Собрались как-то ценители индустриальной эстетики да задумали организовать всероссийский фестиваль «Ночь заводов», который прошел 12 августа и объединил 18 предприятий России — от Калининграда до Урала. SRSLY познакомился с организаторами, погулял по предприятиям и разобрался, насколько хорошо промышленность сочетается с искусством.
Фестиваль
«Ночь заводов» родилась усилиями команды Центра поддержки и развития современного искусства «ЗА АРТ». В 2023 году мероприятие разрослось: на опен-колл откликнулось 90 отечественных производств, отбор прошли только 18 — от Большой Ивановской мануфактуры и водонапорной башни под Кировом до предприятий Большого Урала. Больше заводов ночи заводов!
Серьезные фабрики решились на нестандартный шаг: пустили к себе современных художников, чтобы те придумали свои новые проекты прямо на производстве. За одну ночь в своем познании преисполнились более 20 тысяч зрителей — не только хипстеры и любители современного искусства, но и обычные горожане, стремящиеся разглядеть прекрасное в индустриальном.
SRSLY пообщался главной продюсером фестиваля и куратором проектов Центра «ЗА АРТ» Марией Туркиной.
Какой у тебя бэкграунд?
Я больше 10 лет работала в галерейной сфере, потом столкнулась с редевелопментом и проектированием. Меня увлекло, и я переместилась в социокультурное программирование. Искусство — про смыслы, память и наследие. В этом отношении заводы — сердца городов. Это важное место для многих поколений, ценность, которую хочется сделать видимой.
В твоей семье кто-нибудь работал на заводе?
Нет, я из интеллигентной семьи: папа — геолог, мама — инженер-конструктор. К заводам не имею отношения, мне просто по душе.
Насколько большая у тебя команда, сложно ли продюсировать столь крупный фестиваль?
Очень тяжело. Команда небольшая, проект реализован за счет гранта, а это подразумевает, что команда состоит из увлеченных людей — у нас их порядка десяти человек. Мы говорим про 18 городов в одну ночь. Надеюсь, что будем систематизироваться и расти, с командной точки зрения тоже.
Команда фестиваля полностью состоит из женщин, представители производств тоже на 80% женщины. Почему так?
Это философский вопрос. Наверное, потому, что мужчины больше погружены в производственные процессы, а женщины — в эстетику и сохранение.
Мы иногда шутим на эту тему, мол, «Ночь заводов» держится на девичьих плечах.
Фото: Екатерина Краева
Внутри производств
Предприятия вдоволь наупражнялись в творчестве. Из мукомольных элеваторов вылезали лазерные инсталляции, меж фрезерных станков гордо вышагивали модели в одежде молодых дизайнеров, а в тракторных мануфактурах звучал новоорлеанский джаз. Собрали проекты «Ночи заводов», которые запомнились нам больше всего.
Дербентская винодельческая компания, г. Дербент
Куратор арт-направления компании Варвара Новикова признается: проект стал поворотным для Республики Дагестан. Казалось бы, религиозная часть населения на вино-водочный завод не придет, а ценители заглянут только ради бутылочки каберне-совиньон.
Ну кто захочет ехать на производство ради искусства?
Опасения не оправдались. Предприятие организовало выставку хамрийята — винной поэзии Ближнего и Среднего Востока. Люди пришли, а компания получила благодарность от министерства культуры Дагестана, задала неожиданный вектор локальному искусству и популяризировала малоизвестных дагестанских художников.
Фото: Екатерина Краева
Завод «Элмат», г. Калуга
Фабрика выпускает разнопрофильные товары: от посуды и стильной мебели до профильно-погонажных изделий из полимеров. В «Ночь заводов» в стенах производства развернулся перформанс «Планета-человек»: гремел музыкальный рейв — смесь электронщины и пения тибетских чаш, а на гигантском экране мелькал видеоарт, созданный нейросетью.
СИБУР-Химпром, г. Пермь
Нефтехимическое предприятие часто поддерживает локальные творческие проекты, но внутрь гостей пустило впервые. Идея казалась безумной: ходить на действующий завод опасно, особенно посторонним. Какой еще совриск?
Решившись на авантюру, СИБУР организовал музыкальный спектакль-променад — концерт симфонической музыки посреди бушующих станков и дымящихся труб. Компания довольна собой и размышляет о следующем проекте: подумывает записать аудиогид и пригласить подтанцовку — труппу Пермского театра оперы и балета, например.
