Обзоры, Образ жизни — 3 ноября 2023, 14:41

Я такая пост-пост, я такая мета-мета. Обзор игры Alan Wake II

27 октября вышла последняя значимая игра этого года и один из самых ожидаемых сиквелов в истории индустрии. Alan Wake II — первый за декаду блокбастер великой финской студии Remedy (авторы Max Payne и, собственно, Alan Wake). А еще проект мечты для всех фанатов «Твин Пикса», «Настоящего детектива» и — что неожиданно — японских хорроров. Про долгий путь к релизу и почему Alan Wake II — именно авторская игра в стиле Кодзимы, рассказывает Эдуард Голубев.

Сперва немного истории: после триумфа Max Payne (многие хоть и слышали про «Максима Боль», но вряд ли знают, что в начале нулевых всерьез шли дебаты о том, является ли игра лучшей в мире или нет) финны из Remedy сначала сделали спорный сиквел, а затем бессменный сценарист и директор студии Сэм Лейк решил создать свой «Твин Пикс», если бы его автором был Стивен Кинг, и все это в GTA-стиле. Получился первый Alan Wake — провалившийся в продажах экшен, к релизу которого от изначальных амбиций не осталось и следа. При этом, игра стала культовой в узких кругах. А финал с «продолжение следует» много лет терзал умы фанатов. Однако последние 13 лет Remedy занималась творческими экспериментами: Quantum Break (провал), Control (успех с оговорками), CrossfireX (про нее лучше не вспоминать) и не раз оказывалась на грани банкротства. 

Поэтому релиз Alan Wake II походит скорее на боксерский реванш. И если с творческой стороны он — не будем тянуть — завершился нокаутом (игра потрясающая!), то близкие к Remedy люди говорят, что разработчики очень волнуются. На масштабный маркетинг денег не хватило, предзаказы слабоваты, ожидания от продаж тоже так себе. Плюс игра зажата между двумя суперхитами: «Человеком-Пауком 2» и новой Call of Duty. Разбираемся, почему Alan Wake II, тем не менее, заслуживает внимания. 


В городок Брайт-Фоллз, где много лет пропадают люди, наконец-то приезжают агенты ФБР: экстрасенс Сага Андерсон и Алекс Кейси (внешность персонажу подарил Сэм Лейк, но у него в игре фактически три роли). Правда, исчезновения их интересуют куда меньше, чем собственное расследование жестоких ритуальных убийств. Быстро выясняется, что в окрестных лесах орудует зловещий культ. Но самое жуткое в ситуации то, что все действия и агентов и культистов как будто предвидены и записаны в каком-то хоррор-романе, страницы из которого разбросаны то тут, то там. 

Это первый слой сценария Alan Wake II. На уровне глубже — причем в прямом смысле — главный герой оригинала Алан Уэйк: известный писатель, который  столкнулся в Брайт-Фоллз со злом, а в финале оказался заперт на дне озера, где находится портал в параллельную реальность, и теперь пытается выбраться в наш мир. А потому придумал новую книгу про Сагу и ее расследование. 


Реальность в Alan Wake II постоянно ставится под вопрос. Но разобраться в происходящем надо. Поэтому и Сага и Уэйк — полноценные протагонисты, идущие к развязке с двух концов сюжетной нити. Причем управлять Сагой неожиданно интересно. Открывающие Alan Wake II часы — занимательная смесь «Твин Пикса» и оригинального «Настоящего детектива». Крохотный Брайт-Фоллз, где в местном кафе подают кофе и вишневый пирог; опоясывающий город вековой лес; придурковатые шерифы (к слову, главного копа играет Шон Эшмор), чересчур добродушные жители. И вместе с этим расследование Саги наполнено довольно новаторскими для игры от Remedy моментами: поиск улик, допрос подозреваемых, выстраивание теорий в собственных чертогах разума. Есть даже эпизод со вскрытием! Понятно, что происходящее заскриптовано. Однако антураж раскрытия дела передан невероятно. 

Сюрпризы продолжаются, когда начинается хоррор-часть. Только что вскрытое тело встает и убегает в лес. Тут оказывается, что сосны ночью, завывающий ветер, уханье сов и ты во всем этом, когда единственным источником света является тусклый фонарик, — самый пугающий в 2023 году экспириенс. Подобные ощущения вызывал культовый японский ужастик Siren. Его создатель Кэйитиро Тояма (сценарист оригинальной Silent Hill) хотел держать игроков в постоянном напряжении благодаря «атмосфере поджидающего за углом кошмара». И при минимальном количестве экшена — первый враг встречается в конце второй главы, да и дальше их не то чтобы много — в игре за Сагу постоянно ждешь то нож в бок от спрятавшегося культиста, то чего похуже. 


При этом игра за Алана напоминает скорее Silent Hill. Боев побольше, есть простые головоломки, место действия — Нью-Йорк. Но главное — ощущение кошмарного сна наяву, где регулярно ломается логика пространства, события искажаются странным образом, и очень много обращений к бессознательному. Именно с помощью Алана разработчики оторвались со своими любимыми экспериментами с медиаформатами. В первой части Alan Wake такой фишкой были разбросанные по локациям страницы рукописи, спойлерящие дальнейшие события («За дверью стоит мужик с топором, надо быть осторожным!»). Здесь таких приколов, во-первых, сильно больше: к рукописи добавились смешные рекламы, намекающие на то, что будет дальше, и радиопередача, ломающая четвертую стену. А во-вторых, качество пост-пост, мета-мета стало сильно выше. Лучший mind fuck в игре — участие Уэйка в повторяющемся вечернем шоу. Не будем спойлерить, но это фактически полноценный мини-сериал с живыми актерами, который вплетен в основное повествование, а иногда и в геймплей. Подобные бесчинства в современной индустрии позволяет себе только Кодзима. Правда, Remedy в разы менее насуплены и разрешают себе много шутить. 

Вдобавок Alan Wake II — едва ли не самая красивая и технологичная игра года. Локации, особенно детали окружения, сделаны вручную. Систему освещения как будто перенесли из будущего. Есть рейтрейсинг и использование функций SSD. Картинка плавная, а на визуал в настройках можно натянуть эффект пленки, чтобы получить киношную зернистость. 

В итоге у Remedy получилось. Alan Wake II — мозговыносящая, очень жуткая, затягивающая в себя как в бездну игра. Ее уже ругают в интернете за то, что в этот раз финны завезли мало экшена. Мол, большая часть геймплея напоминает «симулятор ходьбы». Этим людям можно посоветовать разве что дойти до уровня с отелем «Оушенвью», чтобы затем они носились по его этажам в панике, в поиске аптечек и хоть каких-то патронов. Остальным хочется сказать: не пропустите. Почти вымерший вид вдумчивого эскапизма! 


Фото: кадр из игры
Новости — 16:50, 19 сентября
Кинофестиваль «Маяк» объявил конкурсную программу
Новости — 14:45, 19 сентября
«Стальное сердце», «Майор Гром» и TIOT. Рассказываем, как прошел второй «Фандом Фест»
Новости — 12:25, 19 сентября
Цирк, балет и музыка: «Яндекс» и Imperial Orchestra покажут мистическое шоу по мотивам «Щелкунчика»
Новости — 19:13, 18 сентября
«Эмили в Париже» продлили на 5-й сезон
Кино — 19:04, 18 сентября
Как вынести креатив из мастерских в пространство города? Рассказывает руководитель Агентства креативных индустрий Гюльнара Агамова