Интервью, Интервью — 1 марта 2020, 14:00

TatarkaFM: «Меня воспринимают не как клоуна, а как психолога»

Текст:
Саша Мансилья,
главный редактор
Почему над хейтом важно смеяться, подписчикам — помогать, а снимать — на айфон.

Создательница образов узбечки Гули, ищущей спонсора Анжелы, очень современной мамы и бездарной актрисы Жаклин — Лиля Абрамова, она же TatarkaFM, честным трудом за четыре года своего блога заработала три с половиной миллиона подписчиков в инстаграме. Если вы увидите Лилю в жизни, то наверняка подумаете, что ей не больше 30 лет. На деле же ей 50, а за плечами — два брака, двое детей, огромный жизненный опыт, а с недавних пор еще и книга «TatarkaFM. Как влюбить в себя Интернет».

Мы поговорили с Лилей о том, каким был ее первый заработок в инстаграме, сколько ей платят рекламодатели сейчас, с какими просьбами ей пишут в директ и каких блогеров она не приемлет.

Лиля, ты подкупаешь своей открытостью. Вот мы с тобой познакомились, а через секунду ты говоришь: «Саш, давай обнимемся!»

Конечно! А как иначе? Многие думают, что я неприступная звезда, но это же не так. В каком месте я звезда? Звезды — это летчики, космонавты, полицейские, учителя, олимпийские чемпионы, врачи, люди, которые работают в МЧС. Это те, кто спасает жизни других людей ценой своей собственной. Я же просто одна из тех людей, которые служат народу. Считаю себя счастливым человеком, потому что занимаюсь любимым делом. И хорошо на нем зарабатываю.

Расскажи, как ты стала блогером.

Все благодаря моему сыну Алану, который, кстати, пишет сценарии для всех моих видео. Моя инстаграмная жизнь началась с него и еще с двух людей — Даши и Виталика, о которых почти никто нигде не говорит.

Кто такие Даша и Виталик?

Даша и Виталик Благовы. Она талантливая журналистка, а он компьютерный гений. Я познакомилась с ними четыре года назад, мы вместе гуляли с собаками. Они мне тогда и сказали: «Лиля, вас надо снимать». Потом завели мне инстаграм и полгода вели его вместе с Аланом, без меня. Сама я боялась нажать куда-то не туда, поэтому аккаунт доверила им. Старая больная обезьяна, в общем.

И за четыре года на тебя подписалось три с половиной миллиона человек. Можешь вспомнить, в какой момент пришло больше всего?

Больше всего подписчиков ко мне пришло, когда один кавказский паблик выложил видео с моей Гулей. Помню, видео было про то, как вести себя, когда у тебя злая свекровь. Оно завирусилось по всему Кавказу, и бывало, что на меня в день подписывалось от 20 до 50 тысяч человек. Вот после этого и понеслась.

Золотое правило инстаграма: надо правильно ставить хэштеги

Твой аккаунт и сейчас продолжает так расти или темп замедлился?

Сейчас инстаграм изменил алгоритм и начал пессимизировать всех миллионников. Думаю, это связано с тем, что руководство соцсети поняло, что топовые блогеры делают на ней хорошие деньги. Сейчас инстаграм помогает начинающим блогерам, а тем, у кого больше миллиона, уже не так. Наши видео все реже и реже попадают в топ, и, соответственно, количество просмотров начало падать. Золотое правило инстаграма: надо правильно ставить хэштеги. Если его соблюдать, ты будешь хорошо попадать в топ.

Сколько у тебя было подписчиков, когда ты начала зарабатывать в инстаграме?

Не помню. Могу рассказать про первый заказ на рекламу в инстаграме. Мы тогда отдыхали в Евпатории с мужем и ребенком, и меня попросили сделать сторис — тогда они стоили у меня пять тысяч рублей. Люди просто написали мне в директ и попросили что-то прорекламировать. Я согласилась, но у меня с собой не было банковской карты, поэтому дала номер мужа. После того, как ему перевели 10 тысяч, он спросил меня: «Ты сейчас покривлялась на крыльце 15 секунд, и тебе за это деньги перевели?» Я ему ответила: «Да». До этого момента он вообще не понимал, что я делаю. Да и потом тоже не до конца верил.

А как он обычно реагировал на то, что ты делала?