Фото: Сергей Русанов
Часовой завод «Ракета», г. Петергоф
Основанная в 1721 году компания повидала на своем веку и смену руководства, и войны с пандемией, и революцию, но такого с ней еще не случалось. На фабрике транслировался ландшафтный видеоролик, записанный с высоты птичьего полета, а на входе в производство мерцал разноцветный световой портал, символизирующий время и невесомость.
Изнутри завод действительно похож на космический корабль.
О фестивале гудел весь Петербург — за день фабрику посетило более 500 человек, все были в шоке. Экскурсовод «Ракеты» Екатерина разделяет столь внезапный интерес: «Раньше я ничего не знала про часы, но прониклась, напиталась духом "Ракеты" и сейчас не представляю, чем бы хотела заниматься кроме этого. Часы захватывают».
Фото: Денис Денисов
Зачем заводам искусство
Это все, конечно, здорово, но зачем крупные индустриальные производства соглашаются на эксперименты? В маленьких населенных пунктах некому трудиться на предприятиях — скучающие жители утекают в столицы. Поэтому фабрикам важно нравиться работникам, привлекать потенциальных и развлекать текущих — это стимулирует мысль и раскрашивает будни.
Города тоже ждут гостей. Там, куда приезжают туристы, охотнее строятся кинотеатры и парки, а еще появляются новые рабочие места. Взять хотя бы Урал: местные признаются, что его чугунная индустриальность всегда была травмирующей историей для регионального имиджа. Вместе с «Ночью заводов» горожане учатся видеть интересное в индустриальном. Постепенно интересное становится модным, а мода — новой нормой.
Это работа на слом стереотипов: при слове «завод» многие представляют пыльные стамески, ржавые трубы и разваленные стены. Современным производствам хочется повысить престиж бренда и стать видимой точкой на карте для локальных сообществ. Искусство вообще должно стать частью жизни.
Планируешь строить завод? Организуй в нем место под арт, и тогда всем будет хорошо.
Образ жизни — 2 декабря 2022, 12:18
Драконы, «кровоточащее» сердце и нейроарт. Как редакция SRSLY познавала современное искусство в Чувашии
Зачем искусству заводы
Художники с удовольствием приходят на производства. Так вышло, что российский культурный код неразрывно связан с индустриальностью, она в нашем смехе, в наших слезах и пульсации вен. Мы годами ходим мимо заводов — в любимую кофейню, по пути на остановку или к стоматологу. Время заглянуть внутрь. Невозможно изучать культуру только на Антоне Чехове и Льве Толстом, не впуская в себя действительность.
Искусство любит неизведанное: производственные площадки еще не мейнстримны, а некоторые территории и вовсе заброшены. Мрачные стены забытого предприятия и полная творческая свобода — что еще нужно художнику? Так из хаоса рождаются культурные смыслы, формы и решения, а монументальность завода взращивает маленькую идею до масштабных высот.
«Что вы тут творите?» Фабрики должны быть фабриками
Последние годы заброшенные промышленные предприятия тоже переосмысляются в креативные кластеры: московский «Хлебозавод №9» продает виниловые пластинки, петербургский «Севкабель Порт» проводит концерты Тоси Чайкиной и готовит фруктовый бабл-ти. Но что делать с теми, кто противится изменениям?
Программный директор «Севкабель Порта» Мария Тарнавская рассказывает:
«Первые годы существования пространства нам постоянно писали жители города, мол, супостаты разгромили производство из-за фестивалей, рынков и лавандовых рафов. Бесконечный хейт — неважно, что людям нравится, а производственные территории никому были не нужны. У нас даже есть рабочий чат "Хипстеры разрушили завод" — там собирается негатив, который приходит на почту.
После ковида мы решили поиграть в "12 злобных зрителей" и пригласили в "Севкабель" самых отъявленных хейтеров. Они долго упирались, но в итоге согласились. Пришли с недовольными лицами и настроенные на конфликт, а мы их встретили с улыбкой и подарками. Угостили кофе, показали набережную и благотворительный кластер, привели на фестиваль собачек и котов. Посадили ребят на кораблик, и те уплыли в закат. Теперь они нас очень любят».
Цифры фестиваля говорят сами за себя: 18 задействованных предприятий, 20 тысяч зрителей и миллион планов на будущий год. Идей много. Художники мечтают заценить проекты коллег в реальном времени, а зрители хотят успеть на несколько предприятий сразу. Кажется, ночи или дня заводов недостаточно. Как насчет «Жизни заводов»?
Образ жизни — 18 сентября 2023, 18:30
New Generation, New Vision. Интервью с директором HSE ART GALLERY Дарьей Кузнецовой
Фото: «Ночь заводов» на ЧЗЭМ-Энергомаш. Фото: Екатерина Анохина