Интервью, Кино — 7 декабря 2023, 15:35

«Люблю себе представлять что-то сказочное». Интервью с Василисой Перелыгиной

С 1 декабря на онлайн-кинотеатре KION начинается сериал «Кеша должен умереть» про любвеобильного архитектора (Константин Богомолов), убить которого, после появления в его жизни очередной спутницы, решаются все его бывшие жены и любовницы. Роль очередной спутницы Иннокентия, тренера по плаванию Аллы, сыграла Василиса Перелыгина. Антон Фомочкин обсудил с актрисой синдром Стендаля, факультеты Хогвартса и лучшее название для музыкальной группы.

Как удобнее — на «ты», на «вы»? 

Мне к вам удобнее на «вы». К тому же мы только познакомились.   

Как в старосветские времена? 

Да!

Что нам мешает представить, что они и не заканчивались? 

Действительно. (Смеется.) 

Как вам кажется, почему все эти прекрасные женщины в сериале увлеклись таким мужчиной, как Иннокентий?

Наверное, потому что он харизматичен, умен, ироничен… И, судя по тому, как много там секса, вероятно, он хороший любовник.


Стоит ли такой мужчина тех сил, которые героини прилагают на то, чтобы его в такой вот жанровой условности убить?

Он, конечно, не стоит того, чтобы на него внимание обращать потому что поступает гадко. А в рамках жанра — о да. (Смеется.)

Комфортно ли находиться в такой условности?

Нормально. Наше существование было довольно бытовым. Любую условность надо реализовывать очень честно и просто, только тогда поверит зритель. Да и подобную ситуацию вполне можно представить. В семьях всякое происходит, и отношения бывают очень разными.

И несчастными все бывают по-своему, как известно.

Да, иногда кого-то и убивают. 

И даже не в условности фарса.

Даже, да. (Смеется.)

Что вам близко и нравится в Алле?

Желание развиваться, расти. Когда она переезжает в Москву и сближается с Кешей, то начинает читать, слушать классику. Мне кажется, это вполне искреннее ее желание — узнать, наполниться, стать лучше. В сериале она единственный, по-моему, настоящий человек, не притворяющийся кем-то другим, не испорченный, наивный в чем-то и устремленный куда-то вперед. 


А такой отрезок жадного поглощения искусства в вашей жизни был? Или, может, есть сейчас? 

Мне кажется, у меня это не прекращается никогда.

То есть легко представить вас за томиком поэзии Гете?

Да. Это может показаться понтовым, но да, это про на меня.

Каким было последнее литературное откровение?

Слушайте, я, представляете, никогда не читала... Я читала Набокова, понятное дело, но некоторые его произведения обошли стороной. И одно из таких, до недавнего времени, — «Приглашение на казнь». Коротенькая штучка, но впивается быстро и крепко. Оказавшись в такой по-настоящему ужасающей комедии (моя вольная интерпретация жанра), и на реальность начинаешь смотреть с подозрением, недоверием. И читала я с каким-то замиранием, с постоянным вопросом, даже злостью. Испытала… есть, синдром, когда тебя физически захватывает какое-то произведение. Ты начинаешь плакать, у тебя перехватывает дыхание, ты не можешь двигаться. Такое у меня еще было когда-то со «Смертью в Венеции». Жаль, что это был перевод.

Синдром Стендаля. 

Наверное, да. И вот последнее, набоковское «Приглашение на казнь», я читала, с не таким мощным, но похожим физически ощущением.

Он не одолевал вас в галереях никогда, кстати?

Было такое. Долго смотрела, заплакала даже и сама удивилась. Я в изобразительном искусстве не особо разбираюсь, это были Босх и Брейгель, кто-то скажет, что это банально. Но они ведь бесспорно крутые. Это было в Германии.

Меня всегда интересовало в разговоре о синдроме Стендаля, замечают ли люди чувственную разницу между взаимодействием с литературой и живописью — или находят, что эти эмоции идентичны. 