Ой, мы с ним часто ссорились из-за этого. Он не понимал, чем я занимаюсь, даже разбивал мой телефон: считал, что у меня какая-то зависимость. А я же не могла игнорировать заказчиков и подписчиков, которые мне писали в директ. Кто, кроме меня, отвечал бы им? После того случая в Евпатории мой муж начал придавать хоть немного значения моей деятельности. Но все равно не то, на которое я рассчитывала.

Фото: Александр Дягилев

Сколько у тебя стоит реклама в инстаграме?

В среднем публикация стоит от 300 тысяч и выше в зависимости от технического задания. Но вообще я стараюсь подходить к каждому рекламодателю индивидуально. Например, если я вижу, что прорекламировать себя хочет начинающий дизайнер, у которого нет денег, то, конечно, я ему просто помогу. Но это не значит, что я помогаю всем подряд.

От какой рекламы ты точно откажешься?

От той, что обманывает. Той, на которой наживаются непорядочные люди. Если реклама не наносит никому вреда, то она имеет право на существование.

Не так давно у тебя появился новый персонаж, Жаклин. Расскажи про нее.

Ее мы случайно придумали с моим директором Женей (Евгений Вольтов, телевизионный продюсер, психолог, коуч; в инстаграме ищите @sarkastist. — Прим. SRSLY). Как-то раз сидим мы у него дома, он протягивает мне конфеты и говорит: «Хочешь конфет шоколадных, Жаклин? Давай я буду звать тебя Жаклин». Ну и начали прикалываться — помню, я тогда смеялась в голос. Жаклин — это смешная, рыжеволосая, абсолютно бездарная актриса, у которой к тому же проблемы с речевым аппаратом. Она заикается, шепелявит — там все подряд. Еще у нее есть продюсер Эркюль, эта роль досталась Жене.

Сколько стоит один твой ролик?

Тут сложно назвать конкретную сумму, всегда по-разному. Если это какая-то реклама, то бюджет один и съемка строго на камеру. Если это просто видео в инстаграм, то снимаем на айфон. Я вообще не считаю, что картинка обязательно должна быть шикарной, и поэтому не гонюсь за роскошным качеством. Для меня важнее сделать видео от первого лица, правдивое, знакомое всем. Вот мы с Андреем (Андрей Борисов, блогер. — Прим. SRSLY) специально устраиваем бардак и ничего не убираем. Людям так ближе, понятнее. Они узнают в этом себя.

Тебе наверняка приходит очень много сообщений в директ. Кто их разгребает?

Только я. Когда не происходит ничего интересного, мне обычно пишет 500-600 человек. Если что-то произошло, то может написать и три тысячи человек. Стараюсь ответить каждому, часто шлю голосовые.

Хейтеры — это несчастные люди, которые хотят привлечь к себе внимание

Твоему каналу в этом году четыре года. Как ты реагировала на хейт в 2016-м и как относишься к нему сейчас?

Как тогда смеялась, так и сейчас смеюсь. Хейтеры — это же несчастные люди, которые хотят привлечь к себе внимание. Это же и дураку понятно, что человек пишет гадости тогда, когда ему плохо. Когда у человека все хорошо, он целуется, обнимается, светится изнутри. Но я не могу сказать, что у меня много хейта. Наоборот, его практически нет. На такие комментарии типа «о, баба яга, у тебя длинный нос» я не реагирую: понятно, что это делает ребенок.

Сколько ты вложила в собственный блог?

Вообще ничего не вкладывала.

Слово «блогер» молодое. И сами блогеры тоже. Некоторым нет еще и 25 лет, а у них уже миллионы подписчиков. Ты стала блогером в 46. В чем разница между тобой и ими?

Знаешь, чем отличаюсь? Жизненным опытом и знанием самой себя. Когда ты очень молод, ты себя еще не знаешь. А в 50 лет совсем другая ситуация. Они ищут, а я уже нашла. Ну и, кроме того, у всех моих видео четко оформлен жанр — это сатира.

А ты вообще сама кого из блогеров смотришь?

Из молодых блогеров особо никого: я не знаю, за кем мне было бы интересно следить. Смотрю в основном тех, с кем я дружу: GAN_13_, Игнат Тагиев, Виталик Орехов, «Стас, просто класс!», «Горцы от ума». Иногда могу Дудя посмотреть. Не ради Юры, а ради человека, который к нему пришел.

