Интервью, Музыка — 12 октября 2023, 22:12

Декаданс чешского разлива. КУОК — о композиторстве, «Бесконечном туре» и мелкой моторике

Самый непредсказуемый русско-чешский артист КУОК готовит к выходу самый нестандартный альбом, который создается в режиме реального времени при участии одаренных подписчиков. Артист рассказал SRSLY о своей подростковой любви к инди-року, травмирующем влиянии кинематографа и впечатляющих творческих амбициях.

Владимир, у тебя в соцсетях в конце сентября появилось объявление, что ты запускаешь челлендж, участники которого должны записать демку и выложить ее на платформе «ПАНЧ»… Расскажи про это поподробнее.

Это продолжение истории, которая готовится с января. Мы писали альбом и решили, что нам скучно делать его своими силами. Среди наших подписчиков — серьезное комьюнити артистов. Соответственно, мы придумали давать им задания и в прямом эфире вместе со слушателями и командой выбирать самых сильных исполнителей. 

Таким образом написался целый альбом. Но у нас не было как такового фита. С командой «ПАНЧ» мы решили, что можно продлить этот эксперимент на один день и сделать фит с восходящим талантом.


Ты вроде бы объявлял, что два фита у вас уже были намечены.

Да, один трек на альбоме получился из голосового сообщения подписчицы, а второй — не конкурсная работа, а чисто мое желание написать с группой, которую я очень сильно люблю, совместную песню.

Судя по тому, что ты рассказываешь, этот альбом даже еще более экспериментальный, чем все твои прошлые релизы.

К счастью или к сожалению — да, он вообще не подходит под формат прошлого музла, которое я делал.

Раньше тебя пытались причислить либо к рэперам, либо к электронным музыкантам. А сейчас я вижу, что ты приблизился к статусу композитора и работаешь на стыке с шугейзом и пост-роком.

Очень, кстати, правильные слова ты сказал по поводу шугейза и пост-рока. В принципе, альбом получился каким-то закрытием гештальта маленького Вовы, потому что наконец-то за референсы бралась музыка, которую я услышал благодаря брату, в 1-2-м классе. В тот момент у меня было меньше электроники в плейлисте и вообще не существовало понимания о том, что такое рэп. Поэтому за основу брались не синты, а, скорее, бас-гитара. 

Короче, я действительно просто решил отойти от привычной мне музыки и сделать то, что хотел еще 15 лет назад.


Слышал, что запись протекала (в прямом смысле протекала) драматично.

Да, это можно назвать «гостиным» альбомом, а не студийным, потому что у меня дважды затопило студию, и пришлось перетащить все нужное оборудование в гостиную своей квартиры. Сюда перенеслись вместе с инструментами и музыканты. Было шумно и непривычно в плане того, что у меня дома всегда порядок и всё по своим местам. А в итоге половину квартиры заняли провода и синты. Каждое утро мне приходилось вставать в панике от того, что нужно срочно убраться, но времени на это не было. Поэтому да, слово «драматично» очень сюда подходит. Мне такой экспириенс понравился, и теперь я думаю, как сделать так, чтобы у меня это рабочее место дома все-таки осталось, но про студию тоже забывать не хочется. Надеюсь, когда-нибудь я ее дострою.

Я помню, что прошлый твой релиз, помимо прочего, сопровождался целым документальным фильмом о создании. Будет ли с новым так же?

У меня все время с собой была VHS-камера, и я снял много рандомных моментов за этот год записи альбома. Конечно, я выпущу то, что наснимал, но судя по тому, что у меня получается, это будет не документальный фильм, а какой-то артхаус.


Говорят, что ты любишь сканди-нуар и Николаса Виндинга Рефна частности. Тебя вдохновляют конкретные личности в кинематографе?

Мою историю с кинематографом можно назвать травмирующей, потому что я пошел на очень узкое направление в универе — на монтаж пленки, за семестр возненавидел кино и перестал им интересоваться. Последний фильм, который я смотрел, — это одна из свежих частей Jackass. Раньше я действительно люто фанател по датской нуарной истории, по «Догме 95» (кинематографическое движение 1995−2005 годов, основателями которого были Ларс фон Триер и Томас Винтерберг. — Прим. SRSLY). Но больше не хочу вдумываться в кино, пока эта травма не пройдет.  