Хммм. Мне кажется важно и понимание произведения, и чувственное что-то… может, даже чувственное важнее, если про синдром. Ну вот к литературе в этом смысле мне проще апеллировать. Как можно было такое написать? Как можно было написать это такими словами? На «Смерти в Венеции» реакция именно организма была сильнее всего… Опять же почему жалко, что перевод. Насколько это было красиво, насколько сам текст — вау! Но там красота и по смыслу, помимо прочего, имеет значение. И это физическое чувство восторга от бесконечной красоты парализует, и прям помню, что становилось тяжело дышать.

Как обычно говорят в таких случаях: «Зависть, потому что ты так не можешь».  

Отчасти, может быть. Но у слова «зависть», есть еще любопытное значение, редко используемое. Когда зависть выявляет твой потенциал. Мол, по сути, ты бы тоже мог этим заниматься. И, возможно, был бы не хуже. Есть такая версия. 

Похоже на правду.

Вот  например, математикам я не завидую. Я не понимаю, как они это делают, мне все равно, безразлично.

А вот гуманитариям — другое дело.

Да, ненавижу всех. (Смеется.)

кадры из сериала «Кеша должен умереть»

А в Венеции вы были после прочтения Томаса Манна?

Никогда там не была.  

А есть какое-то место на планете Земля, где очень-очень хотели бы оказаться?

Очень хочу побывать в Англии. Это еще такое немножко детское желание. Ассоциируется Англия с чем-то сказочным 

Эта мечта об Англии тоже началась с культуры, с какого-то образа в детстве?

Черт его знает. Я, как и все дети… Сейчас, кстати, никто не смотрит «Гарри Поттера», как раньше. Сейчас, вроде, аниме и корейская культура в топе. Появилось много кодов, которые трудно уже считать. А я, безусловно, отношусь к фанатам «Гарри Поттера». И поэтому, наверное, хотела в Англию поехать еще с выхода первой части. С чем это еще может быть связано… В какой-то период я очень увлекалась Шекспиром, прочитала буквально все. Даже какую-то огромную очередную его биографию Питера Акройда. Кстати, здоровская. Там есть и версия про Марло, и Рэтленда, и про группу авторов, но все равно она написана в пользу существования такого человека, как Шекспир. Все, что могло бы отрицать его существование, отрицала и я в ответ. Тогда я слишком сильно верила в то, что он и правда был, и искала все, что может это подтвердить. А теперь Гилилова на эту тему хочу прочитать

Ну что ж, тогда два основополагающих вопроса о британской культуре. Во-первых, существовал ли, по-вашему, на самом деле Шекспир?

Не знаю. (Смеется.) Спорят же до сих пор. Я бы хотела верить, что да. А мама пошутила как–то, что гениям просто завидуют, что в гениев не верят.


И, конечно, главный вопрос нашего поколения. Распределительная шляпа — куда? Гриффиндор, Слизерин, Когтевран или Пуффендуй?

Точно Слизерин!

Наконец-то так хоть кто-то ответил! 

(Смеется.) Нет, никакого Гриффиндора. Пуффендуй — нет, Когтевран… Ну, тоже нет. А вот Слизерин — самое оно.

Характер дает о себе знать.

Абсолютно, пока что он побеждает. (Смеется.) 

Мне, кстати, змейка с эмблемы Слизерина никогда не казалась зловещей…

Очень милая. Есть еще у Павла Бажова в «Хозяйке Медной горы»: и змейки, и ящерицы. Я вообще их как своих хранителей люблю. А мама любит драконов. Тоже близко. Все зеленые и с хвостами.

Хотелось в детстве заодно научиться говорить на парселтанге (змеиный язык. — Прим. SRSLY)?

(Смеется.) Наверное, да.

У них же всегда змееуст звучало как какое-то оскорбление. 

Это вот тоже вопрос! Считалось, это что-то опасное, предполагалось, что так только злодеи могут. А по-моему, круто! Почему нет? 

Хорошо, с Великобританией разобрались. Есть еще такие места? 

Да я вообще путешествовать люблю. Была пару раз в Германии, во Франции, Италии… Не суть. Просто хочу поездить еще. В частности — по Европе, по всему старинному.

Какие-то очень романтические страны.

Да, несмотря на то, что романтики во мне не так много, как хотелось бы. Что-то, к счастью, все равно говорит от ее лица. В сказки, вон, охотно верю.


О чем мечтается сейчас?

