Когда-то появление ютьюберов на больших экранах в проектах типа «Елки Последние» или «Взломать блогеров» было из ряда вон выходящим событием, которое обсуждалось как новый этап в развитии блогосферы и кинематографа. Зрители спорили, имеют ли право самозванцы из интернетов сниматься так же, как это делают профессиональные актеры, а преданные подписчики отстаивали любимцев в баталиях в комментах и на премьерах. Новый виток этому обсуждению придали тиктокеры, заполонившие медийное пространство пару лет назад и моментально интегрировавшиеся во все медийные среды, не обойдя вниманием фильмы и сериалы.
Теперь уже блогерами в актерском касте мало кого можно удивить — «Монастырь», «Юра дворник», «Капельник» будто бы нормализовали это явление, если не сказать легитимизировали. И теперь куда больше интереса вызывают проекты, где люди, известные исключительно своей деятельностью в онлайне, выступают в качестве авторов — режиссеров, сценаристов, продюсеров.
На этом поприще первыми и самыми плодотворными вновь оказались ютьюберы, которые не стали дожидаться приглашения на большие экраны и стриминг-платформы, а начали делать сериалы для собственных же каналов. Настоящей классикой жанра стал проект «Внутри Лапенко», который можно поставить по принципу выбора площадки рядом с «Ничего смешного» Данилы Поперечного, «Семейкой» КликКлака, а еще «Омаром в Большом городе» и (простите) «Непосредственно Кахой».
Этой же осенью мир российских сериалов пополнился двумя новинками, которые стали не просто спин-оффом ютьюб-проектов, а созданными на основе видеороликов полноценными самостоятельными произведениями.
Итс нот э булшит, итс «Кибердеревня»
Путь сериала, промо которого пару недель можно было видеть практически во всех сервисах «Яндекса», начался три года назад, когда Сергей Васильев залил на ютьюб короткий ролик с дорожными рабочими, которые предстали в образе роботов. Видео завирусилось в Сети, и, пока счетчик просмотров крутился, у Сергея вместе с его будущей командой по каналу Birchpunk родилась новая идея — делать видео, в которых совмещаются реалии российской глубинки и мир высоких технологий. Концептуально получилось, как говорят сами создатели «Кибердеревни», что-то среднее между фильмами «Любовь и голуби» и «Звездные войны».
Первый ролик про кибердеревню вышел тогда, когда он был больше всего нужен, — в день несостоявшегося релиза Cyberpunk 2077. Как теперь вспоминают создатели, сделать это пришлось раньше плана, чтобы догнать и обогнать слив выпуска. Тем не менее все вышло, как должно было быть, и канал Birchpunk стал расти и развиваться.
Изначально главным проводником в мир кибердеревни для зрителей был фермер Николай (Сергей Чихачев), который водил экскурсии на английском с рязанским акцентом по миру Birchpunk и показывал, как там встречают Новый год. Но уже на третьем ролике команда проекта стала расширять созданную вселенную, пустив зрителей посмотреть за жизнью в космопоезде, а затем и в кибербольнице, кибермилиции, кибермузее и так далее. Так проект дошел до планетарного масштаба, сменив место действия на Марс, а заодно поменяв ютьюб на «Кинопоиск».
«У нас было по факту два варианта: либо развиваться дальше как что-то абсолютно некоммерческое, или уйти во что-то более серьезное. Мы поняли, что это неизбежно — прийти к сериалу или полному метру», — так описал переход на стриминг один из продюсеров проекта Алексей Фомин.
Для сериала команда Birchpunk создала замысловатый сюжет о противостоянии фермера Николая и коммерсанта Барогозина, пожертвовав плотностью шуток и милыми сердцам подписчиков отсылок. Но проект определенно прижился и получил кратно больше внимания, чем в свое время на видеохостинге.
«Объяснялкины» nerdорожденные
Взрослая анимация просто обречена на то, чтобы ее сравнивали с «Риком и Морти», так что к новому мультсериалу тут же приклеился ярлык российской версии коктейля на основе популярного проекта Adult Swim. За созданием «Объяснялкиных» стоит коллектив креаторов во главе с Егором Лоскутовым — автором канала «Егор», давним напарником Димы Сыендука и просто человеком, всем сердцем влюбленным в анимацию. Сам Егор Лоскутов на презентации проекта описал его как «масштабнейшую коллаборацию инди-аниматоров», поскольку большие студии работать над реализацией задумки отказались, и все на свои плечи взвалили энтузиасты.
Историю проекта можно вести с 2020 года, когда во спасение от тягот самоизоляции Лоскутов придумал и запустил проект «Я это уже видел». Он пригласил художников и аниматоров со всей страны принять участие в создании альманаха короткометражек, экранизируя сюжеты разной степени всратости серьезности. Одним из таких сюжетов стала история о семье, обреченной бесконечно снимать образовательное шоу, где взрослые отвечают на вопросы ребенка.
«Шоу вдохновлено "Семейством Почемучек" с канала Fox Kids, которое я в свое время смотрел у бабули и очень сильно любил. Конечно же, меня очень смущал тот факт, что Почемучки были слишком идеальной семьей. Они были просто эталонной семьей, которой не было не только у меня — такой семьи не было буквально ни у одного человека, которого я знал. Так что "Объяснялкины" получились, мягко говоря, неидеальными. А еще, в отличие от Почемучек, Объяснялкины рассказывают ребенку не просто, например, почему идет дождь, а что-то куда более серьезное, взрослое и порой даже травмирующее», — рассказал Егор в ролике, приуроченном к старту работы над сериалом, на канале sndk.
Несколько месяцев переговоров привели к тому, что беспрерывно производящие шоу Объяснялкины смогли попасть на реальный стриминг — онлайн-кинотеатр «Кинопоиск» приобрел сезон анимационного шоу Лоскутова. Бюджет на производство проекта с сомнительной окупаемостью был соразмерным, а крупные игроки анимационной индустрии не стали сотрудничать с ютьюб-нердами, поэтому значительная часть работы легла на тех, кто готов работать над мультфильмами ради работы над мультфильмами.
Два года работы, десятки инди-художников, аниматоров, сценаристов, дизайнеров и других энтузиастов, пару недель активного промо, и «Объяснялкины» добрались до своего зрителя. Что в итоге получилось, можно описать лозунгом из шоу — «Проще показать, чем объяснить».