Тебе легче сейчас, потому что ты режешь не пленку, а цифровое видео в Final Cut?

Ну само собой. Я вернулся к монтажу — это уже большой шаг для меня, потому что после универа мне вообще не хотелось об этом думать никогда.

Ты географически где занимаешься альбомом?

В Чехии, в Праге. Дома.

Для тебя это эстетически комфортная среда?

Да. Я сейчас перегнал в самый-самый центр. У меня из окон вид на синагогу, на церковь и просто на какой-то красивый барочный домик. Прага разделена на сектора, первый — это самый центральный, из него я почти не выбираюсь. Надо мной друзья угорают, что я подхватил «синдром Праги 1» — это когда человек не пользуется общественным транспортом, не выезжает за пределы центра. Правда, я в последнее время задумался, и, наверное, в скором времени перееду в Японию. (Смеется.)


Как же ты переедешь? Насколько мне известно, у тебя «Бесконечный тур» еще на носу.

Не, не перееду никуда. Но вылезать из зоны комфорта придется уже очень скоро. «Бесконечный тур» стартует уже 4 ноября. Кошмар.

Ты говоришь, как будто не так уж и любишь выступать, а по картинке выглядит, как будто любишь.

Я обожаю это дело, просто очень давно не выступал на сольниках. С середины лета не было сольных концертов, выхожу на сцену редко. Так как новая программа — новый тур, добавляются города, в которых я никогда не был. Включается мандраж, об этом немножко тяжело думать. Просто побаиваюсь.

Главное, что может внушать беспокойство, это то, что ты не все тексты выучил.

(Смеется.)

Релиз-то свежий.

Кстати, факт. Я уже вроде как запомнил часть текстов, которые мне нужно будет исполнять. Сейчас дела с этим обстоят хуже обычного, потому что на этот альбом я вообще тексты не писал. Я просто на фристайле все придумывал в моменте записи. Соответственно, у меня не было момента, когда я в заметки на телефоне или в блокнот записывал текст. Как-то моторикой не могу себе помочь его запомнить, поэтому сейчас просто выделю отдельно несколько дней на запоминание текстов перед репетициями, чтобы первая репетиция опять не была лютым провалом. 

Прекрасно запоминаю песни других артистов наизусть, но почему-то свои не могу.


Читал, что ты намерен сделать саундтрек для кино.

Это моя главная цель как композитора.

Делаешь какие-то шаги к этому?

Я сейчас работаю на паре проектов, которые, кстати, не могу назвать (и это ужасно), потому что они суперзасекречены. Но это сериалы пока что.

Видимо, западные?

Да, я внезапно влетел в крупный проект, поэтому пришлось снова полюбить кино.


Возвращаясь к альбому — когда он выйдет?

Он выйдет 3 ноября — на день раньше первого концерта тура. Что-то заценить оттуда получится даже раньше: до альбома я выпущу пару синглов, чтобы подготовить слушателя к совершенно другой музыке. Моральная подготовка слушателю понадобится, чтобы привыкнуть к такому понятию, как dream pop. Хрен знает, как это еще можно назвать.

Сколько там треков?

Официально — 13 треков, а на самом деле больше. Но между треками будут еще интерлюдии, и вообще, слушателю придется не просто вникать в альбом как в звуковую историю, а еще и всматриваться в спектрограмму звука, потому что я запрятал там кое-какие визуальные пасхалки.

Не будет преувеличением назвать этот альбом концептуальным?

Ненавижу это слово, но да.



Фото: предоставлено пресс-службой
Новости — 16:50, 19 сентября
Кинофестиваль «Маяк» объявил конкурсную программу
Новости — 14:45, 19 сентября
«Стальное сердце», «Майор Гром» и TIOT. Рассказываем, как прошел второй «Фандом Фест»
Новости — 12:25, 19 сентября
Цирк, балет и музыка: «Яндекс» и Imperial Orchestra покажут мистическое шоу по мотивам «Щелкунчика»
Новости — 19:13, 18 сентября
«Эмили в Париже» продлили на 5-й сезон
Кино — 19:04, 18 сентября
Как вынести креатив из мастерских в пространство города? Рассказывает руководитель Агентства креативных индустрий Гюльнара Агамова