Интервью, Музыка — 6 октября 2023, 20:21

«Клещ нас укусил кыргызский!» Интервью с группой «Второй Ка» о свободных движениях, эстетике говнюков и мемах с волками

Много какой дичи уже видали эти постсоветские города. «Второй Ка» — независимый дуэт из Кыргызстана. Парни сочиняют внежанровые треки, выбирают свободные движения, снимают клипы на VHS-камеру и умудряются выглядеть стилево даже на фоне киоска с беляшами. 7 и 8 октября у ребят первые концерты в России — SRSLY поболтал с Султаном Ботобаевым и Ильей Семеновым о насущном и узнал, готовы ли они устроить музыкальный азиатский разнос.

Как дела? Насколько вы сегодня помяты?

Илья: (Смеется.) Помяты — актуальный момент. У нас приболела команда, но вроде держимся. Событий не так много происходит, все более-менее спокойно. Готовимся к  грядущим концертам и релизам.

Начнем с очевидного. Откуда взялось название?

Илья: Надеюсь, закроем этот вопрос раз и навсегда — нас часто спрашивают. Мы с Султаном познакомились во втором классе, он назывался 2-й «К». У всех «А», «Б», «В», а у нас «К». Коммерческий класс. Родители, которые хотели, чтобы их детям уделяли больше внимания, платили деньги, и ребятишек засовывали в «К». Потом коммерческие классы запретили, и мы перебрались в другой. А так до девятого класса учились вместе: Султан пошел в колледж, а я в другую школу.  

Султан: Я перевелся во 2-й «К», и мы с Ильей сразу нашли общий язык, начали играть вместе. С того времени и дружим.


Я умилилась с обложки трека «39 школа», где вы маленькие стоите на тропинке между деревьями.

Султан: Да, это фотография возле школы, рядом роща, все зеленое. Мама Ильи ее сделала, мы в классе 3-м были или 4-м.

Илья: В этой роще и происходили события из трека «39 школа».

Только директор школы не впрягся за дерущихся, в отличие от клипа на песню.

Илья: (Смеется.) Ну да, он впрягся только по художественному допущению.

На какой музыке вы росли?

Султан: Мне кажется, наше поколение, которым сейчас 26–27 лет, не выбирали жанры. Слушали все подряд. И рэп, и рок, и R&B — все, что приятно слуху. 

Представим, что человек впервые сталкивается с «Вторым Ка». Как бы вы описали вашу эстетику?

Султан: (Смеется.) Два говнюка. Мы исследователи. Те, кто не боится пробовать и постоянно находится в творческих поисках

Илья: Не хочется, чтобы нас воспринимали серьезно — условно как Скриптонита. Хочется быть попроще, хочется иронии. Где-то серьезно, но с приколом. Из этого и складывается наша эстетика — мы такие, чванливые. 

Какие-какие?

Султан: (Смеется.) Это чисто наша формулировка. «Ну ты чван!»


А как вы определяете себя жанрово? У вас полный разброс — от драматичных инструментальных композиций вроде «Последнего звонка» до рэп-треков с трещотками и задорных историй вроде «Встречайте говнюков». 

Илья: Не могу сказать, что мы мыслим такой категорией. Можем постфактум к чему-то притягивать, мол, это пост-панк получился, а это больше рэп. Но на момент создания музыки не категоризируем. 

Не хочется себя загонять в рамки жанра — сейчас не то время, чтобы делать что-то одно. Развитие за новым, за смешением форматов.

С чего началась история группы?

Султан: Изначально мы рэперы — два друга, каждый увлечен музыкой и жизнью. После школы мы не общались пару лет, но, когда пересеклись, я уже находил биты в интернете, писал треки, на гитаре что-то сочинял. 

