Интервью, Музыка — 14 октября 2023, 23:42

Урбан-музыка и глагольные рифмы, корпоративная эстетика и аутентичность. Большое интервью с артистом Филиппом Хмыровым

Филипп Хмыров отправляется в турне, кульминационными точками которого станут концерты в московском клубе «Урбан» (15 октября) и петербургском «Космонавте» (27 октября). Филипп рассказал SRSLY, как рождался его свежий микстейп, как работа в офисе учит творческой целеустремленности и почему отечественным артистам стоит сосредоточиться на российском музыкальном рынке. 

Кто тебя вдохновлял, когда ты создавал мелодии и аранжировки для PUTBACK Mixtape?

В некоторых треках есть прямые референсы — это Migos (первый трек), Baby Keem & Kendrick Lamar — The Hillbillies (второй трек). Лирический трек — синтез всего того, что я слушаю: от «Комитета охраны тепла» до Бульвара Депо. Четвертый трек — как раз Boulevard Depo — Friendly Fire, просто я там BPM (beats per minute — показатель, определяющий скорость исполнения или воспроизведения композиции. — Прим. SRSLY) и подобрал, добавил струнные и такой типа: «О-о-о, ниче!» Ну и пятый — сборничек того, что слышал: и какие-то танцевальные штуки под прямую бочку, и у Бульвара опять-таки в последнем альбоме («Сертоловский токсик», 2023) есть 4х4 песня (песня с прямым рисунком басового барабана. — Прим. SRSLY). Мне очень хотелось сделать трек, под который вживую будут люди просто прыгать: тыц-тыц-тыц. Я нашел референсы из танцевальной музыки, а гитарку добавил русско-рокерскую, почти как у «Крематория».


В этом смысле ты верен своей концепции: соединил петербургскую рок-традицию с современной урбан-музыкой.

Последний трек («Узнавал») и родился в тот момент, когда я понял, что этого не хватает. Я решил пойти там немного в кач, в рэп, во все эти дела. Да, прикольно, звучок получше, поновее, но чего-то не хватает,  поэтому и добавил русско-рокерской песенности.

Люди все время ожидают от петербургских песен некоторой лирической глубины.

Я, как житель Петербурга, кстати, с детства искренне не понимаю, почему. Я-то изнутри это вижу. Тут на Ленинском проспекте никакой глубины особо нет

Там своя uptown-романтика. Например, группа Krec тоже воспевает спальные районы.

«От Ветеранов до Стачек дворами» — это Krec? Я как раз жил между Стачек и Ветеранов.


Ты же менеджером работал до того, как посвятил себя музыке?

Менеджером — да, наиболее подходящее слово.

Насколько это было невыносимо?

Вот я раньше все время говорил, что это было невыносимо, что я мучился. Потом понял, что это не очень корректно по отношению к работодателям, потому что коллектив в плане человеческих отношений был, на самом деле, очень хороший. Да, строители — резкие люди, они ставили задачи, используя мат и прочее. Поначалу тебе, пришедшему из универа, это казалось недопустимым: «Ай, ой, как так можно, нет, вообще!»

Но спустя время, поработав с людьми из других сфер, даже с какими-то звукарями на сцене, ты понимаешь: «Нет, вот те люди были просто потрясающие». Внятно, быстро поставленная задача — пускай хоть матом — лучше, чем человек, который сидит и говорит: «Ой, я не знаю, что я хочу!» Короче, невыносимо было только понимание, что я не хочу тут развиваться и расти, что я хочу заниматься музыкой. Невыносимо, что к 16 часам вечера ты уже устал, а тебе еще альбом писать вечером. А какие-то сметы поделать, в тендерах поучаствовать — слушай, есть работа и похуже, как мы знаем.  

Мат — органичная часть твоих стихов. Может быть, эстетика этой корпоративной речи отразилась на твоей поэзии?

