Обзоры — 10 декабря 2023, 12:21

Мам, я сам! Как кино говорит про сепарацию от родителей

Когда ребенок становится отдельной личностью, которая может существовать без оглядки на родителей? При первом переезде? С поступлением первой зарплаты на карточку? С рождением собственного ребенка? Однозначного ответа на этот вопрос мы, разумеется, не ищем, но над темой сепарации каждый в своем уголке размышляем. И размышления привели нас туда, где привычно искать подсказки в делах рефлексирующих — к культуре, а точнее — к кино.

Мы решили проанализировать, как тема сепарации от родителей показывается в современном кино, какие примеры и антипримеры есть в массовой культуре и что из них можно почерпнуть. Помогла нам в этом Анастасия Ивкина, мультимодальный психолог и специалистка по контенту видеосервиса Movix. Настя выбрала десять фильмов и сериалов, на примере которых можно рассмотреть тему отделения детских и родительских «я», и прокомментировала каждый из них специально для нас. Получилась занимательная подборка проектов, которые теперь хочется пересмотреть с новой точки зрения. Check it out.

Анастасия Ивкина

«Пуповина» (2019)

Короткометражный фильм, режиссер Александр Бубнов

В мультфильме на классной метафоре показывается, как иногда мамы мешают своим детям быть отдельными личностями. В нем мы видим маму, которая после родов не дает врачам перерезать пуповину. А перерезание пуповины — это и есть самая ранняя сепарация, когда ребенок физически отделяется от тела мамы.

Следующий этап наступает в возрасте около года, ребенок осознает, что я ≠ мама или весь мир, я — отдельно. И дальше на каждом этапе взросления ребенок все больше отделяется от мамы, как физически, так и от ее взглядов и видения жизни. Сепарация — не одномоментное событие, а длительный процесс, начинающийся еще с родов.

Сепарация — это способность делать самостоятельный выбор и быть отдельной личностью, которая может сама о себе позаботиться. 



В этом мультфильме мама пресекает все этапы сепарации, начиная с рождения: она не дает ему изучать мир, не пускает знакомиться с противоположным полом и вообще общаться с кем-то, кроме нее. Мама не отпускает жить самостоятельно, сначала физически, а потом нагружая ребенка собственными установками, манипулируя своим состоянием или удушая заботой.

В «Пуповине» сепарация происходит, когда мама умирает. Для такого взрослого ребенка это ни с чем несравнимый шок. Вполне возможно даже, что после этого персонаж не сможет отпустить образ мамы и либо умрет вместе с ней, либо будет всегда жить, неся внутри заветы мамы. Мультфильм очень хорошо показывает, как это происходит на психологическом уровне. Мама, по разным причинам, из-за страха потерять ребенка или из-за того, что для нее сын — смысл жизни, или из-за гиперконтроля, делает все, чтобы ребенок никуда не ушел от нее. И, конечно, это бессознательный процесс с ее стороны, но все равно нездоровый.


«Странный Эл» (2022)

Полнометражный фильм, режиссер Эрик Аппель

Мотив сепарации взрослого мужчины от отца используется в кинематографе намного реже, чем отделение дочки или сына от мамы. «Странный Эл» — один из немногих фильмов, где это показано.

С самого детства папа подавляет желание своего сына Альфреда (или Эла) заниматься творчеством. Чтобы Эл перестал играть на инструментах и сочинять песни, отец применяет эмоциональное и физическое насилие. Он полностью обесценивает творческие успехи сына и считает, что тот должен пойти работать на завод. Уже покинув родительский дом, в колледже главный герой снова пытается заняться творчеством, но мнение папы, которое по-прежнему живет внутри, не дает по-настоящему раскрыться. С этим Элу помогают друзья, вдохновляя его записывать песни. Успех приходит к герою, но, даже несмотря на это, он несчастлив.

Обрести душевный покой Элу помогает возвращение домой и честный разговор с папой. Отец признается, что все это время боялся за сына и хотел обезопасить его, потому что сам когда-то подвергся опасности, когда проявлял свою творческую часть и не хотел, чтобы этот опыт повторил его сын. Но, будучи слишком директивным и не объяснив сыну причины своих требований, он только создал эмоциональную привязку, которая всю жизнь мешала Элу. Этот разговор оказывает терапевтическое воздействие на героя, давая ему наконец почувствовать внутреннюю свободу.


«Ведьмина служба доставки» (1989)

Аниме, режиссер Хаяо Миядзаки

Это аниме — настоящее психологическое SPA. Тот редкий случай, когда на экране мы можем увидеть пример здоровой сепарации. 

Главная героиня ведьма-ученица Кики по достижению 13 лет должна покинуть свой дом, чтобы пройти годичную практику. Мама переживает, что Кики придется уехать, но никак этому не препятствует. Папа замечает, что девочка подросла — пробует поднять ее на руки и удивляется, какой тяжелой она стала. Родители отпускают дочку с теплотой и верой, что у нее все получится, не вставляя ей палки в колеса.

