюс все-таки решили остановиться на путешествиях по нашей стране и привлекать внимание к нашим городам.

Каково тебе самой в амплуа ведущей? Как ты себя чувствуешь?

Очень круто, я даже не ожидала! И вначале, честно, сомневалась, потому что это вообще совершенно другое. Я не знала, чего ожидать, и не до конца понимала, что от меня требуется. Мне говорили: «Будь собой. Вот тебе текст, но импровизируй». Что это значит? Как именно импровизировать, когда у тебя есть еще и соведущий? Первый выпуск для меня был самым трудным, потом у нас немного изменился формат: больше какой-то информативной части ушло за кадр, а в кадре осталась импровизация, реальные ситуации и наше отношения к ним.


Я очень кайфую, потому что ты и отдыхаешь, и получаешь новые эмоции, и реально путешествуешь. А я обожаю путешествовать! Меня это так заряжает. После съемок я приезжаю, как из мини-отпуска. 

Но, конечно, не все съемки так легко мне дались. Алтай, для меня, например, был настоящий прям экстрим, а я вообще не экстремалка. Это меня немного выбило из колеи. Мы катались на горных квадроциклах, которые в два-три раза больше обычных. У них колеса с меня ростом! Меня просили кататься по полю и потом закатываться в гору. Ладно, в гору я еще закатилась. Мне было очень страшно, но я это сделала. Потом мне сказали скатываться с горы, и я понимаю, что там наклон 45 градусов, а квадрик даже на тормозе не может остановиться и медленно едет. Меня так начало колбасить! Я чуть ли не со слезами на глазах это делала. 

Сейчас мы снимали спецвыпуск в Шерегеше, на горнолыжном курорте. Там для меня было другое испытание: я летала на параплане. Это был мой второй раз. В первый, когда я летала в Подмосковье, у меня был трос, а тут ты стоишь на вершине горы, на высоте километр с лишним, и должен бежать вниз. С годами я поняла, что реально очень боюсь, когда у меня под ногами нет опоры. В итоге, сначала я упала, ноги у нас сплелись, и мы в результате кувыркнулись, остановились. У меня мини-истерика случилась, я начала плакать. Но преодолевая себя, полетела все-таки со второй попытки.

С одной стороны, здорово, что ты можешь сделать нечто эдакое, но с другой, тревога и адреналин накатывают, а у тебя нет возможности развернуться и уйти. 

Нет, конечно, я могла отказаться.

Но я была бы не я, если бы не преодолевала себя постоянно.

Какое место на планете тебе бы хотелось обязательно посетить?

Очень люблю Японию! Это прям моя культура, очень хочу туда. А так я хочу попробовать изучить весь наш мир. Каждое свое путешествие я выбираю новое место, не вижу смысла возвращаться в то же самое. Правда было одно исключение — Стамбул. Я вернулась, потому что на съемках мы были там всего три дня, я была все время на работе, не смогла спокойно выдохнуть, погулять, поэтому сама еще раз изучила его для себя. Одним из следующих пунктов на пути точно будет Япония. Очень давно туда хочу поехать надолго, может, на месяц, чтобы прям максимально почувствовать это все.

Чем тебе близка японская культура?

Я очень люблю суши. И роллы. Очень люблю Хаяо Миядзаки. Я вижу Японию вот как в мультиках Хаяо. Понятное дело, что она не вся такая. Даже если сравнивать, то есть и Япония из мультфильмов Хаяо; есть Япония из какой-нибудь манги, аниме. Ну и конечно, храмы, буддизм, гейши. Это прям моя эстетика.

Вспомнилась твоя героиня из «Молодого человека», которая тоже любила Японию.

Кстати, когда мы снимали, я как-то даже не осознавала. Когда готовилась, еще больше изучала культуру, а после съемок уже поняла, что мне туда надо.

Павел Табаков и Валя Ляпина в фильме «Молодой человек» (2022)

Если говорить о новых занятиях, то у тебя есть еще желание однажды попробовать себя в качестве режиссера. Понимаю, что сейчас тяжело загадывать, о чем ты конкретно хочешь снимать, но мне просто интересно: каких людей ты хотела бы показывать в кино, кто твои герои?

Честно, я так не задумывалась, потому что желание стать режиссером у меня возникло на опыте работы с определенными режиссерами и актерами. Я понимаю, что порой я бы вообще по-другому выстраивала весь процесс. У меня есть мысли уже определенные, конкретные истории, но так как пока непонятно, когда будет реализовываться (хотя, очень надеюсь, что в ближайшее время), то я бы не хотела просто вдаваться в подробности. 

Все равно у нас в российском кинематографе все настолько непонятно, что даже если у тебя есть идея сейчас, ты можешь реализовать ее полностью через десять лет, как это было с тем же «Миром! Дружбой! Жвачкой!». Сама история очень долгая. Только спустя лет восемь мы сняли пилот, спустя еще год-два вышел наконец-таки первый сезон. И у нас все так. Даже если ты снимешь, твоя работа может пролежать несколько лет на полке, как это говорится. Когда будет что сказать, я поделюсь.

Будем ждать! А чье видение из наших или из зарубежных режиссеров тебе созвучно?

Всех самых топовых и сразу! Мне кажется, у меня нет какого-то примера для подражания, что вот, «Я бы хотела снимать так же, как Скорсезе» или «Я бы хотела снимать так же, как Бондарчук». Нет. У меня просто есть свое особое какое-то видение.

Я по-определенному ощущаю мир и буду этими своими ощущениями делиться.

Когда ты рассказывала о путешествиях, то говорила, что не любишь возвращаться в те места, где уже была. Как это работает с кино? Например, фильмы — это единоразовые истории чаще всего, но есть сериалы, та же самая «Мир! Дружба! Жвачка!», где ты играла несколько сезонов. Каково снова возвращаться в те же обстоятельства? Или все зависит от конкретных проектов?

Нет, в киношном плане у меня абсолютно то же самое. Я не люблю играть одно и то же, мне становится скучно. Но в случае с «Миром! Дружбой! Жвачкой!» не совсем я возвращаюсь в ту же самую героиню, потому что в каждом сезоне Женя очень менялась. Если в первом сезоне она с характером, прям жесткая пацанка, ей палец в рот не клади, то к последнему сезону она становится максимально женственной и вообще по-другому расставляет приоритеты в своей жизни. Это уже взрослая, самостоятельная личность.

Кадры из сериала «Мир! Дружба! Жвачка!»

Ввязываться в какие-то долгоиграющие истории и по пять-семь сезонов играть одно и то же я точно отказываюсь. Мне такое неинтересно, ты застреваешь в этой истории, в этом образе, пропадает возможность пробовать что-то новое, другое совершенно. Я делаю все для того, чтобы каждая моя роль выводила меня на новую ступень.


Фото: кадр из фильма «Бременские музыканты»
Новости — 16:50, 19 сентября
Кинофестиваль «Маяк» объявил конкурсную программу
Новости — 14:45, 19 сентября
«Стальное сердце», «Майор Гром» и TIOT. Рассказываем, как прошел второй «Фандом Фест»
Новости — 12:25, 19 сентября
Цирк, балет и музыка: «Яндекс» и Imperial Orchestra покажут мистическое шоу по мотивам «Щелкунчика»
Новости — 19:13, 18 сентября
«Эмили в Париже» продлили на 5-й сезон
Кино — 19:04, 18 сентября
Как вынести креатив из мастерских в пространство города? Рассказывает руководитель Агентства креативных индустрий Гюльнара Агамова