Илья: Я писал инструменталы. Плотно общался со Славой КПСС и Замаем, продюсировал треки. Когда мы встретились и начали разговаривать, выяснилось, что Султан пишет песни, я — биты, вот и решили попробовать сделать что-то вместе. Собираться было негде, поэтому виделись дома у Султана в теплой компании родителей через стену. В 2017 году сняли помещение в офисном здании. С одной стороны были курсы немецкого, с другой охранное агентство, а с третьей — экзорцисты, они вечером собирались в круг и изгоняли демонов. Ну и мы в соседней комнате.

Султан: Тоже своих демонов изгоняли.

По-моему, это идеальная компания для творчества.

Султан: (Смеется.) Да, описывает нашу музыку и путь. 

Илья: Это характерная среда для нас, вселенная притягивает интересных людей. На тусовках мы обязательно находим либо бездомного, который рассказывает стихотворения, либо странного охранника. Интервью можно полностью посвятить нашему охраннику — человек советский, в тюрьме успел посидеть. Вот она, наша эстетика.

Фото: Анна Олейникова

Почему вы называете себя говнюками?

Султан: Как-то мы наткнулись на видео, где чувак смешно описывал кыргызских рэперов: пубертатная язва, иностранный агент. В конце ролика появились мы, и закадровый голос произнес: «Говнюки». Мы посмеялись и подумали: «Ну все, мы говнюки по ходу».

А что такое «цык-цык спать»? Так говорят в Кыргызстане?

Илья: (Смеется.) Блин, я не помню, что это. Из космоса пришло, из мемов вылезло. Точно не из нашего места обитания — больше интернетная тема.

Судя по «Встречайте говнюков», вас действительно табор. Над проектом работает большая команда?

Илья: Мы с Султаном. Есть люди, которые помогают: Юля (@salgdvik) отвечает за визуал, все обложки последних двух лет она делала. Мы с Султаном что-нибудь задумываем и подключаем Юлю — ищем людей, которые могут помочь в реализации. Иногда люди не находятся, и мы снимаем сами: у нас есть Антон, мой двоюродный братишка. Он режиссировал клипы «Тени от пальм» и «Встречайте говнюков». Просто брал VHS-камеру в руки и снимал. На лайв-выступлениях есть ударник Леша, гитарист Федя, тоже мой брат. Он, кстати, написал «Тени от пальм» — ему тогда было 15 лет


У вас есть прекрасная песня «Ресницам стало тяжело». От чего тяжело вашим ресницам?

Илья: (Смеется.) Им тяжело от этого трека. Сложная у него судьба: мы долго откладывали релиз, потом сняли клип, который в итоге не выложили. Внутри нас песня умерла несколько раз. Как выпустили, пошло хорошо: трек дал первых слушателей и обратил на нас внимание. Но сейчас грузит больше, чем воодушевляет.

А «Где-то за границей» — это где?

Илья: В этом и прикол, что где-то. Свет мигалок разрезает старый двор, тебя ищут правоохранительные органы, а ты где-то за границей, не в конкретном месте. Трек появился неожиданно. У нас есть друзья-музыканты, у них были проблемы с органами, и они уезжали из страны. Мы продолжали общаться и делать музыку, и на инструментал случайно написался такой текст. Буквально за полчаса.


Получается, все ролики о том, как вы на ходу придумываете песни, приукрашены? 

Султан: Конечно. В тиктоках и шортсах мы можем изгаляться как хотим. Территория правды работает не в нашу сторону, главное — получить слушателя.

Почему в «Секундной пальбе» стреляют?

Султан: Там есть контекст, это про игру Counter-Strike: «Клики клавы пальчиками три и два». В этом контексте мы развиваем тему. Кто играет, поймет, о чем мы. А так никто не стреляет, если что. (Смеется.) 

Илья: Это метафора, переплетающаяся с жизнью. Вроде про игру, а вроде и нет.

Кстати, о «Тенях от пальм» — в конце клипа появляется надпись: «Каждый человек в этой жизни так или иначе идет к свободным движениям». Здесь есть какая-то история? 

