В этому году выбор пал соответственно на Артема Филатова, пермский Музей современного искусства PERMM и музей без стен ZAMAN из Уфы. Рассказываем про победителей и их проекты, показанные на Cosmoscow, прошедшей в Москве 29 октября — 1 ноября. Изучайте, запоминайте — вы еще о них услышите, и не раз.
Лауреатом номинации «Художник года» в 2023-м стал куратор и основатель студии «Тихая» Артем Филатов. Его творчество тесно взаимодействует с историей и культурным ландшафтом родного Нижнего Новгорода. Немаловажную роль играют и наблюдения за абсурдностью реальной жизни и поиски «банальности зла». С Cosmoscow же Филатова связывает насыщенная история взаимоотношений, в которую теперь вписана еще и эта знаковая коллаборация.
В «Экспоцентре» художник представил серию графических работ «Все исчезнет!», созданную с помощью зеленки. Свойства красителя добавили рисункам особую изюминку: воздействие света меняет насыщенность пигмента, поэтому с каждой демонстрацией изображение выцветает — такая вот метафора скоротечности всего живого. Хранятся уязвимые бумаги в специальной скульптуре, у которой тоже имеется своя трактовка — ничем не примечательная с виду оболочка на самом деле служит капсулой времени.
«Шесть лет назад я впервые принял участие в ярмарке и в том же году стал победителем премии банка Credit Suisse и Cosmoscow для молодых художников. Для меня это было полной неожиданностью, которая оказала неоценимое влияние на мою дальнейшую жизнь. Во многом благодаря поездке в Швейцарию я смог прийти к тому видению проекта, которое было воплощено в мемориальном пространстве "Сад имени" в нижегородском частном крематории в 2019 году.
Оказаться "Художником года" ярмарки Cosmoscow сейчас — не менее неожиданно и волнительно. За эти шесть лет произошли изменения катастрофического масштаба, и даже сложно представить, как такая награда повлияет на мою деятельность. Я благодарен всем причастным к Cosmoscow 2023, попечительскому совету ярмарки и экспертами этого года», — рассказывает Артем.
Еще одним проектом Филатова на Cosmoscow в этом году стал специальный анимированный дизайн «СберКарты», вдохновленный сменой сезонов (и снова эта излюбленная тема трансцендентности) и созданный художником в тандеме с нейросетью Kandinsky 2.2. Сия красота была показана в пространстве «Цифровой сад Сбера» (что концептуально продолжает мотив хрупкости природы), а скачать такой дизайн для своей цифровой карты уже можно в приложении банка.
Почетное звание лучшего музея было присвоено PERMM. Это хранилище совриска известно не только своими экспонатами, но и публичными практиками. Именно благодаря ему в Перми свершается культурная революция, а арт-объекты выходят на улицы и становятся визитными карточками города (чего стоит одна только инсталляция «Счастье не за горами» на берегу реки Кама).
Скоро музей обоснуется в новом здании, где прежде располагался люксовый автомобильный салон. Тему адаптации этого пространства под выставочные залы было решено обыграть на Cosmoscow: художник Василий Кононов-Гредин создал инсталляцию «Антиформа №15», представлявшую собой вывернутый наизнанку «Гелендваген», что символизирует трансформации и обновление.
Директор музея Наиля Аллахвердиева поделилась с нами своими впечатлениями, результатами и планами PERMM на ближайшее будущее: «Участие в ярмарке Cosmoscow стало новым опытом для музея — мы отлично справились, это видно по реакции зрителей и профессионалов на наш стенд. У проекта высокий индекс цитирования в соцсетях и очень восторженные отзывы. Статус "музей года", безусловно, большой вызов, ведь мы должны были сделать видимым этот статус, не потеряться в очень активном визуальном контексте ярмарки и в то же время соответствовать специфике события.
У ярмарки невероятное качество аудитории, и находится среди этой аудитории три дня — огромная ценность. Это очень поддерживает, я вернулась в Пермь с ощущением сильной подзарядки. Конечно же, важны PR-результаты, продвижение музея как среди большого круга галерей, участников ярмарки, так и в СМИ, которые писали о нашем стенде, брали интервью.
Если говорить о будущем, то мы хотели бы участвовать в следующем году, как с некоммерческими, так и коммерческими проектами. Очень хочется попробовать музей в качестве продавца и, в ситуации отсутствия галерей современного искусства в Перми, взять на себя эту миссию и попытаться вывести пермское искусство в рыночное пространство».
Национальные достижения попечительский совет подмечает в категории «Институция года». 2023-м ею стал уфимский музей ZAMAN, который воплощает в себе концепцию «музей без стен» и функционирует как Посольство актуального искусства. Главным объектом его изучения являются художественные традиции Поволжья, Прикамья и Урала.
На ярмарке ZAMAN рассказывал про свои исследовательские и выставочные проекты, реализованные в республиках Башкортостан, Татарстан, Удмуртия, Чувашия, Марий Эл и соседних регионах. С тюркских языков название институции можно перевести как «время», именно оно и стало центральной темой экспозиции — через работы, представленные на стенде музея, художники делились своими ощущениями времени измеряемого («вакыт») и времени исчисляемого («сәғәт»), времени непредсказуемого будущего («киләсәк») и времени будущего, которое нам еще предстоит придумать («заманалар»).