Выдающийся боевик про Афганистан, заурядная музыкальная драма и дорогое военное кино с Томом Хэнксом — кинокритик SRSLY Денис Виленкин посмотрел новые фильмы и спешит поделиться результатами.
2006 год. Афганистан. Армия США устанавливает специальные блокпосты, чтобы отслеживать перемещения Талибана. Форпост Китинг, куда прибывают герои Скотта Иствуда, Калеба Лэндри Джонса, Орландо Блума и других, расположен в тактически крайне невыгодных горах Гиндукуш — по сути, месте для верной смерти. С вершин лагерь виден как на ладони, а значит, сдерживать натиск талибов будет сложной и практически невыполнимой миссией.
«Форпост» Рода Лури должен был выйти в июле в американский прокат, но в итоге, к сожалению, угодил на видеосервисы. Лучшего военного фильма для больших экранов просто не придумать. Пожалуй, так же красив, непредсказуем и страшен в последние пять лет был только «13 часов: Тайные солдаты Бенгази» Майкла Бэя. Драматургия «Форпоста» извилиста и очень реалистична, смерть поджидает героев в самый неожиданный момент, а удивительно виртуозная камера Лоренцо Сенаторе ни на секунду не сбавляет пыла. Ближе всего по смыслу к «Форпосту» оказываются «Морпехи» Сэма Мендеса — такое же безжалостное высказывание о бессмысленности войны. Тем интереснее проследить, как режиссер Род Лури деконструирует идею современного кино о войне, не в пример тому же Мендесу, который в погоне за визуальным совершенством теряет важную и необходимую атмосферу эйфории, смешивающуюся с непрерывным стуком в висках.
Лури безоговорочно повезло и с кастом. Сына Клинта Иствуда уже практически не отличить от отца; один из самых ярких молодых голливудских артистов, Калеб Лэндри Джонс, ролью фрустрирующего, но в то же время самоотверженного бойца достигает поистине оскаровских высот, а Орландо Блум, исполняющий партию грозного военачальника, наконец выбирается из рабства китайского кинопрома и доказывает, что способен (как, в общем-то, и сама картина) претендовать на каннские награды. Хотя постановщик Лури не останавливается на достигнутом и берет к себе в кино еще и сына Мэла Гибсона — Майло, cына Мика Джаггера — Джеймса, внука Ричарда Аттенборо — Уильяма и таким образом добивается довольно пугающего подтекста: здесь умирают дети. Финальные кадры с реальными фотографиями погибших бойцов, многим из которых не было и тридцати, застают врасплох, когда, казалось, все уже выплакано. Солдаты улетают на вертолетах, миссия завершена, форпост взрывают, то, где еще несколько часов умирали чьи-то сыновья, превратилось в руины из песка и пепла. Война — это эфемерно. И безумно. О чем в 1979 году в «Апокалипсисе сегодня» говорил полковниц Курц. Примерно в этот год родились те, кто пал в бою под горой Гиндукуш в 2009-м. Пока что лучший фильм 2020 года.
[STAT_ART_4.0]
США. Восьмидесятые. Вьена (Дакота Фэннинг) — легкомысленная девушка, которая увязывается в концертном туре за панк-группой «Фантомы». Дальше номинальный сюжет отходит на второй план и начинается как бы тускло-стильное роуд-муви об изнанке панка. Мексиканский режиссер Херардо Наранхо, очевидно, бесстыдно пытается снять культовое кино про субкультуру, при этом фокусируясь на отношениях в группе и эмоциональных всплесках, вдохновляющих артистов на музыку. Судя по тому, как в фильме много голливудских звезд, звучало все и вправду убедительно. Сложно не поверить человеку, что ездил в «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля, а потом годами снимал сериалы. Наверное, хотели сделать классный авторский фильм про рок. Ок.
Тур-менеджера играет Зои Кравиц, какие-то роли исполняют Эван Рейчел Вуд и Джон Бернтал, тот же Калеб Лэндри Джонс, даже несмотря на невыносимый сценарий, выдает крепкий перформанс. Джонс, кстати, давно уже заслужил возможность сыграть рок-икону, но никто его почему-то в упор не замечает. Дакоту Фэннинг тут настолько часто разводят на крупные планы, что делается попросту неловко. Ну ладно, пусть у Фэннинг с карьерой все не так ладно, как у сестры, и после «Сумерек», ужасного режиссерского кинодебюта Юэна Макгрегора «Американская пастораль» и эпизодической роли у Тарантино вспомнить, в общем-то, нечего, но у нее хотя бы есть «Ранэвэйс» про группу Ранэвэйс — значит, с ее рок-воплощениями все не так плохо. «Вьену и "Призраков"» смотреть непросто и даже горько. Не нужно упускать шанса: школьная истина известна даже подростковым гаражным бэндам.
[STAT_ART_1.0]
1942 год. Северная Атлантика. Капитан Краузе, ведущий головной эсминец «Грейхаунд», попадает со своей флотилией в особый сектор, недосягаемый для авиации, где подвергается атаке немецких подводных лодок. Добрый капитан до того никогда не участвовал в боевых действиях, и теперь играющий его Том Хэнкс вынужден вспомнить весь свой опыт военных фильмов. Он превратится в капитана Филлипса напополам с капитаном Миллером из «Спасти рядового Райна», чтобы дать отпор врагу.
Том Хэнкс большую часть экранного времени проводит с биноклем в руках, меньшую — в воспоминаниях о встрече с женой на Рождество, которая удалась в фильме лучше всего. Интереснее всего наблюдать за поваром на судне, но режиссер Аарон Шнайдер почему-то решает, что быт для военного кино с масштабными боями — белый флаг и мольба о капитуляции, и как только в кадре появляется жизнь, сразу же дает тревогу. Даже компьютерные игры себе такого не позволяют. Особенно они. Конечно, каждый серьезный актер заслужил того, чтобы полтора часа к нему подходили разные люди, слушали приказы, говорили «йес, сэр!» и уходили, но на «Грейхаунде» скучно будет даже любителям морского боя онлайн.
[STAT_ART_1.0]