А кто из блогеров не нравится?

Я считаю так: если блогер нравится хотя бы одному человеку, если его деятельность никому не вредит, никого не оскорбляет, не принижает, не учит плохому, то она имеет право на жизнь. Но я категорически против того, что делают руферы и пранкеры. Первые показывают дурной пример подросткам своими опасными трюками, а вторые в некоторых случаях могут запугать человека. Пранки бывают разные, но те, где человеку становится страшно или стыдно, надо запретить. Я считаю, что шутка должна быть смешной для всех. Особенно для того, над кем смеются.

Фото: Александр Дягилев

Твой младший сын по будням живет с твоей мамой, а по выходным — у тебя. Можешь ты представить себе свою жизнь, когда он с тобой постоянно?

Нет. Это невозможно для него. Ребенок же не может находиться один дома.

А няни?

Няни были, но они исчезают. Во-первых, не справляются, потому что Натан особенный мальчик. Он очень подвижный, у него высокий уровень интеллекта, с ним очень сложно договориться. Далеко не все няни могут найти к нему подход. Во-вторых, кому как не собственной маме можно доверить своего ребенка? Все-таки моя мама — отличник образования СССР, специалист именно по дошкольному возрасту, экс-замминистра образования. В конце концов, она меня очень правильно воспитала, а значит, и с сыном будет тот же результат.

Вы далеко друг от друга живете?

Нет, специально купили квартиры рядом, чтобы можно было прямо в тапочках добежать. Живем не в центре, кстати, а на Измайловской.

У тебя вышла книга «TatarkaFM. Как влюбить в себя Интернет». Расскажи про нее.

Не поверишь, но причина, по которой я задумалась о книге, стали сообщения в директ. Хотя задумалась не совсем я — это, скорее, Женина идея была. Ежедневно мне приходит много сообщений от пользователей, в которых они просят совета, обращаются за помощью. Понимаешь, меня никто не воспринимает как клоуна. Люди видят во мне какого-то психолога и рассказывают про себя очень много. Я обнаружила, что в основном у всех проблемы с мамами. Девочки, мальчики уходят из дома, спешат вступить в брак только для того, чтобы побыстрее уйти от родителей. Эта книга не столько для подростков, сколько для родителей, особенно для мам. Я не считаю, что имею какое-то особенное право говорить, как надо воспитывать детей, не в этом дело. Просто у нас с моим сыном такие взаимоотношения, которые близки к идеальным. У нас друг от друга вообще нет секретов, он никогда не закрывался в своей комнате, мы можем обсудить с ним все на свете. Это дорогого стоит. О чем конкретно эта книга? Да сложно сказать однозначно. Она обо всем.

Сколько ты ее писала?

Месяца два. Причем я ее даже не писала, а, скорее, наговаривала. Выглядело все примерно так: подсаживался Женя, включал диктофон, задавал мне вопросы, и я наговаривала. Это могло быть в поезде, в самолете, на съемке — где угодно.

Ты говорила, что твои подписчики часто обращаются к тебе за помощью. Как ты им помогаешь?

За примером далеко ходить даже не надо. Пару недель назад мне пишет мальчик, шлет голосовые, плачет: «Я идиот, Лиля! Моя девушка ваша фанатка. Завтра пойдет делать аборт». Говорит, что свалял дурака, сказал что-то не то, и вот она приняла решение избавиться от ребенка. Он и ей уже звонил, но она трубку не брала, и ее подругам, но они его послали. Говорит: «Помогите, она только вас послушает. Она от вас фанатеет». Я сразу же попросила у него ее номер, позвонила ей и убедила в том, что этот поступок — чудовищная ошибка.

Фото: Александр Дягилев
Новости — 14:00, 18 октября
Лука Гуаданьино экранизирует роман «Будденброки» Томаса Манна
Новости — 11:50, 18 октября
У Pepel Nahudi вышел новый альбом Autumn Blues
Образ жизни — 17:31, 17 октября
Постмодернистский Marvel с Буддой, вампирами и нейросетями. Объясняем устройство метавселенной Пелевина и его новый роман «Круть»
Новости — 16:15, 17 октября
Поэт и его злой рок в трейлере фильма «Пророк. История Александра Пушкина»
Новости — 14:11, 17 октября
Милош Бикович в трейлере сериала «Дайте шоу»