И у Кики действительно все получается, несмотря на трудности. Мы видим, как она быстро взрослеет: ищет работу, начинает зарабатывать первые деньги, находит жилье. Мультфильм через сказочную атмосферу показывает абсолютно реальные вещи, через которые проходит человек, когда становится на ноги.


«Черный лебедь» (2010)

Полнометражный фильм, режиссер Даррен Аронофски

В фильме «Черный лебедь» мы видим, как раскрывается еще один процесс, происходящий во время сепарации, которая пошла неудачно. Это появление теневой стороны личности — вытесненной части психики, которая не может проявиться из-за социальных установок или требований извне. 

Главная героиня Нина находится в психологическом плену матери, которая считает, что может распоряжаться дочерью и ее будущим. Женщина не добилась того, о чем мечтала, и хочет, чтобы это сделала Нина. Героиня предстает перед нами в переходный период, когда ребенку необходимо «расстаться» с родителями. При этом ни сама героиня, ни ее мама не хотят принимать этот факт. В момент, когда подросток должен отдалиться от родителей и устроить бунт, Нина не выказывает никаких негативных эмоций, ведет себя спокойно. Она также не может принять сексуальность внутри себя. Вместо этого она живет в комнате, наполненной розовыми тонами и плюшевыми игрушками.

Катализатором перехода становится хореограф Томас. Он дает Нине главную роль в «Лебедином озере», где белый лебедь должен стать черным. Для девушки роль приобретает дополнительный смысл: перейти от состояния невинного подростка к признанию темной стороны. Интересна и дополнительная функция персонажа Томаса, который в жизни Нины не просто хореограф. Для девочек фигура отца является очень важной в процессе взросления: в детстве они начинают замечать взаимоотношения папы с мамой, узнают, что есть другой, мужской мир. Это мотивирует их взрослеть, раскрывать свои грани и познавать свою сексуальность.

В фильме переходный этап для Нины проходит слишком болезненно, подавленная теневая сторона личности вырывается наружу чересчур мощно.

Сепарация должна происходить постепенно, в обратном случае мы можем видеть психические отклонения, как те, которые появляются у Нины.



«Воронины» (2009-2019)

Сериал, режиссеры Александр Жигалкин, Леонид Коновалов, Георгий Дронов, Артур Богатов

Наглядная иллюстрация непройденной сепарации. Николай Петрович и Галина Ивановна живут по соседству с семьей сына Кости. В таком соседстве нет ничего плохого, если бы родители не переходили постоянно личные границы сына. Галина Ивановна может в любой момент зайти в гости, вмешаться в быт, в личную жизнь семьи сына, навязать свои правила и требования, с которыми жене Кости Вере постоянно приходится воевать. 

В сериале факт непройденной сепарации — это некий якорь, на котором строится множество шуток. Из-за того, что подобная ситуация до боли знакома очень многим в нашей культуре, она вызывает смех как защитную реакцию. Незримая война Веры и Галины Ивановны и Костя, пытающийся усидеть на двух стульях сразу, — тоже нередко встречающийся паттерн. Но в жизни это очень болезненная тема. Такая зависимость мужчины от мамы не позволяет ему полноценно участвовать в жизни собственной семьи. Его энергия постоянно направлена на маму. Мужчина, находящийся под сильным влиянием матери, редко высказывает свое мнение, а его женщина постоянно чувствует себя на вторых ролях, и решить эту проблему очень тяжело.

«Все, везде и сразу» (2022)

Полнометражный фильм, режиссеры Дэниэл Шайнерт, Дэн Кван

Фильм сам по себе очень многослойный, поэтому и тема сепарации здесь раскрывается сразу на нескольких уровнях.

Во-первых, нам показывают, как главная героиня Эвелин не может перестать зависеть от мнения своего папы, который всю жизнь был недоволен ее выборами. Героиня пытается оправдаться и живет жизнью, в которой она максимально не реализовалась, но при этом старается для всех. Напротив, в других реальностях, где Эвелин выбирала жить ради себя, видны ее весомые достижения. В одной реальности героиня становится лучшим шеф-поваром, в другой — известной актрисой.

Так работает сепарация: если пытаться удовлетворить чьи-то ожидания, можно не реализовать свои способности и желания.


Во-вторых, эта же проблема проявляется в отношениях Эвелин и ее дочери Джой. В реальности фильма дочка старается угодить маме. Тогда как во всех параллельных вселенных она в образе антагониста Джобу Тупаки пытается победить маму, на максимум проявляя агрессию, которую она подавляет в реальности. А именно агрессия во многом помогает человеку осознать себя отдельно от родителей.

Обе главные героини фильма справляются с неспособностью сепарироваться. Интересно, что в конце фильма Эвелин принимает свою отдельную личность и отходит от мнения папы, и тогда же она становится способной принять свою дочь такой, какая она есть.

«Все, везде и сразу» наглядно иллюстрирует, как эта проблема передается из поколения в поколение. А еще безумное состояние параллельных вселенных, которое мы видим на экране, очень похоже на то, как живет наша психика. У нее нет линейного времени, все происходит одномоментно и параллельно. Мы часто, сами того не замечая, предаемся размышлениям о том, что было бы, если бы мы поступили иным образом, и тем самым головой живем во всех этих реальностях одновременно.


