Антон Маскелиаде — электронный музыкант-экспериментатор и лауреат премии Курехина. 29 ноября он представил новую пластинку «Сдвижные картинки», в которой трансформируется понятие дома и запечатляются памятные моменты нестабильной жизни.
SRSLY поговорил с Антоном о релизе, коллаборациях, семейном творчестве и удивительной истории создании обложки.
Сколько времени заняла работа над альбомом? И когда она началась?
Почти все треки написаны за последние два года. «Сдвижные картинки» — это путешествие между городами, в которых я со своей семьей пытался найти дом. Дом — это и лестница в Тель-Авиве, и заснеженная Новослободская улица, и улица Митспе с запахом моря, и огромная гора в форме диплодока возле турецкой деревни. Еще дом часто снится. Эти образы и истории я передал в альбоме, в котором искал надежду и успокоение.
С Наадей и Madiken ты уже работал, а с Орленком впервые. Как вы нашлись? И на чем изначально сошлись (со всеми тремя)?
С Надей мы дружим уже десять лет, даже на бадминтон ходили. А трека совместного нет. Очень легко и с кайфом исправили эту оплошность. Песня получилась гимновой и правдиво описывает весь ужас, который творится вокруг.
В Сашу Мадикен я влюбился, когда она сделала акустический кавер на «Я не боюсь тебя». Потом мы начали играть в шахматы, и мы решили после каждой партии кидать друг другу музыкальный проект песни «Помят». Ни одного матча я у нее так и не выиграл, а песню мы закончили. Песня очень красивая получилась, и клип на нее — тоже.
С Антоном (Орленком) я познакомился на своем курсе. После окончания мы взяли билеты в Аргентину на фестиваль Lollapalooza. За трансатлантический перелет мы успели набросать пару треков, передавая друг другу ноутбук. Все это происходило под аккомпанемент турбулентных скачков. Работа с Антоном — настоящая творческая удача и радость. Орленок стал мне другом именно через музыку. Такие отношения хочется пронести через всю жизнь.
Какие треки на альбомы — коллабы с учениками твоей школы?
«Легомобиль» — это была учебная песня для Школы Маскелиаде, на которой я рассказывал, как сводить вокал, записанный на плохой микрофон. Первый куплет этой песни был записан в 2020 году в Москве. Второй куплет я написал уже в Израиле в 2023 году.
«Тише, ладно» — этот трек мы написали на стриме «Пишем трек с нуля» вместе с выпускниками школы и гостями.
«Это не заводит тебя» мы написали с Пашей Князевым. В школе каждый месяц мы случайно перемешиваем выпускников по парам, чтобы написать новый трек на заданную тему. Я решил тоже поучаствовать разок и мне попался Паша. Так случилась песня.
«Партитура камня» выходила в другом варианте (более длинном) на сборнике «Чудная планета». На этом сборнике я вместе с выпускниками школы и Музеем истории ГУЛАГа выпустили композиции под впечатлением от книги Демидова о жизни заключенных ГУЛАГа. Георгий Демидов провел на Колыме 14 лет, выжил и описал тот ад, через который ему пришлось пройти.
Твой сын Марк уже немного играет на синтезаторе и попадает в ноты, когда ждать его у тебя на фитах?
Так мы уже давно в коллабе. Его бэки легко можно услышать в песнях «Это не заводит тебя» и в «Научусь слезам» с прошлого альбома «Контра». А весь «Легомобиль» — его идея.
Какая доля импровизации в треках «Партитура камня» и «Выключил»?
В «Партитуре» я импровизировал на аналоговом синтезаторе Prophet (один из любимых синтов Radiohead).
«Выключил» — это секвенция цифрового синтезатора Arcade. Мне очень хотелось закончить альбом эмбиентным успокаивающим треком. Сначала это должна была быть медленная версия песни «Непогода» из фильма «Мэри Поппинс, до свидания» (1983), но правообладатель отказал мне «по причине слишком вольной интерпретации». И я написал «Выключил».
Расскажешь про обложку? Как тебе удалось найти те картинки, которые были у бабушки? Что за художница помогла тебе с обложкой?
Это настоящая детективная история. 19 лет назад я создал себе ЖЖ и моим юзерпиком была фотка удивленного месяца, которого два мальчика достают из мешка. Это была картинка на кафеле в ванной моей бабушки. Она сильно отпечаталась в моей памяти, вызывая меланхолию, тревогу и чувство уюта (святая троица моей музыки).
Когда я начал думать об обложке альбома, этот образ растерявшегося месяца не давал мне покоя. Я решил узнать историю этой картинки. Пытался найти мультфильм или художника, но ничего не получалось.
В итоге меня спас «Авито», где я случайно обнаружил человека, который до сих пор продает те самые переводные наклейки из 1970-х годов. Они там назывались «Сдвижные». Я увидел похожие рисунки, и посмотрел на оборотную сторону: художник К. Карпов, нарисовавший много советских мультфильмов. И среди них оказался мультфильм «Украденный месяц» 1969 года. История у мультика жуткая: месяц решил искупаться в озере, чтобы ярче светить всем на радость. Но два парня ловят его и запирают в пещере. С этого момента весь мир переворачивается с ног на голову.
Я видел в этом месяце мою жизнь в последние два года. Я остался без дома и сменил с семьей семь мест обитания. В какой-то момент мне стало казаться, что дом — это поиск дома. Это же ощущение мне хотелось передать в обложке — такой переходный период, трансформация.
Я рассказал эту историю художнице Полине Гисич и предложил ей пофантазировать насчет обложки. И она в тот же вечер присылает мне вариант, от которого я остолбенел. Это было то самое. Месяц, который переходит из одного состояния в другое. Мы видим все три стадии трансформации. Самое впечатляющее в том, что Полина сделала эти красивые месяцы с помощью граненого стакана и телефона. Получилось идеально.