Илья: Это частичка нашей философии. У нас есть многострадальный альбом «Свободные движения», который мы давно пишем. Это работа, куда мы вкладываем все, что можем. Там описаны все аспекты этой философии.


Султан: Это простой концепт, к которому мы пришли пару лет назад. Каждый идет к свободным движениям в любой деятельности: жизни, спорте, музыке. Чтобы делать дело свободно, с минимальным сопротивлением со стороны. Иногда у человека не получается, и он идет через сложности. 

Мы можем полностью себя проявить только тогда, когда найдем рамки своих свободных движений.

Насколько свободным музыкантом можно быть в Кыргызстане в 2023 году?

Илья: У нас есть трек «Чуйский кантет», который начинается с новостной вырезки о революции 2010 года, а в припеве есть слова «пацаны на а@#$е». Я читаю, что по городу митинги, а я еду в «матизе». Трек популярен, нам никто ничего не предъявлял. Сложно представить, чтобы за нами пришли. Чувствуем себя свободно.

А как вообще в стране дела с музыкой и современной культурой?

Илья: Потихонечко развивается — конечно, не на таких разгонах, как в России или Казахстане. У нас, например, есть артист Ulukmanapo, который держится на первых строчках чартов.


Кстати, какие слова и выражения есть в киргизском русском, которые обычно не знают ребята из России?

Султан: Карш! Сокращенно от «карышкыр» — «волк». Это человек, который стремится к цели. Мы больше используем его как прикол: «Ну ты карш!»

Илья: Пойдет по головам, несмотря ни на что. Можно использовать как в хорошем, так и в негативном контексте. 

Вспоминаются мемы про волков! «Безумно можно быть первым», и вот это все.

Илья: Это оно и есть! Что касается остальных слов — сложно вспомнить. Надо к нам подходить и говорить: «Вот это что значит?»

Учту! Кстати, а как вы познакомились с Замаем?

Илья: Он тоже с Кыргызстана, но уехал в 2013 году. Познакомились странно. У нас был медиасервис местный, запил на ВКонтакте, назывался «Намба». Там проходили онлайн-баттлы, туда заливали треки, общались — такой движ несся. Когда я делал первые биты, то оформил их в EP и выложил туда. Замай послушал и спросил, можно ли использовать мой бит. Я согласился. Так и затесалось общение, а потом я начал делать ему музыку.

Фото: Анна Олейникова

У вас есть кумиры? Кто из них успел вам зареспектовать?

Илья: У рэпера Bones есть строчка, где говорится: «Все мои кумиры либо мертвы, либо уже сговнились». Так и у нас. Кумиров и авторитетов нет, мы сами по себе.

Султан: Брат, ты для меня авторитет!

У говнюков не может быть авторитетов.

Султан: Да! В этом суть говнюков. Могут ли они поставить кого-то авторитетом?

Почему с вами так мало интервью?

Илья: Это интервью мы тоже обдумывали. Мы не разводим таинственность на ровном месте и не боимся ляпнуть лишнего. Что первое в голову лезет, то и говорим. Просто иногда есть на это ресурс, а иногда нет. Чаще всего мы самодостаточны, занимаемся своими делами и не выносим это на публику. Но об этом интервью не жалеем.

Чем живете, помимо музыки?

Илья: В последнее время движняк разогнался настолько, что не получается чем-то другим увлекаться. Нужно либо доделывать треки и готовиться к релизу, либо делать обложку, снимать шортсы или клипы. Если все сделано, нужно репетировать. Из этого и складывается жизнь. Мы контролируем все — от начала до конца. Сами сводим треки, а если кто-то присылает нам бит, самостоятельно его дорабатываем. 

Фото: Анна Олейникова

Можете назвать себя перфекционистами?

Илья: (Смеется.) Нет, точно нет. Это не про перфекционизм, а про то, чтобы любая идея была пропущена через нас. Сложно доверять кому-то работу — речь не об идеальности, а о том, чтобы работа была выполнена в правильном векторе. Не всегда люди понимают, что мы хотим.