Наверное, хочется как-то подуспокоиться. Не суетиться и не пытаться успеть все и сразу. Да, это довольно размыто, но все равно это то, что мне правда помогло бы. Хочется ни с кем себя не сравнивать, не переживать, если что-то не случилось, потому что иногда в этом ты вовсе и не виноват — это не твои ошибки. Иногда просто так бывает, что не получается, и к этому нужно относиться легче, а не бесконечно переживать на тему того, что что-то не так, не сделано, и вообще нужно за один день выучить все языки мира, иначе «все пропало, я погибла!». Кстати, вот тоже — это моя цитата, когда я опаздывала в институт в 17 лет. А опаздываю я неприлично редко. И помню, что искренне это тогда сказала. И до сих пор могу начать паниковать, если не успеваю или не делаю чего-то.

Как убедить себя в том, что в такой ситуации жизнь не кончена?

(Смеется.) Не знаю. Точно скажу, что иногда у меня удается. В какой-то день не происходит того, что я хотела, над чем трудилась, и получается реагировать абсолютно адекватно, не переживая. При том, что все важное, как правило, выполняю. Бывает, это чувство возникает просто потому, что я об этом стараюсь себе напоминать, наверное…

Наладить диалог с собой.

Да, добрый диалог, а не тот, который я все время веду. Обычно он очень жестокий. Мне всегда казалось, что если этот разговор будет менее строгим, я стану, не знаю, ленивой, разболтаюсь. Но я в какой-то момент поняла, что не представляю, что должно произойти, чтобы я села ровно. И вести этот диалог так жестко — делать себе хуже, и, относясь к себе мягче, я не перестану меньше работать, например. 

Алла — тренер по плаванию со спортивным прошлым. До съемок в «Кеше» вы умели плавать?

Непрофессионально, конечно, но довольно хорошо. И даже когда-то в детстве занималась с тренером. Очень-очень люблю плавать. Но вот рыбкой прыгать, как в сериале, — не умела. А тут научилась, и получилось! Горжусь собой, вышло с первого дубля. Ночью. Четыре камеры, сделать все нужно сейчас или никогда, потому что ночь, и если будешь прыгать по 200 раз, то съемочная группа тебя возненавидит.

Поговорим про другие увлечения детства. Нашел в списке конный спорт, танцы… Теперь еще и плавание.

Боже, я выгляжу как — «и кружок по фото, мне еще и петь охота».

Было ли в детстве хоть какое-то время на лень?

О, безусловно! Это все только звучит так, но у меня было достаточно времени. И прогуливать тоже любила и в неприятности подростковые попадала.   


По чему из этих кружков больше всего скучается?

Конным спортом я не занимаюсь так, как занималась, увы... Но  раз в два года куда-нибудь выезжаю. А вот с музыкальной школой мне очень обидно, что никто не настоял, не заставил довести это до конца, потому что было бы приятно сейчас иметь в техническом арсенале и для души, умение хорошо играть на фортепиано. С гитарой тоже хотелось бы лучше. 

Какое название вы бы дали музыкальной группе, если бы она у вас была?

Мне тут недавно попаось название  «ДК Василек». Жалею, что не придумала это сама. Звучит забавно. Телеграм-канал так назвала.  

Что бы это была за музыка? И насколько велико сейчас желание музыкой заниматься?

Этот вопрос компрометирует как раз мою лень. (Смеется.) А если серьезно, желание есть, но нет времени. Может, если бы я и правда сильно хотела, по-другому расставляла приоритеты или исключила всякую жизнь, то успевала бы. Меня и друзья не зовут почти никуда уже, потому что я все время занята. А дружба… Сложно  А какая это была бы музыка? Гитара и, наверное… Я бы совместила ее с битами. Какие-нибудь технобиты и гитара. Такая фантазия. 

Звучит как название группы. «Технобиты и гитара».

Смешно! (Смеется.) И еще сейчас придумала: «Меня зовут Василиса» или «Я не Вася».

Где-то читал ваш рассказ о некоем мини-концерте. При каких обстоятельствах он был?

Дело было в «Китайском летчике Джао Да» в 2019, кажется, году. По-моему, на вечере премьеры клипа одной музыкальной группы. И на этом вечере собралась еще пара исполнителей, в их числе была и я. Спела свои песни и одну чужую — Тома Уэйтса. 

