Видел ролик с прошлого концерта в «16 Тонн» — у тебя практически своя рок-группа?
Поскольку я ни на каких инструментах не играю (разве что на клавишах что-то набираю), но при этом полностью занимаюсь своим продакшеном, то подключаю музыкантов. Основной персонаж в этом деле — Эрик, гитарист. Его можно считать соавтором и многих песен, например «Навылет», «Горизонт событий» и многих других. Костя — барабанщик. Мы с ним познакомились как раз когда записывали трек «Навылет». А вообще, он из очень крутой краснодарской инди-рок-группы «Модель поведения». Диджей Бабич — бессменный — мы давным-давно вместе работаем и дружим. Также у нас есть еще Влад — наш басист и мой близкий друг. В принципе он и был инициатором сбора этого состава.
Ты подчеркиваешь в песнях принадлежность своему краю. Чувствуешь, что ваше южное музыкальное комьюнити достигло значимости в культурном ландшафте России?
Во-первых, надо понимать, что южная музыкальная культура (если говорить о хип-хопе) уходит еще корнями в раннюю «Касту», MaryJane, Сэта, «Триаду», Баста же тоже с юга (Ростов-на-Дону) и так далее. Это достаточно давнее явление, действительно оказавшее большое влияние на культуру. В 2012 году мы запустили баттл-рэп проект SLOVO в Краснодаре — первый подобный проект в России, уже после появился Versus. В моменте SLOVO выросло до 12 или 14 филиалов, включая ближнее зарубежье (от Беларуси и Казахстана до еще чего-то). Это была действительно большая история, безусловно оказавшая влияние на развитие жанра баттл-рэпа.
Плюс южные музыканты, без привязки к жанру — от Мота, «Маша и Медведи» и «Зверей» до джаз-бэнда Гараняна — так же внесли ощутимый вклад в культуру в целом. Но так уж сложились «настройки» в нашей стране, что в любом случае все должно пройти через Москву. Несмотря на то, что те же «Каста» и Баста — ростовские пацаны, им пришлось ехать в Москву, и через Москву уже двигаться дальше. Поэтому некая региональная идентичность, вследствие этого, несколько размывается, и возможно уже не так заметно, какой вклад юг вносит во всю эту культурную историю. Но по факту он достаточно ощутим.
Ты упомянул про баттлы. У меня ощущение, что в период баттлов твое творчество было более мрачным и проникнуто суровым реализмом. А затем в нем стало больше лирических мотивов.
Наверное, ты говоришь про период альбома «Новый» — он был написан в период пандемии, карантина и я, наверное, искал точки опоры в той тяжелой моральной ситуации, которую мы все переживали. Здесь очень интересна закономерность: в достаточно мрачный, депрессивный период, получилась достаточно светлая музыка, более позитивная. В период, когда были баттлы и все им сопутствующее, было больше веселья, но музыка при этом была — как ты сказал? — более мрачная. Сейчас очередной период — посмотрим, во что он выльется.
В какой-то момент баттлы перестали быть таким массовым поп-культурным явлением, за которым следила вся Россия. При этом я смотрю, например, Кубок МЦ (баттл-площадка, работал была под лигой SLOVO: Москва. — Прим. SRSLY)...
Да, Кубок МЦ качает.
Там по много сотен тысяч просмотров на каждый ролик. Появляются десятки новых МС, которые читают под биты с довольно серьезной техникой. Как ты это объяснишь? Это стало постоянным андеграундным трендом, или это возрождение данного жанра?
Возрождение это, или нет, мы сможем позже проанализировать и понять. На мой взгляд, одна из ключевых проблем, почему баттл-рэп ушел в андеграунд с пика популярности, — он замкнулся сам в себе. На старте, понятно, это было свежо и всем интересно, + были постоянно яркие медиаповоды, участвовали известные личности — популярные именно среди масс. Versus регулярно подтягивал звезд в участники, в кадре постоянно мелькали все эти люди.
И сами баттлы часто цепляли и затрагивали какие-то аспекты вне баттловой культуры, то есть то, что понятно рядовому зрителю, обывателю. Но потом жанр замкнулся в себе и из культурного явления превратился в субкультурное.
В последние годы ребята из Versus звали меня судить какие-то баттлы. Я приходил и вообще не понимал, что я слушаю, о чем речь? Потому что там все отсылки были очень внутряковые: что произошло на прошлом баттле, что было в другой лиге полгода назад, кто кому сколько денег должен, кто с кем поругался, кто что сказал и так далее. И если ты как фанатик не следишь за этим постоянно, то вообще не врубаешься, о чем речь.
