Выбрать лучшее или самое успешное из слов — задача, мягко говоря, невыполнимая. Но лингвисты худо ли бедно ли справляются. Оксфордский словарь так вообще стабильно представляет интересующимся свой ежегодный топ. Так, в 2021-м главным словом назвали vax («вакцина»), что было довольно очевидно. В 2022-м «вакцину» сменил goblin mode, что дословно переводится как «режим гоблина». Так символично называется поведение ленивого и эгоистичного характера. Словом 2023 года внезапно стал антипод «режима гоблина».
На этот раз эксперты выделили слово rizz, которое отчасти вошло в русский язык и звучит у нас идентично — «ризз». По сути, это синоним слова charisma («харизма») и сокращение от него же. Да, сленг просто взял среднюю часть оригинального слова и превратил его в самостоятельный термин. Модель словообразования, говорят эксперты, необычная, но в английском порой встречается. По такому же принципу refrigerator («холодильник») превратился во fridge, а influenza («грипп») — во flu.
«Стиль, обаяние или привлекательность; способность привлечь романтического или сексуального партнера», — такое толкование rizz дается в Оксфордском словаре. Возникает закономерный вопрос: почему в 2023-м это слово так понравилось людям? Если верить официальному сайту словаря, использование rizz достигло пика в июне 2023 года после интервью Тома Холланда. Там актера спросили про его «ризз», на что он ответил, что никакого «ризз» у него нет. С тех пор словечко, как и многое из того, что касается Холланда, завирусилось. Теперь, пишет BBC, этот термин широко используется в соцсетях, а в тиктоке одноименный хештег набрал уже миллиарды просмотров.
Победитель ежегодного топа был выбран из шорт-листа, в который вошло восемь слов, отражающих настроение, дух и переживания 2023 года. Изначально список был, конечно, куда объемнее. Сперва его сузили в ходе публичного голосования, а потом лексикографы Оксфордского словаря приняли финальное решение. На лидерство также претендовали слова и словосочетания beige flag — черта характера, указывающая на скучного человека, sutuationship — романтические отношения, которые не считаются формальными, и de-influencing — практика в соцсетях, когда подписчиков отговаривают от покупки определенных продуктов или склоняют к сокращению потребления материальных благ.