Видимо, такую чужую, что уже свою.

Blue Valentine, да. Такая чужая, что уже своя. В те времена.

Если у вас уже были песни, то с какого возраста  началось стихосложение?

Рано. Много всякой детской лабуды я начала писать в 14. А что-то первое… То ли в девять, то ли в шесть лет. Тогда я поняла, что слова рифмуются..

О чем была лирика в 14? О любви?

Конечно, о несчастной. О чем же еще? О разбитом сердце, о чем-то недостижимом, о безответном. (Смеется.) Иногда там проскакивало что-то про осмысление себя в пространстве, в мире. 

В маленьком 14-летнем мире.

Казался огромным. (Смеется.) Может, и сейчас тоже.

Как воспитать в себе бесстыдство и для жизни, и для сцены?

Думаю, если с полки брать ответ, то дать себе право быть собой. Вернуть даже. Оно было и есть, но обществом, средой ограничено. Стать смелее, не думать о том, что подумают о тебе. Здраво относиться к самому себе, тому, как выглядишь. Думаю, стоит с этого начать. 

За те несколько лет, которые прошли, допустим, между «Дылдой» и «Кешей», что-то поменялось в понимании работы, себя на экране?

Наверное, в основополагающем ничего не поменялось. 

Я как любила работать, так и люблю. Как строго к себе всегда относилась — так и отношусь.

К делу я и до «Дылды» относилась всегда ответственно. К себе тоже строго относилась. Наверное, родители воспитали такой подход. Изменилось… Надеюсь, я чему-то учусь в театре и даром это не проходит. После «Дылды» я стала внимательнее подходить к выбору того, в чем соглашаюсь учувствовать. А главная перемена произошла недавно… Иногда ты так рьяно летишь вперед и начинаешь к этому привыкать. Мне повезло, и звезды в голову не прилетели. Но к этому движению я привыкла, что вот вперед-вперед-вперед-вперед. А случается ведь так, что, сколько ни беги, что-нибудь все равно тебя надломит и остановит. Это произошло. И хорошо, потому что после я стала легче относиться к тому, на что не могу повлиять. Раньше неудачу я восприняла бы как глобальную катастрофу. Но нет, ничего страшно. Идем дальше. Рост связан с преодолением, с ошибками. Простая формула. К тому же все более или менее в одинаковом положении. Не надо пытаться никого обогнать намеренно. 

Гениев, скорее всего, нет — по крайней мере в этой профессии я их точно не встречала. Просто занимайся тем, что любишь, вкладывай в это себя по-настоящему, вкладывай силы.

Дело.

Да-да-да, не привыкать к удачам, к постоянству  наслаждаться, не загонять себя туда, где оказалась я, когда немножко превратилась в такого стремительного, но робота. И не забывать, зачем вообще все это затеял. 

Помните какой-то родительский спектакль своего детства?

Да, мамины. Папины, к сожалению, не помню. Из его киноработ «Униженные и оскорбленные» Эшпая хорошо помню. А мамины на сцене студии Алексея Левинского. Спектакль «Испуганные механизмы», поделенный на две части, одна из которых была «Дисморфомания» по Сорокину. И «Замок» по Кафке, тоже Левинского, тоже в его студии. Крутые штуки!

Как они воспринимались в том возрасте?

Мне было, вроде 17 тогда. Воспринималось… Я такого еще не видела. Было необычно. Актеры существовали адекватно что ли. Без излишеств. Мне точно виделось, что они делают это с любовью, с пониманием, с удовольствием. Что это что-то сложное, непонятное, но очень интересное. (Смеется.) И какая мама красивая. Какая она обаятельная, заразительная на сцене. 

Звучит как универсальная причина уйти в театральный институт — «непонятно, но очень интересно».

(Смеется.) Не по этой причине я пошла туда. 

По какой тогда?

Уже не помню, что я там отвечаю каждый раз на этот вопрос. Кажется, мы все сошлись на том, что у меня не было никакого выбора. И чтобы быть собой. Чтобы по чесноку говорить, действовать, проявляться открыто, не строить из себя кого-то, даже если это персонаж, чтобы жить.


Так и запишем: «Выбора не было». Еще нашел, что одной из детских мечт была археология. Чего бы больше хотелось: открыть неизведанную гробницу или найти неизвестный вид динозавров? 