Султан: Нам самим интересно участвовать и делать все самим. Нужно быть внимательным к тому, что делаешь. Для нас это важно.

Альбом «День зависимости» очень рэперский, пластинка «Сериал» — поп-конфета с вокалом и инструментами. Когда и каким будет третий?

Султан: Материал лежит, мы можем из него сконструировать альбом — есть пара вариантов развития событий. Отталкиваемся от того, что происходит. Сейчас в приоритете концерты. Это наш первый мини-тур, мы поедем по городам, будем играть с новым составом группы. С лета репетируем, не терпится выступить!

Илья: Этот год у нас расписан, альбом туда не вклинивается. В середине октября выйдет новый сингл, к концу года, если сложится, будет еще один. Мы запланировали не секундную пальбу устроить по стриминговым платформам, поэтому будем продуктивными, чтобы в следующем году выпустить полноформатник.

Я надеюсь, к вашей несекундной пальбе не прилагается больная голова.

Илья: (Смеется.) Мы тоже!

Султан: Больная голова иногда полезна — идти через боль.

7 октября вы играете в Санкт-Петербурге, 8 октября в Москве. Какова ваша концертная география?

Илья: Бишкек, Алматы, поэтому нам и важны грядущие концерты — это новое начало. Мы впервые выступаем в Москве и Питере. На концерте реально будут говнюки! Это наше первое выступление живым составом, подобного ни у кого больше нет.

Султан: В плане городов мы, можно сказать, девственники.


А у вас обычно слэмятся на концертах? Чтобы мне знать, к чему готовиться, — я иду на концерт в Петербурге.

Илья: На «Чуйском кантете» обычно.

Султан: Слэмиться обязательно! 

Какой момент был самым счастливым в вашей творческой жизни?

Султан: Когда мы в подвале жили в пандемию 2020 года. Мы собрали материал, а потом начался карантин. Вскоре поняли: нужно что-то делать. Переехали в студию, в подвал, где нет условий для комфортного проживания. Периодически гоняли домой за едой и помыться и весь локдаун занимались альбомом «День зависимости». Крутое решение. 

Илья: Было весело. Мы спали на полу, стелили, что придется, выходили из подвала раз в три дня. По микрорайону шли по дворам, чтобы патрули не схватили.

Султан: Сражались с пауками! Чуть башней не поехали, но вовремя остановились.

Илья: Кстати, паук под стаканом живет всего семь дней.

Очень лампово звучит! Хоть и немного крипово.

Султан: Кстати, после пандемии у нас начался новый этап в творчестве. Мы переосмыслили жизнь, пошли другие треки, концепция со свободными движениями. 

Возможно, вас в карантин укусил радиоактивный паук из стакана.

Илья: (Смеется.) Клещ нас укусил кыргызский.


Последний вопрос. Если бы вы были десертом, то каким?

Султан: Творожным сырком. Обожаю их! Снаружи твердый шоколад, внутри мягенько и воздушно. Есть пространство для флоу

Илья: Когда-то с начинкой, когда-то без.

Этот сырок тоже в свободных движениях.

Султан: Да, свободный сырок.



Фото: Анна Олейникова
Теги
Новости — 19:13, 18 сентября
«Эмили в Париже» продлили на 5-й сезон
Кино — 19:04, 18 сентября
Как вынести креатив из мастерских в пространство города? Рассказывает руководитель Агентства креативных индустрий Гюльнара Агамова
Новости — 17:44, 18 сентября
Стало известно, когда выйдет роман Пелевина «Круть»
Новости — 16:22, 18 сентября
Утром йога, днем — браслетерия, вечером — музыка в горах. New Star Weekend выкатил таймлайн фестиваля
Новости — 15:19, 18 сентября
От сессии до сейшна. Куда ходили и ходят студенты — миллениально-зумерский гид от Антохи МС и Андрея Савочкина