«Милдред Пирс» (2011)

Сериал, режиссер Тодд Хейнс

В «Милдред Пирс» у зрителей появляется редкая возможность увидеть, как сепарация переживается родителем, а не ребенком.

Главная героиня Милдред Пирс живет со своим мужем и двумя дочками. Однажды героиня узнает, что муж ей изменяет, так Милдред оказывается одна с двумя детьми, вынужденная строить свою жизнь с нуля. За окном — Великая депрессия, работы почти нет, денег и подавно. Кое-как Милдред устраивается работать официанткой, что очень не нравится старшей дочери Веде, которая привыкла жить на широкую ногу. Ситуация усугубляется тем, что младшая дочь умирает.

Для Милдред Веда становится всем миром. Мы видим, что героиня очень старается ради дочки и работает. Но эта опека только злит Веду. Она взрослеет и воспринимает все действия мамы в штыки, а еще упрекает Милдред в том, что папа ушел именно из-за нее. Для девочки в этом возрасте характерно обесценивание заслуги мамы и, наоборот, возвеличивание папы. Эдипальный период, когда дочка начинает воспринимать маму как конкурентку, обостряет ситуацию.

Решением этого конфликта может стать нормализация отношений между родителями. Дети должны видеть, что между мамой и папой остается крепкая связь, несмотря на все невзгоды. В ситуации Милдред, к сожалению, никакого налаживания отношений не происходит. Папа только сильнее отдаляется от семьи, а Веда делает маме все больнее и больнее.

Сериал показывает, что нет плохих и хороших родителей, а есть жизненные обстоятельства и что сепарация — трудный процесс не только для детей, но и для родителей.


«Шрек 2» (2004)

Мультфильм, режиссеры Келли Эсбери, Конрад Вернон, Эндрю Адамсон

Самая больная тема в сепарации — это самостоятельный выбор партнера и будущего. Принцессе Фионе было предначертано выйти за красивого принца, а позже стать правительницей Тридевятого королевства. Но вместо этого она выбрала Шрэка и тихую счастливую жизнь на болоте. В мультфильме мы видим, что родителей такой выбор дочери повергает в шок. Отец Фионы не может смириться с этим фактом, он пытается сосватать дочь за принца Чарминга, который, как ему кажется, больше подходит ей по социальному статусу.

Мы видим, через какие трудности проходит сама Фиона: она вспоминает детство, мечты о прекрасном принце, взвешивает «за» и «против» жизни с огром на болоте. Но в финале Фиона выбирает себя и жизнь с партнером, отказываясь от многих королевских привилегий. Эта история учит нас, что сепарироваться возможно, хоть и не всегда просто. Родители хотят только лучшего для своих детей, и им бывает непросто отказаться от своих убеждений. Но конфликт может разрешиться успешно, что мы и видим в мультфильме.


«Ева, рожай!» (2022)

Сериал, режиссер Никита Грамматиков

В сериале «Ева, рожай!» мы видим очень интересные последствия отсутствия сепарации. Во-первых, если мама или коллега просят Еву что-то сделать, она не может отказать. У человека, который успешно прошел процесс взросления, всегда есть внутреннее право сказать «нет», но это не про нашу героиню.

Во-вторых, из-за того, что Ева до сих пор сильно зависит от матери, существует еще одна проблема. Вокруг Евы много мужчин, но все они недостаточно хороши: Сашу одобрила бы мама, с Ильей — финансовая безопасность, а Федор удовлетворяет героиню в сексуальном плане. Героиня страдает от того, что не может определиться, с кем она хочет быть.

Человек, прошедший сепарацию, воспринимает себя самого и других людей целиком, а не по осколкам, и благодаря этому может выбирать для себя что-то одно, а не жить бесконечно в неопределенности и неудовлетворенности.


Сепарация — это не только процесс взросления, но также и процесс обретения внутреннего стержня. Если сепарация не пройдена, человек начинает будто бы раскалываться внутри. По Фрейду, у человека есть три компонента психики: Эго, Суперэго и Ид. Эго — это сознательная часть, представления самого человека. Суперэго — это социальное одобрение, то, чего от нас хочет общество, семья. Ид — это все бессознательное, все вытесненное, животное, инстинктивное.


Фото: кадр из фильма «Один дома»
Новости — 17:50, 3 декабря
«Злая» стала самой кассовой экранизацией бродвейского мюзикла
Новости — 15:51, 3 декабря
ИИ вырастил первую в мире съедобную брокколи
Новости — 13:46, 3 декабря
Александр Хант работает над детективом в духе Агаты Кристи
Новости — 11:39, 3 декабря
Принцесса из королевства страха и боли: внимаем дебютному альбому Маши Мацель Gráta
Новости — 18:17, 2 декабря
«Ундервуд» и Константин Хабенский выпустил вторую часть сборника на стихи Окуджавы