Блин, блин, блин. (Взволнованно.) По-любому гробница! Найти гробницу — идея супер.

Где-нибудь под Москвой.

(Смеется). Ну, поскольку вариантов немного, можно и под Москвой.

Чем отличается Богомолов-режиссер от Богомолова-артиста?

Как актер, он спокойнее становится, проще.  

Если дискомфортно, мы можем об этом не говорить, но я хотел бы спросить про период, когда вы поступали в разные театральные институты… 

Как деликатно вы спросили, кто бы так спросил хоть раз! (Смеется.)

Да нет, мне все в этой ситуации понятно (Василису с формулировкой мастера  «вы слишком умная для актрисы» отчислили из Школы-студии МХАТ. — Прим. SRSLY), к профессии бывает разное отношение. Когда в институте учился, нередко слышал от сверстников-актеров, что они лишь инструменты и им не нужно думать. Мне вот, наоборот, кажется, что актеры должны быть умны, но я допускаю, что у других режиссеров это может быть причиной для антипатии. 

Давайте так, чтобы я не выглядела как идиотка, которая говорит: «Я умная». (Смеется.) Думаю, на самом деле это была проблема … рефлексии, что слишком много я ей занималась, может быть. И это приводило к желанию все проконтролировать, что ли.  И от этого я не была свободна. Плюс в тот период была совершенно не социализирована и не самостоятельна. Так что по мастерству была тройка, зато по остальным, кроме истории, 5. Допустим так.

А каким запомнился Соловьев как мастер (во ВГИКе. — Прим. SRSLY)?

Мы мало соприкасались в рабочей деятельности, но... Сейчас я попробую найти что-то в своих заметках. Он не пытался ни из кого сделать никакой инструмент, позволяя каждому быть собой, раскрываться, и просто настраивал наш вкус … Вот, нашла какие-то старые его цитаты. Он очень много говорил про любовь. «Миром правит любовь, и единственная правда — это любовь». 

В общем, был про любовь.

Ну да. Сказать больше — притянуть за уши, а это то, что я помню и чему радуюсь.

Что для вас самый лучший отдых?

Я просто путешествую, и все. Может быть, одна, может быть, с близким человеком. А лучше и так и так.

Главное — в движении? 

Иногда на какой-то точке можно и позалипать, перезагрузки тоже нужны.

Какая была последняя точка, на которой удалось перезагрузиться?

Сейчас летом была в Германии — там перезагрузиться не удалось. (Смеется.) Путешествие прошло без остановок. Я ног не чувствовала, но ходила каждый день часов по восемь. До этого была в Греции — море, еда, спорт на траве… (Пауза.) Вру! Знаете, где я по-настоящему отдохнула? В Грузии прошлым летом. Все это чушь, что я сейчас говорила! Лучшая пауза была прошлым летом — две недели в Грузии. Там были прекрасные люди — мамины старинные друзья. Это была маленькая деревня прямо у моря, минута после пробуждения и уже ты в воде. Одна улица и все друг друга знают на ней. Утром на берегу только ты и коровки. Что важно, там легко было остаться с собой наедине, в тишине. Потом, там есть кафе, в котором я разрисовала целую стену. Вот ты сидишь, читаешь, рисуешь, плаваешь, гуляешь, по берегу можно было дойти до другого города, с кем-то говоришь… такое состояние, в котором не чувствуешь времени, ответственности, не нужно что-то доказывать никому… И, главное, можешь переварить все, что происходило в последнее время. А можешь и не думать наконец ни о чем.




Фото: Milana De Romm
Новости — 19:50, 21 ноября
«Яндекс Карты» научились строить маршруты с теплыми остановками
Новости — 19:43, 21 ноября
Лука Гуаданьино снимет фильм «Сержант Рок» с Дэниелом Крэйгом
Новости — 17:00, 21 ноября
«Манифестировать» стало словом года по версии Кембриджского словаря
Новости — 14:50, 21 ноября
Netflix объявил дату премьеры сериала «Нулевой день» с Робертом Де Ниро
Новости — 12:38, 21 ноября
Джерард Батлер и Мейсон Теймз в трейлере ремейка «Как приручить дракона»