Я в какой-то момент из-за этой корпоративной эстетики стал раза в три сильнее материться. Но я и раньше мат все-таки вставлял — ведь слов из песни не выкинешь, и люди будут такие: «О, мат, прикольно!»

А сейчас я вообще пришел к тому, что мата стало многовато, можно его чистить. Плюс нас заставили на фестивалях выступать, не матерясь. 

Короче, я теперь буду стараться обычными словами высказывать какие-то эмоции, истории — не в смысле, что система меня сломала, но просто я подумал, что должно быть эффектно и так.


А глагольные рифмы для тебя еще табу или нет?

Чем больше пишу и выступаю, тем больше я их люблю, потому что глагольная рифма глагольной рифме рознь. Бывают такие тексты, в которых вообще нет ни одной глагольной рифмы, но их вообще невозможно абсолютно слушать никаким образом, никогда. А бывают тексты, которые в основном на глагольных рифмах построены, и они потрясающи.

Есть какие-то особенности у твоих предстоящих концертов?

Только их величина, по-моему. И в Москве, и в Санкт-Петербурге — пока что самые большие площадки, которые мы когда-либо брали. Если они нам покорятся, будет вообще супер.

С чем ты связываешь возможность выступать уже на таких крупных площадках?

Популярность в рамках именно концертных площадок растет, потому что мы на них весьма качественно играем вживую наш весьма качественный материал. Я все-таки, к счастью, побывал на мероприятиях и зарубежных, и русских артистов, и отдаю себе отчет, что у нас на концертах нескучно — даже, несмотря на то, что у меня нет миллионов прослушиваний. Условно говоря, появляются пять человек, которым ты нравишься, и они за собой приводят еще двух. А там и 50 человек приводят 20, а 500 — 200. Просто работа, работа, работа.

Мы летом поиграли на фестивалях (VK Fest, LiveFest, «Жиза», STEREOLETO. — Прим. SRSLY). Люди увидели, что это не стандартное рэперское говно, а худо-бедно какая-то музыка. Такие: «Ладно, сходим на это». Плюс, я еще постоянно выступаю с Alai Oli — думаю, это тоже бустит меня в той или иной степени

С Alai Oli у вас сложилось долгосрочное творческое сотрудничество?

В плане выступлений — видимо, да. Но вот альбом следующий они написали без меня. И слава Богу! Поэтому если бы мы продолжили делать треки, то они были бы как из того альбома («Последний из ушедших», 2022. — Прим. SRSLY). Но, к моему удовольствию, они сами написали песен на целый альбом. Одну из них я послушал, она вообще супер! Прям жалко стало, что она не из того материала, который со мной.


Возможно, дело в том, что Ольге после перерыва нужен был дополнительный импульс, и этим импульсом, в том числе, был ты. А сейчас она окончательно встала на ноги как творческая единица.

Это да. Чел из группы Оли как-то говорит: «Йоу, круто, что ты появился!» Я, наоборот, думал, что они спросят: «Ты кто?» (Смеется.) Типа нам и без тебя было хорошо. А они такие: «Не, супер, клево! Новые песенки!»

Ты еще работаешь с лейблом «Снегири»?

Да, и вообще не планирую переставать.

Как они участвуют в твоей деятельности?

Они участвуют во всем, кроме сочинения песен. То есть до момента, как я отправил песню в общий чатик и сказал «Все, готово!», они никак не участвуют. А как только она отправляется, мы все вместе делаем, причем с каждым месяцем у нас все больше каких-то общих штук. Допустим, когда мы снимаем рилсы, я понимаю, что могу Лену (своего товарища и директора) просить, чтобы она это продюсировала. 

Мне нужно только не быть дебилом, не опаздывать и появиться там, где мне сказали появиться.


Но тебя же приучили к пунктуальности, когда ты работал в строительной конторе.

