Партнёрский материал — 24 октября 2023, 18:05

Буква «Ю»: разбираемся в UI и UX-дизайне с экспертами Почты Mail.ru

Столько разговоров о UX и UI: интернет-ресурсы пишут о них лонгриды, онлайн-школы предлагают курсы, а гуманитарии используют их как точку входа в IT. SRSLY пообщался с директором департамента дизайна сервисов Mail.ru Сашей Ермоленко и выяснил, из чего состоит работа дизайнеров Почты Mail.ru и как IT-компания с двадцатипятилетним опытом выстраивает дизайн-процессы в 2023 году.

Разница между UI и UX

В создании цифрового продукта участвуют много людей: разработчики, менеджеры, исследователи, аналитики и дизайнеры. Делают так, чтобы потребители выбирали его из десятка других. В IT-сообществе мелькают термины UI или UX-дизайнер, словно это два разных специалиста. Так было давно: когда деревья были большими, интернет молодым, а цифровые сервисы — не такими умными. Процесс работы напоминал конвейер, где каждый отвечал за отдельную область.  Саша: «UX-дизайнеры (от англ. user experience — «пользовательский опыт») занимались проектированием пользовательских сценариев и построением логики взаимодействия, а UI-дизайнеры (user interface — «пользовательский интерфейс») сочетали цвета, играли со шрифтами и подбирали графические элементы — продумывали визуальный облик сервиса. С развитием технологий изменился и процесс работы. Теперь за это отвечает один специалист — дизайнер продукта».

Дизайн продукта в Mail.ru

Саша: «Потребительский опыт — это все, что происходит при взаимодействии человека с цифровым продуктом. Часто одни сервисы нравятся нам больше других. Иногда приятная мелочь мотивирует открыть приложение еще раз, а иногда даже купон с внушительной скидкой не переубедит вернуться в сервис, который однажды обманул наши ожидания. Каждая составляющая потребительского опыта влияет на конечное отношение к продукту. 

Ежедневно команда задается вопросом: "Что еще мы можем дать? Как сделать так, чтобы человек просто нажимал на кнопку и все было классно?"


Дизайн делает пользовательский опыт качественным во всех точках взаимодействия с сервисом — от кнопки интерфейса до баннера в рекламной кампании. Дизайнеры вовлекаются в процесс работы на ранних этапах, начиная со стратегии, где каждый вкладывает свое видение в прекрасную картину будущего. Если вы работаете как лебедь, рак и щука, то и продукт получится соответствующий».


Работа над почтой под микроскопом

Процесс работы над продуктом в Mail.ru проходит несколько стадий. Команда собирает данные и исследует проблему, затем формирует гипотезу и думает над решениями в интерфейсе. Дальше подключается UX-лаборатория, которая проверяет гипотезы — в третьем квартале 2023 года супергерои Почты Mail.ru провели 23 исследования. Прямо как в шпионском кино.

Саша: «Исследователи приглашают респондентов в UX-лабораторию, чтобы определить, где могут возникнуть проблемы при использовании новой фичи. Команда дает им задачи: люди выполняют, мы наблюдаем. Например, просим отправить письмо с крупным вложением или отписаться от надоедливой рассылки. Чтобы не отдаляться от пользователей, мы проводим встречи эмпатии — неформальные беседы, напоминающие быстрые свидания. Это помогает сделать продукт человечнее».


Дальше дизайнеры продукта создают и поддерживают нововведение, следят, чтобы все работало, а фича прошла тесты на инклюзивность — в сентябре 2023 года суперапп Почты Mail.ru получил обновление для пользователей с особенностями зрения и моторных функций, пройдя аттестацию по стандартам доступности приложений. 

Саша: «Люди разные. У них разные мнения, возможности, жизни, взгляды и культурные особенности. Это нормально — мы делаем сервис для 50 миллионов пользователей. Продукты должны быть доступными для каждого. Это наша ответственность».

5 последних обновлений Почты Mail.ru

  • Умная сортировка и важные письма
Саша: «Мы хотим, чтобы людям было удобно. Да, пользователи сами подписываются на рассылки, а потом жалуются на спам. Поэтому мы сделали папку "Рассылки" — пускай новости от обувных магазинов и уведомления о распродаже косметики находятся в одном месте. Придумали папки "Чеки", "Новости" и "Госписьма", а важные письма Почта отмечает синей молнией — так точно ничего не потеряется».

  • Статус заказа в Почте

Некоторых хлебом не корми, дай заказать неоновую чеснокодавилку или свечки в форме капибары. Чтобы отследить посылку, теперь достаточно короткого статуса. Вуаля — все, что происходит с заказом, отображается над списком писем.

  • Автособытия в Календаре
Саша: «Mail.ru — не только Почта, но и инструменты цифровой продуктивности: Заметки, Задачи и Календарь. Предположим: вы купили билеты в долгожданный отпуск. Поздравляем! Мы внесем событие в Календарь, пометим цветом. Укажем время, дату вылета и нужный аэропорт, чтобы было понятно, когда и куда приезжать. А вы пока сортируйте купальники по цветам — мы все сделаем сами». 

  • Новые Заметки

Записывайте важное, не выходя из Почты, прямо в Заметках: редактируйте текст, создавайте списки, прикрепляйте файлы и изображения, делитесь с коллегами и друзьями, добавляйте любимые эмодзи с котиками и раскрашивайте лист в любой цвет. Попасть в Заметки можно из верхней строки навигации по сервисам в десктопной версии или в супераппе.

  • Новый домен xmail.ru

Пользователи зарубежных почтовых сервисов могут легко перенести письма на новый домен: прежнее имя ящика сохранится, но добавится окончание xmail.ru. Вуаля — старые переписки на месте, а новые телепортируются на новый адрес. Плюшки тоже полагаются: пользователи смогут месяц наслаждаться сервисами без рекламы и получат подарочные 128 Гб в Облаке Mail.ru.


Саша: «Дизайнер продукта — профессия, в которой можно попробовать разное. Придумывать фичи с менеджерами и аналитиками, участвовать в UX-тестах, помогать разработчикам готовить сервис к релизу и вместе с маркетологами рассказывать о нем людям. Mail.ru на рынке давно, аудитория ожидает многого — поэтому мы хотим, чтобы все было классно».

________________________________________________________

Реклама. Рекламодатель: ООО «ВК», 16+

Токен: ‎2VtzqvcTshX

IT — информационные технологии

UX — пользовательский опыт

UI — пользовательский интерфейс

Суперапп — приложение с расширенным набором функциональностей

Фича — функциональность продукта



Новости — 16:50, 19 сентября
Кинофестиваль «Маяк» объявил конкурсную программу
Новости — 14:45, 19 сентября
«Стальное сердце», «Майор Гром» и TIOT. Рассказываем, как прошел второй «Фандом Фест»
Новости — 12:25, 19 сентября
Цирк, балет и музыка: «Яндекс» и Imperial Orchestra покажут мистическое шоу по мотивам «Щелкунчика»
Новости — 19:13, 18 сентября
«Эмили в Париже» продлили на 5-й сезон
Кино — 19:04, 18 сентября
Как вынести креатив из мастерских в пространство города? Рассказывает руководитель Агентства креативных индустрий Гюльнара Агамова