Мне кажется, отчасти из-за этого баттлы и потеряли большую часть своей аудитории. А Кубок МЦ — они фанатики своего дела, они обожают баттл-рэп, они выросли на этом. Если мы, допустим, все-таки пришли из музыки, то за этот период воспиталось поколение, которое как раз-таки выросли и пришли из баттл-рэпа. Баттл-рэп продолжает жить. Это здорово, они горят этим. Кубок МЦ прям красавчики. Они делают качественный контент, делают крутые баттлы, и как будто бы это все имеет больший потенциал. Но для этого нужно затрагивать больше понятных обывателю вещей. При этом всем достаточно сложно это делать, потому что что-нибудь скажешь, тебе тут же либо какая-нибудь ерунда от одних прилетит, либо заявка на «отмену» от другой чувствительной части населения.
Я сейчас оглядываясь назад, какие-то баттлы старые пересматривал, думаю: мы реально вот это говорили, и нам ничего за это не было? Вот это времена! (Смеется.)
Ну баттл-эмси часто даже не парятся насчет того, чтобы выпустить какой-то трэк.
Здесь видишь, какой момент: когда мы запускали SLOVO, то изначально рассчитывали, что это будет стартовая площадка для ребят, которые хотят выпускать свои синглы, альбомы, записывать свою музыку. После первого сезона уже стало понятно, что это вообще другой, отдельный жанр. Им неинтересно выпускать свою музыку — и даже если они что-то выпускают, то это все-равно баттловый рэп получается. Это просто отдельный жанр.
Ты чувствуешь как артист сейчас меньшую свободу для творческого высказывания?
Да, общий настрой изменился у людей: ты уже не пошутишь, не поговоришь на какие-то темы без того, чтобы кого-то не обидеть или оскорбить. То, что наших баттлах казалось чем-то веселым, по фану — сейчас за это может прилететь: «О, да ты абьюзер! Это буллинг, шейминг». Вот эта вся повестка.
Некорректно.
Именно. А по поводу моей музыки, я себя, честно говоря, особо не ограничиваю. В любом случае, эзопов язык (особый стиль изложения, маскирующий прямое, непосредственное выражение идей, взглядов, etc. — Прим. SRSLY) никто не отменял.
К вопросу о эзоповом языке. Я читал новости про твою инициативу с ремонтом спортивной площадки. Там жители дома, как я понял, воспротивились ей, совершенно не прибегают к эзопову языку, и вообще не стесняются в выражениях. Можешь рассказать, чем это закончилось, в чем вообще суть? У них площадка разломана, но они не хотят, чтобы ее отремонтировали, потому что там будет собираться слишком много молодежи?
Ага, «и наркоманов». (Смеется.) Хотели сделать хорошее дело — оказалось не так просто. Мы сняли клип на трэк «Краснодар», который поддержал футбольный клуб «Краснодар». Одну из сцен в клипе, с футболистами, сняли на старой спортивной площадке в одном из дворов в центре города. Площадка в очень плачевном состоянии и на съемках пришла идея подтянуть денег и отремонтировать ее. Долго согласовывали по всем инстанциям. А в итоге все уперлось в управдома и компанию пожилых жильцов, которые категорически против — они не хотят, чтобы под окнами шумела молодежь. Здесь проявилась интересная черта менталитета, дословно: «Нам не нужно никаких улучшений, просто не трогайте нас!» Это тоже затянуло процесс. В итоге с большинством жильцов удалось согласовать проект, но оказалось, что под площадкой проходят какие-то коммуникации и проводить работы там невозможно. К истории подключился мэр города и администрация выделила нам другую площадку в другом районе. Но сезон уже закончился, поэтому проект перенесли на весну. Самое неприятное в этой истории это то, что мне пишет один паренек с той площадки. Ему лет 12−13. Еще на съемках я ему дал свой номер телефона. Он мне сначала суперпозитивные сообщения писал, а теперь: «Предатель, ты нас предал!»
Возвращаясь к музыке: мне кажется, что у тебя уже должен созреть новый релиз.
Я прямо сейчас как раз в режиме написания нового материала. Концерт в «Тоннах», думаю, будет последним с нынешней программой. В Москве — точно. В Краснодаре еще будет 11 ноября. Следующий концерт будет уже с новой программой. Пока что она получается более мрачной, чем альбом «Новый» — много затронуто социальных аспектов и философии. Я нацелен на очень жирное, интересное, свежее звучание.