«Убийство на краю света» (A Murder at the End of the World)
Хакершу и по совместительству тру-крайм-романистку Дарби Харт (Эмма Коррин) приглашают на званый недельный междусобойчик, тайно организованный новатором-миллиардером Энди Ронсоном (Клайв Оуэн) в Исландии. All inclusive-симпозиум посещают сплошь титаны мысли: режиссер, астронавт, архитектор умных городов, венчурный капиталист, экоактивист, etc. На сеансе коллективного брейн-штурма все они должны подумать, как помочь планете. Среди приглашенных по совпадению (или же нет…) оказывается прославленный арт-оппонент Бэнкси и экс-бойфренд Дарби Билл Фарах (Харрис Дикинсон), с которым они познакомились на форуме детективщиков-неофитов, а после общего дельца (по самовольной поимке маньяка) не виделись много лет — его-то и убивают первой же ночью.
POV: ты патологический интроверт, частным бортом доставленный на тусу миллионеров с высоким IQ, где, помимо прочих, зависает и твой бывший. Не меньший стресс, чем от самого факта наличия серийника в уединенном хай-тек-отеле (вскоре произойдет и второе убийство), Харт испытывает от необходимости подходить ко всем этим неприлично богатым снобам — ок, есть там и приличные вроде бы люди — и их робко допрашивать. Если Коррин и играет инкарнацию Лисбет Саландер, то разве что девчонку, которая могла бы взять такой ник на форуме — пусть в мире «Края света» и предостаточно «мужчин, которые ненавидят женщин» (оригинальное название «Девушки с татуировкой дракона». — Прим. SRSLY). Ронсон — этакий токсично-маскулинно Илон Маск, интерпретированный артистом Оуэном, — бухтит об альтруизме и глобальном потеплении, а сам рад спихнуть Харт куда подальше. Не отстает и пара-тройка других гостей: то наглых сексистов, то просто хамоватых господ.
Ныне поросль американских инди-мейкеров начала десятых — Батманглидж и Марлинг делали вместе «Звук моего голоса» и «Группировку» "Восток"» — если не интегрирована во франшизный Голливуд, то благополучно снимает для стримингов формалистские сериалы в конвенциональных жанрах («Лестница», «Связанные насмерть»), и «Убийство» — как раз тот случай. По тексту это, в общем, компромиссный детектив в двух таймлайнах: пересказ автофикшн-романа Харт про то, как они с Фарахом ловили серийника, убившего девушку с серебряной сережкой, и последующее исландское приключение Дарби (в режиме реального времени). Но то и дело в этой замкнутой агата-кристивщине проскакивает авторская усмешка — то над вездесущим искусственным интеллектом (который тут за Ватсона), то над делано осознанными экобогачами, то над горе-хакершой, которая, даже имея прозвище «Шерлок Холмс поколения Z», все равно гуглит, как взломать камеры, и не задумывается о том, что ее виртуальный помощник может сливать все ее запросы своему разработчику (Ронсону). Уже в первой сцене играют The Doors, дальше — больше: Portishead, Энни Леннокс и прочие герои плейлистов интеллектуальной молодежи Нью-Йорка. Воспитанная коронером девчонка вырастает в сыщика и бездарно ведет расследование, через силу докапываясь до взрослых. Кажется, основная интрига в этом сериале — не убийство, а ответ на вопрос, как далеко в своем глумлении зайдут Батманглидж и Марлинг.
Где посмотреть: Hulu
Директор клининговой фирмы Федя (Егор Корешков) теряет покой из-за поселившейся в квартире за стенкой шебутной соседки Алены (Юлия Хлынина).
Еще одна комедия про (чувственное) раскрепощение застенчивого сына маминой подруги. Почти ежесерийно Федю на манер нулевых обзывают «додиком» — к числу отчаянно беззаботных ситкомов эры до «Физрука» будто бы относится и «Соседка», отчего как-то особенно непривычно видеть башни «Москва-Сити» на фоне советской многоэтажки, лестничная клетка которой и сводит противоположности. Заметно уставшей от своей природной легковерности Алене, по неизменным законам жанра (и совету астролога высматривать свою судьбу поблизости), приходится выбирать между всецело положительным, пусть и «нецелованным» парнем (наш педантичный аутсайдер) и своим экс-супругом (Алексей Чадов), что носит кожанку, называет себя тигром, неиронично цитирует Доминика Торетто, упрямо не понимает слова «нет» и в целом олицетворяет стародавний токсично-маскулинный кринж. Но и для такого незамысловатого (и предопределенного) решения потребуется немало эпизодов, в которых Федя будет смущаться, его мама (Анастасия Светлова) — номенклатурно-высокомерно хамить, лучшие друзья (Дмитрий Лысенков, Дарья Пицик), типажно их точь-в-точь дублирующие, также неизбежно влюбляться, а артисты Хлынина и Корешков оставаться обаятельными даже в самых идиотских обстоятельствах. Словом, консервативно-ромкомовской зоны комфорта «Соседка» не покинет — кому хочется выбираться из своей уютной берлоги в проверенной временем высотке?
Где посмотреть: PREMIER, ТНТ
«Абсолютное зло» (Ondskan)
За избиение подловатого одноклассника — хотел перехватить у него первенство в уличной банде — Эрика Понти (Исак Калмрот) посреди учебного года отчисляют из школы и по поручительству заботливой матушки (Рут Вега Фернандез) переводят в далекий интернат для привилегированных подростков со своим специфическим уставом. Властолюбивые старшекурсники, по здешнему кодексу, живут в спецдоме, который именуют Олимпом и буквально коллективно судят за надуманные «проступки» тех, кто младше и слабее, неустанно публично унижая и издеваясь над сверстниками — то ложкой по лбу ударят, то на кулачную дуэль вызовут. В оборот берут и Эрика, но даже под угрозой исключения он не стесняется огрызаться.
Новая старательная и, благодаря многосерийной обстоятельности, подробная экранизация одноименного романа Яна Гийу — тот же автобиографический текст, подтверждающий общеизвестный тезис о том, что насилие порождает насилие, а за рассерженным подростком с зудящими кулаками, скорее всего, стоит нерадивый родитель, можно усвоить в куда более компактном формате на примере другого «Зла» (2003). В той версии — за авторством режиссера Хофстрема, спустя пару-тройку лет успешно разобравшегося еще и с киноадаптацией Стивена Кинга («1408»), — одного из приверженцев буржуазной дедовщины играл Густаф Скарсгард, спустя 20 лет артист переквалифицировался (по возрасту) в отца-тирана, не выпускающего из рук ремня, как бы подтверждая поколенческую преемственность деспотизма. В остальном — обошлось без символических откровений (и тектонических отступлений от первоисточника): воротнички богатеньких сынков — накрахмалены, Эрик — вместо того, чтобы слыть возмутителем спокойствия, отбивается от надменных задир-садистов, потаенное желание не только кармического наказания всем озверевшим куда более, чем Понти обидчикам — остается удовлетворенным (пока герою снова не приходится отвечать уже за свои проступки). Наверное, за счет последнего слегка эксплуатационный поджанр фильмов/сериалов про тех, кто иерархически слабее, дает сдачи — и существует.
Где посмотреть: «Амедиатека»