Там, в строительной конторе меня, скорее, приучили к тому, что если что-то надо сделать (да, это тоже пунктуальность в каком-то смысле) к 12 часам вторника, то даже если это получилось не так, как ты думал, даже если ты сам не приедешь или вообще умрешь, данная бумажка все равно должна у того-то человека лежать на столе к нужному времени, потому что в ином случае никто не получит денежек. Самое главное — результат! Ты можешь офигенно чертить дом, но если этот дом не согласуют, не примут, то как бы ты лох. А если дом уродливый, но его согласовали и приняли — значит, все молодцы. Вот к этому меня приучили.

Потому что я лучше буду жить в уродливом доме, чем в чертеже вместо дома.

Ну типа. Я еще это пытаюсь ретранслировать всегда на своих коллег по лейблу, на чуваков, которым я делаю продакшн: можно 15 лет писать альбом, и возможно, он даже будет гениальным, но об этом никто не узнает, если его не выпустить. 

Решил делать — надо доделать! Вот к этому меня и приучили там, в строительной фирме.

Опять же, существует стереотип что петербуржцам недостает целеустремленности, что они все в своих мечтах блуждают. А вот, пожалуйста: корпоративная культура, работа на результат!

Еще два годика назад я бы согласился с этим стереотипом. Я даже сам начал так говорить, потому что стал часто ездить в Москву и увидел разницу наконец-то. Но! Мне кажется, у нас в Петербурге эта тема — отвлекающий маневр. Ты сделал плохо, и люди такие: «Да ладно, он из Петербурга, хоть что-то сделал, спасибо вообще!» А ты сам такой: «Да-да, я же из Питера, мы тут все творческие».  


Ты произнес выражение «стандартное рэперское говно». Тебя раздражает однообразие новой школы, которая сейчас господствует в рэп-чартах?

Нет. Если что-то господствует в чартах, значит, это материал хороший. Плохой материал господствовать не будет нигде. Но я, скорее, именно не про однообразие, а про недостаточную подготовку именно живых выступлений, когда, мол, «люди это и так съедят». Но хотя я мало видел, честно скажу. Я видел OG Buda. Он прикольный. Понятное дело, что если его сравнивать с Трэвисом Скоттом, он не такой прикольный. Но относительно Эльдара Джарахова OG прикольный, потому что он прикалывается над собой, он такой: «Йоу-йоу».

Джарахов тоже прикалывается — он вообще на этом выстроил свою карьеру.  

Смотри: от Джарахова ждешь, что он будет прикалываться, а OG Buda выходит со своим «увезу твою суку в Дубай» и вдруг такой «йоу-йоу, все секси, мы секси», и в тапочках при этом стоит. Этот контраст — забавный. Но местами это все равно немножко однообразно, просто бУхает этот диджей, чувак ходит. Ну не знаю. Я даже не столько про рэперов — у нас вся сцена немножко, немножко скучноватая. Не знаю, почему. 

Иногда мне кажется, что чуваки не стараются. Они такие: «Да ладно, мы на сцене — уже неплохо».

Многие возмущались пару лет назад, что Скриптонит на концерте в Казани, по-моему, просто сидел возле ноутбука, откуда играли его треки целиком, с голосом…

Скриптонит свою роль абьюзера вообще отыгрывает на 300%. Я был на трех его концертах. Первый, кстати, тоже в «Космонавте» — был потрясающий (я стоял там шесть лет назад, и вообще у меня даже мысли в голове не было о том, что я когда-нибудь буду в «Космонавте» сам выступать — а вот, уже скоро). И это было супер! Они вышли, сказали: «Салам алейкум, Питер», и я просто умер тут же. Думал тогда: «Вау, так можно рэп соединять с роком — вообще гений!»


