Интервью, Кино — 25 октября 2023, 18:56

Форма элегии. Интервью с режиссером Маликой Мусаевой о фильме «Клетка ищет птицу», Сокурове и немецкой молодежи

Текст:
Малика Мусаева — выпускница мастерской Александра Сокурова в Кабардино-Балкарии, откуда вышла целая «волна» кинематографистов, среди которых Кантемир Балагов, Кира Коваленко, Тина Мастафова. 12 октября в российский прокат вышел ее фильм «Клетка ищет птицу» — визуально безупречный рассказ о трагичности отсутствия выбора и «обстоятельствах», которые иногда тяжелее тебя на сто тонн. 

В России уже вторую неделю идет прокат вашего фильма. 

Вообще, для меня удивительно наблюдать, как зрители в России реагируют на этот фильм, какие вопросы задают.  Я заметила, что интерес к кино в России совсем другой, чем в Европе. Я в июне, например, была на «Примере интонации» (фестиваль, соорганизованный одноименным фондом Александра Сокурова. — Прим. SRSLY) — туда пришли молодые ребята, с горящими глазами, у них оживленный такой интерес к кино! И они задают другие вопросы, нежели та же германская молодежь. 

Как возникла у вас идея картины? Это часть вашей личной истории или вы скорее обобщили образы какие-то? 

Скорее обобщила. Каждой чеченке эти истории знакомы, они достаточно, можно сказать, простые и ожидаемые. Никакой сложной драматургии там нет, но для меня это было не самое главное. Моей задачей было передать эмоциональное состояние героинь

Когда я училась на третьем курсе у Александра Николаевича [Сокурова], я сняла 12-минутную работу про чеченку, которая хочет получить развод. И еще тогда у меня отложилось в голове, что я хочу из этого сделать полнометражный фильм. И вот в 2020, кажется, году Александр Николаевич предложил мне снять полный метр через его фонд, и я начала расписывать, расширять сценарий

Я пыталась, кстати, найти ваш короткий метр, но, насколько я понимаю, он сейчас недоступен. 

Когда я училась [у Сокурова], все мои короткометражки были в открытом доступе. Потом я их все удалила напрочь, так как решила, что не надо, чтобы в открытом доступе было что-то связанное со мной

У вас интересный выбор кадра в «Клетке»: близкий по пропорциям к фотографии, нежели к видео, со сглаженными углами кадр. Вы сами говорили, что это должно было выглядеть как воспоминание. А на что вы снимали? Насколько я помню, вы отказались от профессиональных кинокамер. 

Изначально нам предложили камеру Arri Alexa Classic, но я сразу понимала, что хочу снимать в документальном стиле с небольшой камерой. Денег особо не было, и мы решили урезать светобазу, отказались от световых приборов, оператор-постановщик (Дмитрий Наговский) придумал целую систему освещения через зеркала и естественный свет. И на сэкономленные деньги мы взяли Arri Alexa Mini. С ней тоже было не то чтобы легко, но она все-таки позволила передать ощущение документальности, какой-то «грязи» в камере. 

Мне очень не хотелось вычищенных кадров.

Кадры из фильма «Клетка ищет птицу»

А формат, похожий на старую фотографию, — да, мы выбирали неспроста. Я хотела сделать фильм-элегию, фильм-воспоминание. У меня даже на каком-то уровне сценарном был текст закадровый для героинь, потом я от него отказалась — но форма элегии при этом осталась. 

Как вы нашли актрису на главную роль, Хадижу Батаеву? 

Я пробовала сначала и профессиональных актеров, в том числе из Чечни. Но быстро поняла, что у людей, которые работают в наших театрах, появляется странная манера игры — в ней очень много преувеличения, нарочитости. И тогда я стала ездить по селам и искать актеров в них. Я просто заходила в местные Дома культуры и просила там собраться всех местных ребят. Хадижа нашлась именно так. Это было село Аршты в Ингушетии, где проживают чеченцы. Оно было последним, куда я заехала в рамках этого кастинга, совсем маленькое — меньше тысячи человек — все друг друга знают. И когда я увидела Хадижу, она шла вместе с Мадиной (Мадина Аккиева), держась за ручку — собственно, все как в фильме, — я поняла, что это она

Кадры из фильма «Клетка ищет птицу»

Вы сейчас живете и работаете в Германии. Какие у вас планы на ближайшее время?

Я сейчас над двумя сценариями работаю. Один — «общеевропейский», а второй — как раз чеченская история. На самом деле после съемок «Клетки» я было подумала, что какое-то время не буду себя связывать с этой темой. Мол, куда я вообще лезу? Зачем я лезу, раз это никому не нужно? Чувствовала себя какой-то дурой, пристающей к людям, которые так не хотят, чтобы о них рассказывали. И подумала, что буду снимать только на немецкую тему. Но все же эти истории возвращаются и до конца не отпускают. 



Малика, а что вы можете сказать по поводу последней ленты Александра Сокурова «Сказка»?

Фильм «Сказка» я видела. Это одно из самых больших впечатлений моей жизни. Звучит пафосно, но это правда так. У меня были мурашки, слезы, — это не кино уже, это какая-то другая вселенная. Александр Николаевич — гений, мы поймем, что он сделал, уже спустя много лет.


Фото: предоставлено пресс-службой
Образ жизни — 12:21, 23 ноября
Что бы посмотреть? «Контакты. Игра», «Читатели» и другие новые шоу
Новости — 16:05, 22 ноября
Стивен Кинг анонсировал новую книгу — в ней вернется Холли Гибни
Новости — 13:40, 22 ноября
Новый роман по «Ведьмаку» будет про юного Геральта
Кино — 13:10, 22 ноября
«Сердце должно гореть у всех». Олег Савостюк — о сериале «Дайте шоу», парадоксальности страхов и воспитании внутреннего критика
Новости — 11:31, 22 ноября
Электроника и этно-мотивы: дуэт LAVBLAST выпустил второй альбом More