Потом концерт уже в A2 был спорный, потому что в середине началась его классическая ругань со звукарями. На третьем концерте, на котором я побывал (тоже в A2), он ушел со сцены, не доиграв песню «Стиль». И я понял, что мне это уже не очень интересно. Но все разы, когда Скриптонит ругается на звукарей, на зрителей, когда он уходит, садится (в общем, в своем репертуаре), девки в толпе и их бойфренды в восторге, им вообще насрано, как он сыграет «Танцуй сама» (трек с альбома «Дом с нормальными явлениями», 2015. — Прим. SRSLY). Им нравится, как он ругается на людей, вот это все. Этот шоу-элемент нам с тобой — людям, которые держали в руках гитару, — кажется странным (мы же на концерт пришли), а вот людям, которые приехали на «комфорте» в клуб, — им это интересно. Адиль же брутальный, таинственный.

Здесь важен еще аспект, что он патриарх определенного направления в музыке и в культуре даже — как Канье Уэст в Америке. Канье незадолго до этого на Мэдисон-сквер-гарден выступал, тоже просто поставив ноутбук.

Была презентация Life of Pablo (2016), насколько я помню. Но если мы посмотрим и сравним фотокарточки с презентации Life of Pablo и с выступления Скриптонита в городе Тверь, например, то это будут, знаешь, весьма разные вселенные. Все, что делает Канье Уэст, почему-то безумно приятно моему глазу, и да, это гениально. Мы, русские артисты, когда пытаемся в эпатаж, у нас редко это получается прям вау.


Остается только перещеголять запад музыкальной мыслью и профессионализмом.

Вообще не надо об этом даже думать, давайте будем объективны. Кроме группы «Тату» американскому рынку вообще... Мне даже сложно придумать метафору, насколько мы там не нужны, потому что на каждого Филиппа Хмырова там есть человек, который в миллион раз лучше, чем Филипп Хмыров. Не знаю, почему так сложилось, но так сложилось. У нас тут прекрасные тут поля, леса, гектары — вперед!

То есть легкий «железный занавес» российским артистам немножечко даже и на руку?

«Железный занавес» относительно российских артистов вообще никуда не девался.

Последний отечественный музыкант, который его прорвал, был, судя по всему, или Сергей Рахманинов, или Дмитрий Шостакович. Те чуваки умели сделать качественно, видимо. А мы давайте останемся сидеть и навыки свои улучшать, а не брать идею группы Die Antwoord и ехать в тур для старых эмигрантов. Никакого дизреспекта, просто, скорее, такая забавная зависть. 

Там все же свой рынок, там свои крутые чуваки. Включаешь любой drill наш и любой drill их, любой grime наш и любой grime их, и просто там — музыка, а мы — подражаем. В музыке — так. Есть много вещей, где наоборот, поэтому все ок.

Я в последнее время слушал разные сборники дрилла, где одновременно британский drill, немецкий и русский. И у меня сложилось ощущение, что по звучку и по панчлайнам наши тоже кое-что могут изобразить.  

Ты хорошее слово сказал — «изобразить». Нет, правда. В этом, наверное, плохого ничего нет, за исключением того, что Pop Smoke какой-нибудь придумал и сделал все это еще в каком-нибудь 2018 году, а мы тут вот-вот подъехали. Я вообще вон только сейчас подумал: «Бог с ним, можно попробовать такой звучок». Но я не рэпер в классическом понятии

Однако это правда — все изображать, включая slowthai. Мне бы хотелось, чтобы по-другому было, правда. Когда Pop Smoke или Кендрик пробуют drill, я такой: «Вау, это круто!» Я даже не особо понимаю, что они читают. Но просто за счет ритмики, какой-то школы, оно звучит лучше, чем наши прикольные треки. А у нас прикольные треки есть — например, рэпер Поляна. Если никогда не слышал, послушай его. Очень здорово валит, именно с точки зрения того, что этот чел с соседней улицы. То есть в нем чувствуется — эта, как ее? — аутентичность.


Мне запомнились Obladaet и Platina.

Platina — прикольный чел, это правда. Мне не очень хотелось, чтобы так было, но Platina очень хорош.

Почему не очень хотелось?

Мне кажется, у любого человека есть доля снобизма. Я, когда в первый раз увидел, что он есть, увидел его лицо, увидел, как он выглядит, увидел самопрезентацию, подумал: «О, Господи, это же настолько ужасно, что оно станет популярным!» А потом я что-то расслушал и подумал: «Нет, это просто круто! Чувак талантливый, вообще без базара».

Вы будете делать клипы (на PUTBACK Mixtape)? 

Нет, я адепт того воззрения, что время клипов прошло. Я не понимаю, зачем эта большая форма нужна сейчас. Но вот мы сейчас сняли и час назад выложили в инстаграм минутный вертикальный рилс в поддержку трека «Карнавал».   

А стримы, видимо, ты находишь более эффективными?

Блин, для интервью я бы должен сказать: «Да, так оно и есть». (Смеется.) Но, во-первых, я немножко приостановил их изготовление, потому что доделывал релиз. В принципе, идея-то была ничего: еженедельно стримить, но реализация была крайне плохой, потому что все, что я придумал, — это сидеть с гитаркой и петь треки, которые просят люди. 


Допустим, кто-нибудь типа Артемия Лебедева или Сергея Минаева просто читает новости — но новости-то каждый раз разные, их можно обсудить. А треки-то у меня каждый раз одинаковые, поэтому не очень стало понятно, что стримить. А стримить реакции на вышедшие релизы я не хотел. Поэтому я каждую неделю делал даже не стримы, а просто выходы в инстаграме в прямой эфир, которые особенно в пандемию были популярны.

Мне артисты часто говорят, что современный артист должен быть интердисциплинарным, мультифункциональным. Он должен быть и режиссером, и творцом какой-то легенды, и визуал его должен постоянно обновляться. 

Визуал... Мне прикольно сделать какую-то нестандартную обложку или что-то поснимать, но в рамках минуты, потому что, во-первых, у меня не такой глубокий смысл в творчестве, чтобы три минуты это растягивать, а, во-вторых, просто времечко такое, что люди…

Клиповое сознание.

Оно, к сожалению, такое. Пока нет сил, ресурса и желания снять что-то такое — на что человеку две минуты искренне будет интересно смотреть. Мне больше всего интересно смотреть контент такого тиктокера, как Ян / ynchq. Этот чувак, когда женщин изображает, еще полотенце на голову надевает. Его ролик длится секунд 30, и такой, в стиле «Осторожно, модерн! 2», упрощенный максимально. Это мои любимые видео — очень смешно, прикольно, органично. Мне бы музыку тоже хотелось делать вот так просто, буквально на телефоне: чик-чик, снял, записал весь контент… 


В музыке тоже нужно стремиться к малым формам?

Она должна быть понятной. Я стремлюсь к тому, чтобы она была попроще, потупее. Даже какая-нибудь мощная идея о том, как ты все преодолеваешь, должна укладываться в какие-то две простые, понятные строчки для людей. Я стараюсь так делать.

Наверное, поэтому ты больше любишь «Кино», чем «Аквариум» — потому что у «Кино» все понятно, а у БГ (признан иноагентом на территории РФ. — Прим. SRSLY) несколько заумно.

Да. Это святая истина.



Фото: сообщество «хмыров», https://vk.com/xmirow
Образ жизни — 12:21, 23 ноября
Что бы посмотреть? «Контакты. Игра», «Читатели» и другие новые шоу
Новости — 16:05, 22 ноября
Стивен Кинг анонсировал новую книгу — в ней вернется Холли Гибни
Новости — 13:40, 22 ноября
Новый роман по «Ведьмаку» будет про юного Геральта
Кино — 13:10, 22 ноября
«Сердце должно гореть у всех». Олег Савостюк — о сериале «Дайте шоу», парадоксальности страхов и воспитании внутреннего критика
Новости — 11:31, 22 ноября
Электроника и этно-мотивы: дуэт LAVBLAST выпустил второй альбом More